В Национальном музее им. Алдан Маадыр Республики Тыва открывается выставка "Русский ковчег в Туве". Русско-тувинские связи, возникшие еще в первой половине XVII в., имели в целом прогрессивное значение для социально-экономического и культурного развития Тувы. Активное заселение русскими Урянхайского края, как в то время называлась Тува, началось со второй половины XIX в. Первая волна русских переселенцев была связана с крестьянами-старообрядцами, скрывавшимися от преследования властей и искавшими неведому страну «Беловодье». С 1860 г. легальный доступ в Туву получили российские торговцы. В конце XIX – начале XX века началось несанкционированное переселение из России безземельных крестьян: русских, украинцев, белорусов, хакасов, эстонцев и др. Значительный контингент среди переселенцев представляли уральские, сибирские и забайкальские казаки. Между Тувой и Россией в XIX – начале XX в. установились жизненно важные экономические связи, в которых Тува выступала сырьевой базой для развития местной промышленности в Минусинском крае и рынком сбыта российских промышленных товаров.
В Шагонаре, Чаа-Холе в 70-х гг. XIX в. образовались первые русские торговые фактории. Позже, в 1885 г., были основаны первые русские земледельческие поселения на тувинской земле Туран, Уюк, Тарлык. Немногим позже возникли первые русские деревни в Тандинском кожууне (Верхненикольское, Нижненикольское, Сосновка, Атамановка), в Каа-Хемском кожууне (Федоровка, Бояровка, Знаменка, Грязнуха и др.). Проникли русские и в отдаленный Тоджинский кожуун.
История русского народа и его традиционная культура неразрывно связаны с историей православной церкви.
Христианство, распространяя свое влияние на обширную территорию России, в начале XVII в. постепенно проникает в Сибирь сначала вместе с раскольниками-староверами, а потом с крестьянами-переселенцами.
После раскола во второй половине XVII в., вызванного церковными реформами патриарха Никона православные верующие разделились на «никониан», принявших церковные реформы, и староверов (старообрядцев).
Старообрядческое движение распадается на разные течения, толки и согласия.
В конце XVII – начале XVIII в. старообрядчество разделяется на поповщину и беспоповщину. Те и другие считают себя православными, различаются тем, что более умеренные (поповцы) признают, а более радикальные (беспоповцы) не признают священнослужителей в качестве посредников между Богом и человеком.
Старообрядцы-поповцы сохраняют старообрядческую церковь и священников.
В среде беспоповцев более всего сохранились черты, характерные для раннего старообрядчества: отрицание мира, в котором господствует антихрист, отказ от какого-либо общения с мирскими, особенно в еде, питье, молитве, стремление к изоляции, строгий аскетизм, приверженность старым традициям и обрядам, патриархальный образ жизни.
На территории Тувы староверы проживают в Каа-Хемскком кожууне в селах Эржей, Сизим, Ужеп. «Чем выше по Енисею, тем крепче вера», - говорят они. Поэтому наиболее богомольные живут в скитах, вне этих сел. Основные занятия: зимой – охота, а летом – сельское хозяйство.
Первая православная церковь в Туве была построена в 1911 г. в Туране и просуществовала 50 лет. В 1961 г. в связи с усилением антирелигиозной компании правящей коммунистической партии она закрывается, а ее имущество конфискуется в пользу государства и передается в фонды Тувинского музея.
Туранский храм во имя святого Иннокентия Иркутского, покровителя всей Сибири, был восстановлен и освящен в 1993 г. архиепископом Тихоном, ныне епископом Новосибирским и Бердским.
Деревянный, однопрестольный, с восьмиугольным шатром и невысокой колокольней, он построен по индивидуальному проекту, и стал главным местом объединения православных в этом районе Тувы. Убранство храма скромное. Обращает на себя внимание старинная икона Иннокентия Иркутского, покровителя храма. Ее передала храму директор Туранского музея Т.Е. Верещагина, которой икона досталась от потомков купца Николая Ивановича Бякова.
Троицкий храм русской православной церкви в г. Кызыле построен в 1929 г. русской самоуправляющейся трудовой колонией и сегодня является центром православной жизни Кызыла и Республики Тыва в целом, своеобразным ковчегом русской духовной культуры.
Храм исполняет все необходимые требы: крещение, венчание, отпевание, молебны, частные требы прихожан. При Троицком храме действует детская приходская школа.
В настоящее время Тува входит в состав Абаканско-Кызылской епархии, основанной в 1996 г.
Сегодня русский народ Тувы является органичной культурной и духовной составляющей жизни многонациональной семьи народов Республики Тыва.