Что такое шоу-бизнес каждый из нас хотя бы примерно знает. Википедия формулирует его определение как «коммерческую деятельность в сфере развлечений». А это значит, что за ним должен скрываться целый мир, живущий по тем же законам, что и вся рыночная экономика. С коррупцией, оргпреступностью, сказочными взлетами и трагическими падениями. Существует ли такой мир в Туве, а если да, то может ли шоу-бизнес в нашем варианте прокормить музыканта, певца, продюсера? Я встретился и поговорил на эту тему с людьми знающими.
Откун Достай – продюсер, музыкант
– Откун, как вы считаете, есть ли в Туве музыкальный шоу-бизнес?
– Потихонечку развивается. Одним из его первопроходцев, по-моему, был покойный Аяс Данзырын. Его песни очень любила молодежь, на его концертах битком набивались залы ДНТ, театра и даже стадион. Но бизнесмена и продюсера в полном значении этих слов из него не получилось. Однако Аяс дал в этом направлении большой толчок. Главное – благодаря ему, мы, музыканты, уяснили для себя: и в Кызыле можно собирать народ на концерты. А сегодня уже появились специализированные музыкальные киоски, которые продают диски и кассеты местных исполнителей. А раз все это начало появляться, значит, прогресс есть в этом направлении.
– Как вы считаете, тувинский музыкальный шоу-бизнес или его подобие как-то задел тувинских фолкеров?
– Задел. Потому что пацаны, которые поп исполняют, уже используют горловое пение, начали этому учиться. Раньше все, кто занимался попсой, довольствовались тупым перекраиванием фонограмм известных песен. Чуть-чуть что-то меняли, и практически другая музыка получалась. И потом говорили, что они сами написали эту музыку. Но если внимательно прислушаться, то можно понять, что это просто копия. А сейчас уже начали делать и свою аранжировку, добавлять в нее народные музыкальные инструменты.
– Шоу-бизнес – это бизнес, это деньги и доходы. Откун, как вы считаете, в Туве фолк-музыкантам можно заработать на жизнь своим творчеством?
– Фольклорным музыкантам заработать деньги в Туве просто невозможно. В первую очередь, нет инфраструктуры и хороших больших залов. Хотя бы на тысячу мест. Есть залы на 500–600 мест, но их аренда немыслимо дорогая – 40–45 тысяч рублей за концерт. И это не все затраты. Хотя бы по двум каналам нужно дать рекламу на дней десять. А это как минимум 25 тысяч рублей. Баннеры и буклеты – это еще 10–15 тысяч. В итоге получается, что на организацию концерта выбрасываешь не менее 75 тысяч рублей.
А сколько можно заработать в зале ДНТ, вмещающем 400 зрителей?.. Допустим, билет будет стоить в среднем 200 рублей. Придут 10 человек – это 2000 рублей, 100 человек – 20000 рублей. И так далее. Вот и посчитайте, сколько музыканту остается за сольник. Тысяч пять-десять. Но одному вытянуть один час двадцать минут в фольклорном варианте тяжело. В Туве таких исполнителей очень мало. А коллективом вытягивают. То есть эти 5–10 тысяч дели на три или четыре части. А еще, не забывай, ты должен отблагодарить звукорежиссера. Ведь в большинстве случаев приглашаешь своего, а не того, что работает при зале, где даешь концерт. А есть еще работники сцены, которые тоже бесплатно работать не будут, даже если ты оплатил аренду. Вот и выходит, что зарабатывать на жизнь фолк-музыкой и шоу-бизнесом в Кызыле пока невозможно. Населения маловато пока.
– То есть тратишь больше, чем зарабатываешь?
– Очень часто – да.
– Откун, вы как продюсер с какими проблемами сталкиваетесь при организации концертов «Тыва кызы» как в Туве, так и за пределами республики?
– В Туве гораздо труднее. «Тыва кызы» пару раз в Туве давали большие концерты. И на этих концертах зал был заполнен где-то на 80 процентов. Значит, интерес есть. Но вот организационная сторона дорого обходится.
– А в Европе как с этим обстоят дела?
– В этом году мы никуда не поехали, потому что двое девчат стали матерями. А так в Европе много запускается больших проектов, фестивалей, есть большие клубы, где директорами или боссами являются женщины. Именно они и приглашают моих девчат. И мы среди фолк-групп просто вне конкуренции. Но, с другой стороны, для европейского или американского человека большой разницы нет, кто поет горлом – мужчина или женщина. Была бы музыка красивая и хорошая. А «Тыва кызы» – единственный в мире женский коллектив, который исполняет все стили горлового пения. И в Америке в больших серьезных концертных залах, где играла разве что только «Хун-Хурту», нам открывали двери. Ни «Чыргылчину», ни «Алашу», никому. Только нам. И они мне сами говорят, что у меня хороший товар в руках.
– То есть известным тувинским группам, таким, как «Хун-Хурту» и «Тыва кызы», в Туве просто не рентабельно давать концерты?
– Во-первых, невозможно сравнивать «Тыва кызы» и «Хун-Хурту». «Хун-Хурту» – это монстры тувинской музыки. «Тыва кызы» даже по цене не могут состязаться с ними. Это по деньгам – небо и земля. Например, «Тыва кызы» не знакомы со Стиви Уандером, они с ним не играли. «Хун-Хурту» играла. Это обстоятельство работает на имидж группы, и цена билета подскакивает на 100 процентов. Что касается Тувы, то здесь заработать просто нереально. Но мы попытаемся проехать с концертами по районным центрам. Посмотрим, что получиться.
