О том, что тувинская национальная борьба издавна являлась самым популярным и любимым видом спорта в Урянхае, есть сведения в китайских и монгольских летописях. А истории жизни, ставших почти легендарными борцов, таких как Лопсан - сын Арбака из Хемчика, Союспан из рода Адыг-Тулуш, Чываажак из Ооржаков, Кудерек из Тес-Хема доказывают, что даже владычество маньчжуро-китайских захватчиков (1776-1911 гг.) не смогло искоренить любовь тувинского народа к борьбе и борцам, олицетворяющим красоту силы и духа народа.
В 1921-1944 гг., в результате (а есть все основания об этом полагать) целенаправленной политики молодого независимого и свободного государства — Тувинской Народной Республики, национальная борьба получила новый и своеобразный толчок в своем развитии. Уже на первом Наадыме, в 1921 году, где первенствовал знаменитый «Слон» Монгуш Чанман из Даа кожууна, боролись 128 борцов. А с 1922 года, когда началась блистательная спортивная карьера «Льва» Оюна Билчиир-оола из Тес-Хема, редко когда на республиканских Наадымах боролись меньше 256 атлетов.
Интересно, как же присваивались эти почетные спортивные звания.
В случае однократной победы, двукратного получения второго места, или трехкратного - третьего-четвертого места на республиканских Наадымах, присваивалось звание «Народный Начын». Позже звание переиначили как «Начын ТНР» (в спортивном обиходе слово «Начын» переводится на монгольский манер как «Сокол», что, по-моему, неверно, правильно было бы перевести это слово как «Борец-атлет»). За двукратную победу на республиканском Наадыме присваивались почетные звания «Народный Лев» (Лев ТНР), за трехкратное - «Народный Слон» (Слон ТНР). За подобные результаты такие же звания, но без слов «народный», присваивались на значимых, с участием 128, 256 борцов, турнирах в больших кожуунах. Правилами того времени предусматривалось присвоение почетного звания «Амырга» за четырехкратную победу и «Дарган Амырга» за последующие победы. Но за время существования ТНР таких показателей не имел ни один борец. В наше время таким званием удостоился бы «Кучутен» Аяс Монгуш.
Кроме званий, естественно, поощряли наградами. Есть тувинская присказка: «Наградить выше головы, шире плеча». Так вот, победителя сажали на корточки посреди арены и заваливали выше головы различными призами. Кроме этого, как правило, победители получали коня со всеми конскими принадлежностями или, чаще всего в кожуунах, без оных.
Наадым в больших кожуунах, в Хем-Белдире (Кызыле) был большой отрадой для аратов, самым ожидаемым событием года в их жизни. Люди запасались провизией на 2-3 дня, палатками для ночевки и отправлялись, иногда со всеми домочадцами, на праздник. Чтобы получше почувствовать атмосферу тех лет, приведу выдержку из воспоминаний О. Куулара: «… В детстве я с родителями был на большом Наадыме в Чадане. Вначале мы целый день смотрели конские скачки, а вечером легли спать в палатках. Наутро, часов в пять, я проснулся от шума. Какие-то люди пронзительными голосами, своеобразной, протяжной мелодией называли имена, перечисляли заслуги знаменитых в те времена в западных кожуунах борцов, таких как «Народного Слона» Монгуша Чанмана, «Народных Начынов» Сата Соскур-оола, Донгака Шырбана, Куулара Мандыра, Сарыглара Хуваажана, просто «Начынов» Кара-Сала Бавыы, Ондара Бопуннаара и других. Я подумал, что состязания уже начались, и выбежал из палатки. Оказывается, это таким образом просто информировали о тех, кто будет бороться на состязаниях, заодно тем самым они вдохновляли, настраивали самих борцов на предстоящие поединки».
Перечислю далеко не полный список тех, кто в те годы представлял собой спортивную славу республики.
Это уже упомянутые нами Монгуш Чанман и Оюн Билчиир-оол.
Первый имел звание «Слона» еще до революции, а за победу в Наадыме 1921 года ему присвоили звание «Народного Слона».
Оюн Билчиир-оол из Тес-Хема, победив в двух республиканских Наадымах, получил звание «Народный Лев».
«Народный Лев» Куулар Чамыян из Дзун-Хемчика побеждал в 1935, 1937 гг., кроме того, в те же годы он дважды побеждал в больших состязаниях с конскими скачками в кожуунах с участием 128 борцов. В сороковых годах он также выигрывал наадымские турниры и дважды становился вторым (один раз проиграл Бегзи-Хуураку).
Сарыглар Шончууржук имел звание «Лев» за двукратную победу в западных кожуунах. В 1936 году, в возрасте 48 лет, победил в республиканском Наадыме и получил звание «Народного Льва».
В 1932, 1933, 1934 годах на Наадымах трижды побеждал борец из Дзун-Хемчика, боец Народно-революционного войска (НРВ) Сталин Сарыг-оол. Ему, по праву, должны были присвоить звание «Народного Слона». Но по каким-то причинам этого сделано не было.
