Лилии Николаевне не спалось в ту ночь. Летом 1977 года Деменской предложили на выбор две школы: № 7 – после ухода директора-мастера Л.С. Новиковой, и новую, № 4. Лучшие годы жизни были отданы последней. В Год учителя хочется вспомнить ветеранов с полувековым опытом работы.
Лилия Николаевна окончила физмат КГПИ в 1962 году, училась у А. Кунаа, С. Серота, Ермаковой, Х. Ондара. Поработала в вечерней школе с Е. Удуракиной, потом – в № 14 с Л. Хасанович, еще в № 15 с А. Безъязыковым, уже завучем. У каждого из них взяла лучшее по методике и педагогике. Сама родом из многодетной семьи фронтовика Н. Шулепова из Сарыг-Сепа.
Главное – кадры. Постепенно сложился замечательный творческий коллектив школы № 4 – единомышленников, влюбленных в работу. В начальных классах: М. Пискунова, Л. Алехина, Н. Сандакова, З. Беспалова, Т. Черноуско.
Удивилась, что родители не забирали детей после уроков, техника чтения слабая, на занятия опаздывают… Медленно преодолевали трудности. Была решительной, целеустремленной, но и терпеливой, находчивой. Восточная рабочая окраина города из частных домов – со своим особым укладом. С волнением и любовью вспоминает Лилия Николаевна 1980-е годы. Сначала отказывалась о себе говорить, но потом решила передать опыт школы.
– Каждый учитель – яркая личность, знаток. Кого ни возьми. Н. Петренко – учитель химии – создала прекрасный кабинет, к тому же – знание предмета глубокое и преданность работе. Географ Л. Петракова давала уроки-праздники, иcкала новые формы, открывала мир увлекательного, интересного.
Н. Лебедева – русист, все досконально знает и сделает. Драгоценным учителем истории была Л. Добычина – эрудит с двумя образованиями. Рано ушла из жизни, раздав на память коллегам свои книги и идеи, даже конспекты. Учитель биологии Т. Баглаева возвела чудесный уголок: газоны цветов, да и в классах тоже. Требовательно проверяла пальцем качество полива.
В школе выросла словесник З. Дехтяр – с выдумкой, изящно прививала она любовь к поэзии и прекрасному, давая нравственные критерии идеалов добра против бездуховности. Учитель труда А. Ермаков учил судо- и автомоделированию, заранее просил 10 кубометров древесины просушить летом. Дети всегда вокруг него. Л. Скобеева делала прекрасные образцы кукол, им платья, мастерски шила с детьми на выставку изделия. Уроки физики у В. Варыгина проходили с демонстрацией опытов, он увлеченно сидел с детьми до позднего вечера. И каждый заботился о наглядных пособиях – технике, кодоскопах, проекторах, магнитофонах. В классах действовали шесть киноаппаратов.
Среда была днем труда – на стройке, овощной базе, огороде и в теплице. Цветов было столько, что продавали букеты даже зимой. Училась у Н.В. Селиной в Туране: обомлела, увидев голубые ели, ровные ряды цветов, кустов – хотелось идти босиком. И в школе дети в тапочках, сменной обуви.
Восьмые классы с трудовым десантом выезжали в Ильинку на лето. Работали на прополке овощей, чистили и белили коровники. Жили в палатках на берегу реки Сой. Шефы помогали солдатской кухней. Бескорыстный деятельный завхоз Н. Ваулин заботился о машине, автобусе. Н. Маржало отвечала за отдых и безопасность детей. Первого сентября вся школа подводила итоги, награды – победителям в труде на пришкольном участке и в поле. А у коллектива – много переходящих знамен.
На высоте было патриотическое воспитание. В Ленинский день в апреле в пять утра дети собирались, во главе колонны 20 барабанщиков шли по сонному городу, стояли в почетном карауле у знамени. На площади принимали в пионеры. Были вечерние маевки, а «Зарница» в парке рано утром по тайным маршрутам… С азартом играли дети. Интересно проходили туристические слеты, спортивные соревнования за честь школы.
Тимуровцы ходили к фронтовикам. В праздничные дни торжественный пронос знамени по всем этажам: чеканно, красиво, трогательно – специально готовили заранее почетный караул у стяга школы. В мае и ноябре на парад украшалась машина, родители помогали с цветами, лозунгами, флажками, костюмами народов России.
Во главе родительского комитета была лет десять замечательная Н. Чеброва, мать двух сыновей. Прошла все ступени школы, работала в семьях, с «трудными» подростками – в рейдах. Вырос сын Василий, окончил академию, служил в Чечне. Соседка прибегает: смотри телевизор, как раз бой показывают. И в кадрах на глазах погибает сын – гордость и радость матери. Вася поехал второй раз по просьбе друга, заменил его – жена у него рожала. Не передать горе матери… Выстояла, вырастила его детей с такой же материнской любовью и верой. До сих пор приезжает из Новосибирска навестить своего директора.
