Подход Сергея Шойгу ко всем вопросам, в том числе и к науке, очень прост - если что-то надо делать, то это делать надо. Обычно ученых сдерживает только вопрос финансирования: деньги нужны и на исследование, и на публикацию его результатов. Причем, и деньги-то нужны не очень большие, но без них - никак. Убираем этот вопрос - и работа начинает идти гораздо быстрее.
Как подтверждение этому - новый фотоальбом «Черно-белая Тува. Незаконченная история». Альбом издан по инициативе Сергея Шойгу при поддержке Русского Географического общества. В огромном томе сотни исторических черно-белых фотографий, рассказывающих о Туве начала ХХ века, становлении ТНР, вхождении в состав России, о 50-60-х годах прошлого века.
Министр ЧС делает все быстро, и альбом уже вошел в фонды Национальной библиотеки имени Пушкина. Первый экземпляр, полученный республикой от автора-составителя, библиотеке, отмечающей в этом году 80-летний юбилей, передал глава Тувы Шолбан Кара-оол.
Это тот самый том, который держала в Ээрбеке, не выпуская из рук, Дина Оюн вице-премьер по вопросам развития информационных коммуникаций. Альбом вызвал, пожалуй, больший интерес у жителей Тувы, которые хорошо знают ее историю, чем у гостей. Гостям надо было еще «войти в тему».
На встрече с архитекторами Тувагражданпроекта утверждали последний вариант эскиза здания фонда «Пор-Бажын». В целом, просто уточняли детали. О строительстве здания этого фонда писали пока мало, но не потому, что это совершенно новая идея, это - поворот старой идеи. Раньше говорилось о том, что будет строиться около Центра Азии здание, в котором разместится Тувинское отделение Русского географического общества. Но решили объединить несколько проектов. Около Центра Азии будет архитектурный комплекс, который пока называется культурный центр «Пор-Бажын». Там будет размещаться и отделение фонда «Пор-Бажын», и географическое общество, а кроме того: и библиотека, и гостиница, и ресторан. Вероятно, и что-то еще, но об этом мы узнаем уже позже, когда будут проработаны все детали.
Опять же по инициативе Сергея Шойгу создается тувинская серия ЖЗЛ о самых знаковых людях в истории республики. Хотя, говорят, что сама идея принадлежит его отцу. На дне рождения своего брата, Калин-оола Сереевича, Кужугет Сереевич сказал, что придумал создать серию ЖЗЛ о людях Тувы. По его задумке, в первую очередь нужно было написать и издать книги о Максиме Мунзуке, Владимире Оскал-ооле, Салчаке Токе. Тут же было решено добавить в этот первый список и Иннокентия Сафьянова.
Идея была озвучена в сентябре прошлого года.
Сейчас, на встрече с учеными ТИГИ, выясняли степень готовности работы над этими томами. Выяснилось, что в целом все выполнено на 70%. Эдуард Мижит пишет о Максиме Мунзке, Валентина Сюзюкей - про Владимира Оскал-оола, Николай Моллеров - об Иннокентии Сафьянове. Книга о Салчаке Токе пока не вполне готова. Но, предполагается, что к сентябрю ученые должны их уже написать. В любом случае, к следующему году, а может и раньше, уже выйдут первые тома тувинской серии ЖЗЛ.
«Сережа кайлил»
Итак, на открытии лагеря были: археологи и студенты, сотрудники МЧС и ученые ТИГИ, артисты и шаманы. А еще некоторое количество приглашенных, которых вот так с ходу и не определишь. В том смысле, что не сразу определишь принцип «приглашенности».
Оказалось, что это - одноклассники и «коллеги по раскопкам».
Одноклассник Сергея Шойгу - Виктор Перумов был с женой Ольгой и дочерью Ксенией. Впрочем, Ксения была не просто как член семьи. Она приехала на раскопки. Девочка учится на ЕГФ в ТГУ, увлекается историей.
И отбирали ее для раскопок на равных условиях со всеми студентами. Нашим студентам повезло больше, чем, например, новосибирцам. Там было больше желающих и меньше мест. Не все желающие смогли попасть в лагерь. У нас проще - надо подать заявление, пройти медкомиссию, и, главное, психологический тест. Тест на совместимость - это обязательно, чтобы потом в лагере не было конфликтов.
Но вот сам Перумов не копал ничего - «не довелось».
А Валерию Конгару довелось. Он учился на пару классов младше, но они жили по соседству и дружили. Сергея Шойгу родители отправили на раскопки в шестом классе. Чуть позже к нему присоединился Валерий Конгар. Считалось, что раскопки прививают любовь к труду, любовь к истории, к родной земле. Конечно, это была тяжелая работа, в степи, под палящим солнцем. «Трудно было, Сережа кайлил, а я вытаскивал землю, я был младше», - говорит Валерий Конгар.
Памятник герою
Археолог Юрий Тетерин, как и все другие, надеется на то, что будут интересные находки. Хотя, понятие «интересное» у археологов свое. Это не обязательно груды золота. Курган может быть и не очень богатым, но находки важны, они дают много информации о материальной культуре, о происхождении народа.
Каждая вещь дает определенную информацию: керамика - о бытовых условиях, навыках, о связях с другими народами. Свою информацию несут и украшения, и оружие.
Научный руководитель экспедиции Тимур Кармов рассказывал как и каким образом они будут добираться до курганов, расположенных в округе. Он говорил, что их здесь много, в первое время транспорт может и не понадобиться.
«Да вот, один курган у нас прямо под ногами. Мы стоим на нем». Только после этих слов мы обратили внимание на то, что действительно стоим на некотором холмике. Вроде уложены кругом небольшие камни. Действительно курган? Конечно. Только в нем вряд ли кто захоронен. Когда есть захоронение, то курган со временем, как истлевает органика, проваливается, и получается небольшая впадина.
Но есть такие курганы, называются кенотафы, под которыми нет праха умерших. Вероятно, герой погиб на чужбине, и холм воздвигли в его честь. Там может ничего и не быть, а может лежать оружие, или другие личные вещи погибшего.
Что касается собственно находок - какими они будут, пока ничего сказать нельзя.
Да, уже прошло определенное время, но археология - это не просто рытье ямы. Сначала идут подготовительные работы, расчистка. Так вот, пока расчистка, собственно, и идет. Все находки еще впереди.