В пучине рационалистических тенденций современной бытовой жизни невольно задаешься вопросами: «А что может смягчить жесткость условностей в коммуникации между людьми? Какое именно средство может служить опорой для преодоления мелких, крупных, культурологических, бытовых, внутренних столкновений между современными людьми?» На вопросы отвечает настоятель дацана «Цеченлинг» Тензин Чимба (Буян Башкы в миру). Интервью публикуется в рамках исследования автора при поддержке гранта Председателя Правительства РТ.
- Буян Башкы, в чем состоит ценность буддизма, как веры, как учения для обычных людей?
- Прежде всего, в буддизме есть много важных принципов, доступно и полно объясняющих природу вещей, смыслов, понятий, содержащихся в круговороте человеческой жизни. Следовательно, буддизм – это философия. Буддизм представляет также возможность медитировать. И это тоже немаловажно. Во-вторых, обращение к буддизму предполагает поиск счастья. Буддизм провозглашает достижение счастья как главную жизненную цель человека. Человек рожден, чтобы быть счастливым.
- Как понимается в буддизме понятие «терпимости», «терпения»?
- Быть терпимым для буддиста – значит быть нравственно совершенным человеком. Терпение – это духовная база, основной опорный пункт по пути стремления человека быть совершенным человеком, живущим на основе правильных, буддийских установок.
- Какие наставления могут быть заложены в умы подрастающего поколения, детей школьного возраста?
- Необходимо постоянно объяснять разницу между запретными и добродетельными деяниями. Детям также необходимо знать, что полезно для ума, для полноценного развития. Необходимо знать ответ на вопрос: «Почему важно помогать другому?», «Почему важно думать не о себе, а о другом человеке?» и т.д.
- Как Вы относитесь к идее внедрения в школьное расписание предмета «основ религиозных культур», в частности, «основ буддизма»?
- Положительно. Считаю, что прививать детям с малых лет навыки терпимости, доброты, внимания, неравнодушия, отзывчивости, сострадания, ответственности, милосердия, что и составляет духовную базу буддизма, это очень важное и правильное направление в воспитательном процессе.
- Башкы, есть ли разница между буддизмом и другими религиями, в частности, православием?
- Думаю, что особой разницы нет. Любая религия воспитывает в человеке доброту, пробуждает к свершению добрых поступков. Доброта – это единственная причина того, что существует всякая религия.
- Где вы встретились с Ричардом Гиром?
- В этом году, в местечке Бодгаяа (Индия, штат Бихар) проходили учения Его Святейшества Далай-Ламы. Бодгаяа – одна из святых мест в географии буддийских маршрутов. В это время, в числе паломников оказался Ричард Гир, известный голливудский актер. Я подошел к нему, представился, и сказал, что я из Тувы. Он не знал о Туве. Тогда, я пояснил, что Тува граничит с Монголией. Только тогда он понял, где примерно расположена республика.
- Вы много раз совершали паломничества в святые буддийские места. Какова цель таких поездок?
- Индия – это главное место концентрации буддийских святынь, храмов, всего того, что называется наследием буддийской культуры. Основная цель поездок - получение учения Будды с уст Его Святейшества, нашего главного учителя. Одним из основных учений Его Святейшества Далай-Ламы являются: воспитание в человеке честности, ответственности, человеколюбия; возрождение в человеке таких чувств, как дружелюбие, зависимость от людей, как средство от самонадеянности, от эгоизма; избавление от избыточных негативных эмоций.