Лилия Николаевна ездила в Донецк к учителю-новатору В. Шаталову, изучала его методику по математике, внедряла известный в стране опыт в школах города. Учителя подхватывали идеи Караковского, Лысенковой, Амонашвили, Потаповой – ездили к ним, знакомились с опытом учителей России из разных краев. Развивали новое педагогическое мышление, богатство приемов обучения.
Аукцион знаний, литературная гостиная, «Маяковский и перестройка», физический бой, перфокарты. На уроке химии о спирте – пресс-конференция разных специалистов, от врача до юриста.
Директор заботилась об отдыхе учителей, всегда познавательном. Ездили в Ташкент, Самарканд, Ленинград, к соседям в Красноярск и Абакан, вместе – в Тоджу на Азас. Познакомилась на отдыхе в санатории Шмаковка с академиком. Была поражена образом его жизни: зарядка, работа в библиотеке, музыка (пианино), гребля на реке. Вот откуда его громадные познания. Рассказала учащимся о таком полезном режиме. Может, кто запомнит, возьмет «на вооружение» такой пример.
А на уроке математики, трудном для многих, объясняла 3–4 раза тем, кто не усвоил. Постепенно механическое знание переходило в осмысленное. Закрепляла устно и в конспектах задания. На занятиях дети не были скованы, замкнуты, боязливы, отвечали свободно, охотно. Сама атмосфера школы – уютная, чистая, все в изобилии цветов – создавала хорошее настроение. Об этом писали журналисты «Тувинской правды» Варвара Межова, Светлана Козлова. Нравственное воспитание было главным направлением.
Влюбить в себя, в свой предмет ребят, а потом вести дальше – кредо. Вспоминает тепло Н.В. Петренко (школа № 3):
– Лилия Николаевна – творческая личность, всегда готова к новому, коллектив тянулся за ней. Все читали и обсуждали публикации в журнале «Юность» и в «Учительской газете». День начинался с обхода, все видела: панели не протерты – возьмет ведро с тряпкой, и сделает сама. Колеры красок подбирала. В школу № 4 ездили ученики со всего города, даже с правого берега, было престижно тут учиться. Ломала ногу – ходила на костылях в школу. Ее задор и рвение увлекали, зажигали. Она сумела расшевелить шефов: ЖБИ, «СУ-48», «Востоктехмонтаж», ДОСААФ – поддерживали не по обязанности, а в охотку, с удовольствием. Родители, мужья учителей помогали в воспитательной работе. Горжусь, что работала с Деменской.
Рассказывает Наталья Алексеевна Маржало (школа № 7):
– Была я тогда завучем по воспитательной работе, она всегда посоветует мне, как лучше сделать. Заложила замечательную систему трудового воспитания. У нас было интересно на педсоветах – спорили, предлагали разные идеи. Сама прекрасный оратор с образной речью, давала нам эмоциональный заряд, умела достучаться до каждого, найти особый подход. Кто заболеет – ищет лекарства, привозила из Москвы. Булочки возила Лилия Николаевна к нам в бригаду в Ильинку – трудовому десанту. Редкий по душевным качествам человек. До сих пор в городе ее помнят выпускники и родители, не пройдут мимо. Она сделала меня учителем.
Полвека вместе с мужем Федором Федоровичем, отличным изобритателем-физиком. Золотые его руки сделали сотни учебных макетов, приборов, чертежей для лабораторных занятий в школе и институте. Было много наград на выставках, конкурсах. Доцент кафедры физики, отличник образования заслуживает отдельного разговора.
Выросли сыновья Андрей и Юрий, внуки Лена и Дима – студенты. Сестра Алла Кузнецова – тоже учитель и директор со стажем.
Лилия Николаевна – заслуженный учитель Тувы и почетный работник образования России. По заслугам и награды. Сейчас работает социальным педагогом.
Изменилось общество, школа. Много безработных семей, «трудных» подростков, нужна большая материальная поддержка приехавшим из районов – на питание, одежду, проезд, а помощь мала, однократна… Люди стали равнодушные, безразличные. И дети не нужны стали.
Несколько раз отказывалась она рассказывать о себе. (Теперь молодые сами требуют наград, и честолюбие часто превышает их способности). Добрые традиции советской школы вспоминаем с ностальгией. И в этой системе было много положительного, главное – сердечное отношение к личности ребенка, а не просто урокодательство… В свои почти 70 лет трудится в меру сил. Может, и потому, что всегда была в спорте: лыжи, волейбол, плавание. Свои варенья и соленья. И дом, полный цветов и свежего воздуха.