Поступил — и вздохнул свободно? Как бы не так. С этого момента начинаются заботы по самой практической части — где и как обустроить быт студента. Чтобы учиться и не мучиться хотя бы на тему крыши над головой. Правда, голова на эту тему болит больше у родителей, чем у самих абитуриентов, которые пока еще со спокойной душой отсыпаются под крышей дома родительского. Проще всего в этом плане целевикам. Как правило, республика сразу обговаривает с вузом, в который студент едет учиться, условия, в том числе и проживания. В направлении указывается, что студенту предоставляется место в общежитии. Бывает так, что свободных мест в общежитии вуза нет, и тогда рассматривается вариант заключения договоров с общежитиями других вузов. Как правило, разъяснили в Минобразовании Тувы, целевики без общежития не остаются. Разве те, которые по каким-то причинам не приезжают вовремя на учебу. Как правило, это единицы, и выходить из неприятного положения им приходится уже собственными силами.
Кроме того, несколько вузов Москвы и Санкт-Петербурга вообще общежития не предоставляют даже целевикам. Родители сразу ставятся в известность, и тут уж им решать — смогут ли они устроить своего ребенка в мегаполисе и ежемесячно оплачивать ему жилье или нет.
Общежитие — это, конечно, самый оптимальный вариант. И сердцу родительскому спокойней, и расходы меньше. Однако если ты не целевик, то попасть в общежитие сложно. Даже в Кызыле единственный в Туве государственный вуз не в состоянии обеспечить жильем всех первокурсников. В ТГУ развели руками: в этом году на первый курс университета поступили около 490 только бюджетников-очников — и даже для них свободных мест в четырех общежитиях не хватит. В общежитии по Интернациональной, где живут студенты истфака, физмата, ЕГФ и пединститута, всего 372 койко-места. Как сообщила заведующая общежитием Чойгана Монгуш, для первокурсников свободны лишь порядка 60 мест. Студенты пока еще не заселялись. Сколько будет стоить в этом году проживание в общежитии пока не сообщили: объяснили, что университет еще не утвердил размер оплаты. Но если стоимость повысится, то несущественно. В прошлом году месяц в общежитии можно было жить за 176 рублей. Итого за 10 месяцев учебного года студенту следовало уплатить 1760 рублей. Расплатиться за весь год необходимо вперед: заселяют в общагу только на основании ордера, при наличии документа из бухгалтерии и справки о том, что студент прошел медосмотр. К слову сказать, цены в наших общежитиях минимальные. Для сравнения — в Иркутске студенты выкладывают по 400—800 рублей в месяц. Во всех городах договорникам — студентам, обучающимся на платной основе, — место в общежитии обходится почти как аренда отдельной комнаты в Кызыле. В Красноярске студенты могут устроиться в общежитие за две с половиной тысячи рублей в месяц, в Новосибирске есть общежития стоимостью в полторы тысячи. В Москве самая завалященькая общага обходится студенту в две тысячи в месяц, хорошее общежитие стоит шесть тысяч. Такса для бюджетников в первопрестольной значительно ниже: они платят за место менее тысячи в месяц.
Но вернемся в Кызыл. Пока общежитие по Интернациональной на ремонте: 94 старых деревянных окна будут заменены на новые пластиковые. И пора: зданию вот-вот стукнет 40 лет. Ремонт пока идет и в некоторых учебных корпусах университета. Там, кроме бригад рабочих и завхозов зданий, никого. Насчет общежитий, пояснили, беспокоить с 25 августа. Надо будет написать заявление в деканат того факультета, куда поступил. Там рассмотрят, решат — выделить место или нет. В первую очередь, естественно, рассматриваются претенденты-льготники — дети-сироты. Они — основной контингент, населяющий студенческие общаги в Кызыле.
Остальным — как бог даст. У кого-то найдутся в городе родственники, кому-то придется подыскивать комнату. К слову сказать, снять комнату в столице Тувы сейчас не так-то просто. То, что расклеивают бабушки на тумбах, тут же срывается, газеты объявлениями не пестрят, а то, что публикуется в СМИ, — в основном, с подачи посредников. Доброжелательные голоса предлагают комнаты с хорошими условиями и порядочными хозяевами за 4—5 тысяч рублей ежемесячно, плюс 50 процентов от месячной платы за услуги посредника. Это довольно накладно для студента. Впрочем, можно жить вдвоем-втроем и платить вскладчину, но не каждый хозяин «угла» на это согласится. «Хорошие» условия и «порядочные» хозяева не всегда выдерживают проверку временем. Если среднестатистическому студенту нужна лишь крыша и кровать, то любому хозяину — уверенность, что его жилплощадь не изгадят и не спалят, что квартирант будет вежлив, чистоплотен, будет днем ходить на учебу, вечером заниматься, а ночью спать, и платить, разумеется, точно в оговоренный день. Таких дисциплинированных студентов, известно, единицы.
Можно, конечно, и квартиру снимать — тут уж хоть впятером, если есть желание. Квартиру, опять же скорее всего через посредника, можно снять и за семь-восемь тысяч. Однако и в этом случае хозяева предъявят свой ультиматум, и уверенности в том, что завтра без копейки в кармане не придется бегать в поисках другого жилья, никакой.
Простому, ничем не примечательному студенту-троечнику из семьи со средним достатком, который и не сирота, и стипендию не заслужил, да еще и в общагу заселиться не получилось, остается либо надеяться лишь на родителей, либо искать подработку. Сейчас и в нашем городе появились различные кадровые агентства, которые предлагают нехитрую работу «со свободным графиком» специально для студентов: распространение товаров сетевым методом, подключение сим-карт и пр. Правда, практика показывает, что времени на эту подработку уходит уйма, а реальный заработок — от двух до четырех тысяч в месяц. Но и это деньги, которые на дороге, как говорится, не валяются.