Звание «Народного Начына» в те годы получили: Куулар Сурун-оол (Овюр, Торгалыг), Донгак Балчый-оол (Улуг-Хем, Хендерге), Оюн Ойдупаа, Оюн Хуназыг (Танды) Чигжит, Шавы-Хуурак (Тес-Хем), Ооржак Коргу-Сундуй, Иргит Казанай, Сат Маннай-Байыр, Кара-Сал Шойдан (Дзун-Хем), чемпион Мандан-оол, чемпион Донгак Бегзи-Хуурак (НРВ).
Позволю себе перечислить тех, кто не получил почетных званий, но постоянно добивались высоких результатов: Намчыл из Бай-Тайги, Даржык, Бурнаа, Кечил-оол, Арзыланмай, Доржу, О. Чулдум из Дзун-Хема, Бурбужап, Балдан-оол из Барыын-Хемчика, Откун, Канчыыр-оол, К.Комбу, Дажы-Дондук, Самдан (НРВ), Чамбаа, Чамыян, Сарыг-оол, Сагаан-оол, Догей-оол из Улуг-Хема, Маадыр-оол, Паржай, Сагды из Тес-Хема, Донгур-Кызыл, Ензак из Бий-Хема, Аракчаа, Петров, Анужап, Соржу из Кызыла, Такпа, Кара-моге, Роман из Каа-Хема, Чадамба, Самыйлык из Тоджи, Тукчээ, Сергээлен из Тере-Холя, Санаа, Шалыыр-Доржу из Овюра.
Из анализа оставшихся в памяти сведений видно, что слава борцов непременно оказывалась выше славы представителей власти или духовенства. На Хемчике чаще вспоминали о борце Кудереке из Тес-Хема, нежели об Амбын-Нояне всея Уранхая Комбу-Доржу или высокопоставленных представителей духовенства из Самагалтая. А слава Лопсана, сына Арбака, была выше, чем слава знаменитого Хемчикского бая Езуту.
В памяти поколений остаются даже знаменательные проигрыши своих любимцев. Так, в 1922 году в Хем-Белдири в полуфинале «Лев» Сенди из Хемчика проиграл Оюну Билчиир-оолу. Секунданты острили: «Где упал «Лев» Сенди, там трава не взойдет в течение шести лет». В финале Билчиир-оол одолел «Слона» Чанмана, в результате родился присказка - «Где упал «Слон» Чанман, там трава вовсе не взойдет».
В 1928 году в Чадане в Наадыме западных кожуунов у «Льва» Билчиир-оола Оюна выиграл схватку борец Сапык-Кок и стал знаменитым на многие годы. Это событие стало главной сенсацией данного Надыма, несмотря на присутствие Председателя Совета Министров ТНР Дондука, который приехал на праздник на автомашине и с целым взводом солдат музыкантов-духовиков, кстати, это было первое явление автомашины и оркестра в Чадане.
В памяти болельщиков навсегда остался проигрыш Куулара Чамыяна в 1936 году, борец из Сут-Холя Даржык приподнял «Льва» и свалил его за большим пнем в местечке Кара-Дыт около Чадана.
Борец из Баян-Тала в 18 лет выиграл у «Льва» Шалыгыра, использовав прием «подсечка». Так он стал на всю жизнь «Катай-Кагаром» (Человек, который делает подсечку), а его имя - Серен, никто даже и не помнит.
На большие Наадымы перед началом борцовских состязаний обязательно приглашались именитые борцы, которые уже перестали участвовать в турнирах. Они надев расписанные золотыми буквами свои имена на шелковых содаках и шудаках (борцовских формах), исполнили «танец орла», тем самым благословили народ и вдохновили молодых атлетов.
Выше мы уже говорили, что развитие борьбы было государственной политикой. Участие спортсменов из сумонов в кожууных Наадымах, кожуунных спортсменов - в республиканских, определялось на государственном уровне. Например, ставилась задача: в Чадан, на кожуунный Наадым, сумон Баян-Тала должен поставить 16 борцов и 20 скакунов. Или на республиканский Наадым кожуун должен направить столько-то борцов, коней. И руководители соответствующих инстанций на кожуунном, сумонном уровне, кровь из носа, должны были выполнить это задание. В результате в те годы на местах сформировался очень качественный состав борцов различных уровней. Лучшие из них становились борцами республиканского уровня. И что интересно, борцы республиканского уровня никогда не боролись на турнирах, например, сумонного уровня, соблюдали, так сказать, субординацию.
«Борцы времен ТНР являлись поистине народными героями, - говорит дочь «Льва ТНР» Куулара Чамыяна, ветеран культуры, драматург Клара Сагды. - Моего отца шеминцы всем сумоном провожали на белую дорогу с белым кадаком на кожуунные и республиканские соревнования, побрызгав белое молоко. При этом, отправивив с ним тех, кто будет ухаживать за конем, готовить еду. А когда «Лев» возвращался с победой, это был самый большой праздник».
При подготовке статьи использованы воспоминания Куулара Оруса Донгур-ооловича, борца республиканского уровня из Сут-Хольского кожууна.
Рукописный Фонд ТИГИ, 1986 г.