Эмоциональный климат нашего времени строится на жестком рационализме. Для людей нашего времени стало нормой соблюдать законы рационализма, быть эгоцентриками, проявлять оправданные меры самосохранения, будь то цинизм или равнодушие и т.д. Любопытно то, что эти игры с разумом стали нормой жизненной самореализации людей. На фоне этого разговоры о религии, об отвлеченных, на первый взгляд, понятиях для людей, озабоченных материальным комфортом выглядят весьма «неестественными». Религия и забота о духовной составляющей жизни отходит на второй план. Так ли это или не так, чтобы проверить свои наблюдения я обратилась с просьбой к настоятелю храма Святителя Иннокентия г. Турана, священнику Алексию, рассказать о месте религии в современном обществе.
- Добрый день, батюшка Алексий, обращаюсь к вам с просьбой немного духовно просветить нас, простых людей, обывателей, в жизни которых религия не всегда первична. Что нужно делать, чтобы жить правильной жизнью с точки зрения православной веры?
- Прежде всего, необходимо избегать совершения греха. Грех – следствие безбожья. Человек не должен совершать греховных поступков. Грех не должен превращаться в норму жизни. В жизни человека не должно быть места злу. Должно быть больше добра. Согласно божьим заповедям, у человека спокойная совесть бывает тогда, когда он оберегает себя от грубых ошибок. Если человек живет согласно совести, то это ему воздастся гармонией и благополучием. Спокойная совесть приведет человека к гармонии с самим собой и с окружающим миром и с другими.
- Каковы основные идеи православия?
- Христианство побуждает людей к самоограничению. В основе христианства лежит мысль о том, что роскошь – это грех, а довольствоваться нужно только необходимым. Соблюдение этих простых правил – это и есть гарантия благополучия человека.
- Как вы относитесь к идее введения в школах предмета «основ мировых религий», в частности, «основ православия»?
- Положительно. Ведь славянская азбука возникла благодаря церкви. И первые школы были церковными. Многие ученые также были людьми верующими. И если возникнет вопрос: «что первично: религия или учение?». Ответ будет в пользу религии. Идея введения предмета «основ православия или мировых религий» - она не нова, скорее всего, общество пытается возродить хорошо забытое старое.
- Каковы ваши мысли о состоянии православных церквей, о развитии православия в Туве.
- По сравнению с другими регионами России, в Туве православие не очень распространено. В силу территориальной изолированности Тувы православие достаточно поздно пришло в Туву. И вследствие этого православие в наши дни не распространяется в должной мере. Существуют три прихода в: Кызыле, Туране, Сарыг-Сепе, а также приписной храм в Бай-Хааке, приписные приходы в Тоджи и в Сушь. Строится собор в Кызыле. Хотелось бы чтобы в каждом районе Тувы была православная церковь.
- Какими бывают этапы обучения в православных церквях?
- Прежде всего, это церковная школа, где обучаются азам православного учения. По итогам обучения в школе батюшка дает рекомендации. По рекомендации направляют на курсы в Абакане. Далее приглашают в семинарию в крупных городах, Томск, Москва, Новокузнецк и др. По окончании семинарии поступают в Академию. Условиями поступления в Академию являются: отсутствие судимости, хорошая успеваемость в семинарии (тройки в семинарском дипломе не допускаются), отсутствие вредных привычек (курение).
- В наше время появилось много людей самых разных способностей: экстрасенсы, гадалки, ясновидящие. Насколько эти люди правы и сильны в своих желаниях помочь людям? Какой должна быть позиция церкви в этом вопросе?
- Это страшный обман – обращение к темным силам. Темные силы – это происки искусителя. Искуситель – он, клеветник, лжец, который всегда обманывает людей. Люди идут к ним ради призрачного блага, из-за желания быстро решить свои проблемы, мгновенно излечиться. Люди за это готовы душу продать. И, как правило, жертвами искусителей становятся малообразованные или же сильно отчаявшиеся люди, сбитые с толку. Следовательно, если человек сильно болен, то он должен идти не к экстрасенсу, а к врачу. Врач должен быть верующим, так как в Библии говорится, что он молится об исцелении больного. А если атеист, как он будет молиться? Неверующие врачи допускают аборты, средства, убивающие жизнь, курение, алкоголь и т.д. Но главный врач души тела – это Бог, и часто причина болезни в грехах. Церковь также предлагает много средств исцеления: пост, молитва, прикосновения. Лучший лечиться с помощью церкви, в крайних случаях прибегая к врачам.
- Есть также отдельная группа неверующих, которые не веруют по своим идеологическим установкам - атеисты. Что вы можете сказать о них?
- Неверующие – это заблудшие люди, в которых не развито чувство веры. Они – как дети. Их духовный возраст не соответствует их возрасту. По своим убеждениям, это —легкомысленные, беспечные, как дети, люди. Их жизнь подчинена мирской суете и в этой суете они ищут свою правду.
- Но, ведь среди таких людей много благородных, честных, зрелых людей, которые не совершают греха, не воруют, не убивают? Все советские люди были атеистами.
- Их благополучие, в которое они веруют – оно не долго, это мнимое благополучие, в котором отсутствует незыблемая основа. Это – не гарантия. С точки зрения верующего человека, не ходить в церковь – это страшный грех. И эти люди, с этой точки зрения, совершают грех. А тайно верующих в советское время было много, поэтому возрождается церковь. Абсолютных атеистов очень мало, люди всегда во что-то верят или в Бога или в себя или в предметы и т.д.
- Находите ли вы сходство между православием и буддизмом?
- Да, заповеди – похожие. Но есть, конечно, отличия. Буддизм отличается от православия тем, что он признает веру в личность. В буддизме нет Бога, а есть личность, учитель. В православии есть Бог. Без него люди не смогли бы спастись.
- Как вы думаете, почему в последнее время религия стала играть заметную роль в жизни людей? Более того, люди враждуют на почве реализации своих религиозных убеждений?
- Истинная вера не может стать причиной конфликтов. Причина этих конфликтов в полузнании или в недостаточном знании религии. Предупреждением конфликтов может послужить христианская заповедь: любить не только друга, но и врага своего. Господь на кресте молился за своих врагов. Это значит, что бог дает человеку возможность исправиться.
- Какой смысл содержится в понятии «терпимости» в христианской вере?
- Одна из главных заповедей – это любить Бога, вторая повелевает любить ближних, как самого себя, она включает в себя «не суди, да не судимым будешь». Суть терпимости состоит в том, если мы хотим, чтобы нас прощали, то мы должны уметь прощать.
- В новостях по телевизору, каждый раз, когда проводится главный христианский праздник в храме, в Иерусалиме верующие держат в своих руках благодатный огонь. Объясните, символику благодатного огня, как это происходит, что он снисходит с небес?
- Благодатный огонь –– это чудо божье. Благодатный огонь –– это подтверждение того, что Бог нас видит, оберегает. Это Великая Суббота, когда с неба через купол храма сходит огонь. Это настоящее, явное чудо, подтверждение истинности православия, так как огонь сходит по молитве православного патриарха.
Статья публикуется при поддержке гранта Председателя Правительства РТ для молодых ученых.