– Откун, после всего вами сказанного, повторю вопрос. Есть ли в Туве музыкальный шоу-бизнес?
– Конечно, есть. Есть молодежь, которая умудряется находить пути, чтобы зарабатывать на концертах по 30–50 тысяч прибыли.
Есть, например, господин Седен-Очур Кара-Сал. Он открывает студии звукозаписи, музыкальные киоски. Если бы это не приносило какой-то доход, он не стал бы заниматься этим делом. Значит, оно его кормит. Он просто понял, что нужно для тувинского зрителя на сегодняшний день.
Я, например, ищу только фольклорный вариант – честное исполнение под живую музыку. Не могу обманывать людей – петь под караоке и брать за это 200–500 рублей с человека. А есть люди, которые без всяких угрызений совести готовы открывать рот под фанеру и драть за это по 500 рублей с носа. Но это проблема тех, кто покупает билеты на такие концерты.
– Как вы считаете, какая музыка в исполнении тувинских музыкантов и певцов самая популярная в республике?
– Если серьезно, то самая популярная музыка – фольклорная. Потому что те же «попсовики», по крайней мере, многие из них, вырастают из этой музыки и, в конце концов, в большинстве своем возвращаются к фольклору. Если ты хочешь посвятить свою жизнь музыке, этим нужно заниматься серьезно. Фольклорная музыка сегодня дает огромные возможности именно тувинцам, а не хакасам или алтайцам. Ансамбли «Тыва», «Хун-Хурту», «Алаш», «Ят-Ха», «Тыва кызы», «Gen-Dos» – все они в послеперестроечный период открыли для всего мира брэнд тувинской музыки. И подняли очень сильно её рейтинг. Пой ты попсу – запойся, все равно она тебя не привезет в Лос-Анджелес, не привезет в Париж. А фольклорная музыка откроет для тебя весь мир. Если ты будешь серьезно ею заниматься.
– Получается, что тувинские фолкеры конкурентоспособны на западе, а в Туве зарабатывать не получается?
– Да, фольклорные музыканты здесь не конкурентоспособны. Нас переигрывают наши ребята-попсовики. Они просто больше зарабатывают, чем мы (смеется).
Сантос: рэп – это тувинский андеграунд
– Сантос, как ты считаешь, насколько в республике развита рэп-музыка, в частности, рэп тувинский?
– Рэп в Туве вообще очень плохо развит. Есть парни, которые в домашних условиях записываются песни, которые потом выкладывают в Интернет. Либо эти песни слушают только знакомые и друзья. И все примерно на таком уровне. Не помню ни одного сольного или сборного концерта рэперов в Кызыле. У нас в республике рэп в андеграунде до сих пор.
– Сантос, с другой стороны, есть ведь ты. У тебя выходят альбомы. Ты даешь регулярно концерты, на которых в основном аншлаги. У тебя даже были проекты с рок-музыкантами в рамках твоих концертов. И в Кызыле у тебя немало поклонников. То есть в твоем случае все не так уж и плохо?
– Мой пример, скорее, исключение из правил. Мы в Туве единственные, у кого и со звуком все нормально, и музыка своя. Кстати, её Мега (друг) делает. И поклонники есть. И не только в Туве меня знают.
– Сантос, сколько можно заработать на рэп-музыке в Туве?
– Я вообще не знаю, как можно заработать на музыке. На рэпе мы ничего не зарабатываем. Если даже продаются диски, то заработанные средства – копейки. А если мы проводим концерты, то не с целью заработать. Да и заработать не получается. Хватает только на виски с колой. Да и вообще концерты мы проводим для зрителя, ну и, конечно, для себя. Потому что нам очень нравится то, что мы делаем. На концерте народ получает позитивные эмоции и уходит домой с хорошим настроением. И нам от этого хорошо.
– То есть все строится на энтузиазме?
– Да. Причем энтузиазм полный, просто полнейший во всем, начиная от разработки билетов и заканчивая самими концертами.
– То есть можно сделать вывод, что в Туве на рэпе денег не заработаешь?
– На рэпе в Туве на хлеб с маслом не заработаешь. Да это и не наша цель.
– А если бы заработать цель была, получилось бы заработать или нет?
– Возможно. Есть разные способы продать душу Момоне (смеется). Но, повторюсь, нам это не надо.
– Идет ли тувинский рэп в массы? Можно ли сказать, что тувинский рэп – явление массовое?
– Я точно знаю, что в возрасте от 14 до 20 лет народ рэп слушает. И этот возрастной диапазон понемногу расширяется.
– Сантос, как ты считаешь, какая музыка в Туве наиболее популярна из той, что с клеймом «Made in Tuva»?
– Поп-музыка. Попса вообще была всегда популярна. И не только в Туве. А тувинская попса сейчас, наверное, самая популярная музыка. Это нормально. Потому что людям, которые такую музыку слушают, жить проще, наверное.
– Сантос, как ты считаешь, есть ли в Туве музыкальный шоу-бизнес?
– Как тебе ответить?.. Наверное, есть, но мы с ним не пересекались!