Безопасность граждан Тувы объявлена задачей номер 1 в дни празднования восточного Нового года – Шагаа. Сегодня глава республики Шолбан Кара-оол провел специально по этому вопросу селекторное совещание с участием руководителей региональных ведомств и территориальных органов федеральной власти, а также муниципалитетов. Как было заявлено на совещании, в республике по согласованному на всех уровнях управления решению на весь период празднования Шагаа с 3 по 6 февраля вводится «сухой закон».
Эта мера, убежден Шолбан Кара-оол, полностью отвечает смыслу и целям древнего народного празднества, закрепленного в конституции республики наравне с государственными. Традиции Шагаа, в которых тесно переплелись особенности хозяйственного уклада кочевых народов и религиозные обряды тувинцев, даже косвенно не предполагают употребление любого спиртного. Напротив, праздник всегда означал отказ от пагубных привычек, очищение от совершенных в уходящем году ошибок и осознание ответственности за будущее семьи, рода и всего народа.
К сожалению, посетовал премьер, истинная сущность старинного ритуала сегодня мало кому известна, из-за чего добрый по своей сути праздник на бытовом уровне нередко превращается в заурядные гулянки с трагическими исходами. При этом воспитательной роли Шагаа недооценивают даже иные представители власти, особенно сельской периферии, пускающие его организацию и проведение на самотек. Поэтому по просьбе главы республики на селекторе выступили ученые Тувинского института гуманитарных исследований, объяснившие происхождение старинного обычая и его значение.
По версии тувинских ученых, официально Шагаа, или Цагаан Сар у монголов, впервые был учрежден во времена чингизидов, сплотивших кочевые народы. Древний обычай, в различных формах существовавший у разных кочевых этносов, должен был, по замыслу правителей, способствовать их единению и мирному сосуществованию. Не случайно, по свидетельству историков, на время празднования Шагаа, как и в Древней Греции с началом Олимпийских игр, прекращались все междоусобицы и войны. Кроме утилитарной функции обозначения смены хозяйственных циклов у кочевников, а также наступления весны традиция являлась символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, всепрощения и добрых поступков.
Отмечать Шагаа начинали за 30 дней до его наступления. В это время люди приводили в порядок свои жилища, хозяйство, дворы. Навести чистоту полагалось и в душе – переосмыслить прожитый год, покаяться, если был в чем-то неправ, отказаться от недобрых намерений, помирится с соперниками и подготовиться к новой жизни, не обремененной враждой, полной созидательных планов. Столько же дней продолжалось празднование и после наступления нового года. Причем, не столько гуляниями, сколько делами. В эти дни каждый человек, особенно мужчины, считающиеся опорой семьи и общества, обязаны были доказать свое перерождение и благодетельность реальными поступками.
«Если уж мы сохранили древний обычай и узаконили его после идеологического запрета времен СССР, то нельзя выхолащивать исконное значение праздника и превращать его в очередные праздные каникулы и досужее развлечение, к тому же не всегда безопасное для людей, если сопровождается пьянками. Огромный нравственный потенциал, заложенный в празднике, должны понимать и применять в первую очередь представители власти – ради воспитания здорового и духом, и телом поколения», - считает Шолбан Кара-оол.
Организацию всех мероприятий на местах, по установке главы республики, должны лично возглавлять и контролировать главы муниципальных образований. "Шагаа - праздник для жителей. А мы с вами, коллеги, включая и правоохранительные органы, должны работать, чтобы он прошел как надо и не был омрачен никакими ЧП. Это и будет для нас обрядом очищения", - заявил Шолбан Кара-оол, обращаясь к участникам совещания.
Эта мера, убежден Шолбан Кара-оол, полностью отвечает смыслу и целям древнего народного празднества, закрепленного в конституции республики наравне с государственными. Традиции Шагаа, в которых тесно переплелись особенности хозяйственного уклада кочевых народов и религиозные обряды тувинцев, даже косвенно не предполагают употребление любого спиртного. Напротив, праздник всегда означал отказ от пагубных привычек, очищение от совершенных в уходящем году ошибок и осознание ответственности за будущее семьи, рода и всего народа.
К сожалению, посетовал премьер, истинная сущность старинного ритуала сегодня мало кому известна, из-за чего добрый по своей сути праздник на бытовом уровне нередко превращается в заурядные гулянки с трагическими исходами. При этом воспитательной роли Шагаа недооценивают даже иные представители власти, особенно сельской периферии, пускающие его организацию и проведение на самотек. Поэтому по просьбе главы республики на селекторе выступили ученые Тувинского института гуманитарных исследований, объяснившие происхождение старинного обычая и его значение.
По версии тувинских ученых, официально Шагаа, или Цагаан Сар у монголов, впервые был учрежден во времена чингизидов, сплотивших кочевые народы. Древний обычай, в различных формах существовавший у разных кочевых этносов, должен был, по замыслу правителей, способствовать их единению и мирному сосуществованию. Не случайно, по свидетельству историков, на время празднования Шагаа, как и в Древней Греции с началом Олимпийских игр, прекращались все междоусобицы и войны. Кроме утилитарной функции обозначения смены хозяйственных циклов у кочевников, а также наступления весны традиция являлась символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, всепрощения и добрых поступков.
Отмечать Шагаа начинали за 30 дней до его наступления. В это время люди приводили в порядок свои жилища, хозяйство, дворы. Навести чистоту полагалось и в душе – переосмыслить прожитый год, покаяться, если был в чем-то неправ, отказаться от недобрых намерений, помирится с соперниками и подготовиться к новой жизни, не обремененной враждой, полной созидательных планов. Столько же дней продолжалось празднование и после наступления нового года. Причем, не столько гуляниями, сколько делами. В эти дни каждый человек, особенно мужчины, считающиеся опорой семьи и общества, обязаны были доказать свое перерождение и благодетельность реальными поступками.
«Если уж мы сохранили древний обычай и узаконили его после идеологического запрета времен СССР, то нельзя выхолащивать исконное значение праздника и превращать его в очередные праздные каникулы и досужее развлечение, к тому же не всегда безопасное для людей, если сопровождается пьянками. Огромный нравственный потенциал, заложенный в празднике, должны понимать и применять в первую очередь представители власти – ради воспитания здорового и духом, и телом поколения», - считает Шолбан Кара-оол.
Организацию всех мероприятий на местах, по установке главы республики, должны лично возглавлять и контролировать главы муниципальных образований. "Шагаа - праздник для жителей. А мы с вами, коллеги, включая и правоохранительные органы, должны работать, чтобы он прошел как надо и не был омрачен никакими ЧП. Это и будет для нас обрядом очищения", - заявил Шолбан Кара-оол, обращаясь к участникам совещания.