У ученых есть рецепты выхода из дотационности
В Тувинском институте комплексного освоения природных ресурсов в рамках трехлетнего цикла фундаментальных исследований завершена работа по трем базовым конкурсным проектам СО РАН. В рамках финансирования фундаментальных исследований освоены 64,866 млн. рублей и пять миллионов рублей заработаны в качестве грантов и договорных работ. Директор института Владимир Лебедев рассказал нашему корреспонденту Галине Мурыгиной о некоторых результатах работы тувинских ученых.
- Фундаментальные исследования в 2009 году проводились в рамках трех базовых конкурсных проектов СО РАН, девяти интеграционных междисциплинарных и комплексных проектов РАН и СО РАН, семи грантов РФФИ и РГНФ, а также по научно-производственным договорам-контрактам с ведомствами, предприятиями и районными администрациями РТ.
В институте завершено восемь практических разработок, готовых для внедрения в экономику Тувы и других регионов. Важнейшие из них - пилотная установка высокотемпературного выщелачивания платиноидов из концентратов и техногенных отходов пирометаллургии на Медном заводе ОАО ГМК «Норильский никель» (пилотная установка уже внедрена в производство) и технологические и технические решения гравитационного обогащения мелкого и тонкого золота - в потоке, пневмообогащение, разделение минералов в тяжелых средах, селективное разделение тяжелых металлов и минералов. Разработана технология и создана экспериментальная установка кислотного вскрытия серпентинитов из техногенных отходов ГОКа «Туваасбест» для получения аморфного кремнезема с чистотой 99,99 процента и попутных сверхчистых компонентов (оксида магния - 99,99 процента и медицинского гипса - 99,9 процента).
Мы «плотно» сотрудничаем с рядом российских, монгольских и китайских университетов.
- Наша газета уже рассказывала о совместной работе с монгольскими учеными в рамках базовых проектов СО РАН. Проекты завершены?
- Можно сказать, что основные цели, предусмотренные проектами, достигнуты. Определены абсолютный возраст и геодинамическая позиция геологических формаций на территории Тувы и сопредельных регионов Монголии. Работы будут продолжены в 2010-2012 годах, но уже в рамках нового базового проекта «Эволюция фанерозойского магматизма и сопутствующего оруденения: геохронологические, изотопно-геохимические и металлогенические исследования структур Тувы и сопредельных регионов».
- На Медном заводе ОАО ГМК «Норникель» внедрена «наша» пилотная установка высокотемпературного выщелачивания платиноидов из концентратов и техногенных отходов пирометаллургии. Значит, наконец-то появилась возможность решить проблему утилизации опасных отходов горно-обогатительного комбината «Тувакобальт»?
- Наш институт вопросом утилизации мышьяковых отходов занимается давно. В лаборатории «Геотехнологии освоения месторождений», которой руководит кандидат технических наук Юрий Каминский, была разработана технология высокотемпературного выщелачивания ценных компонентов из отходов комбината «Тувакобальт». Но реализовать проект удалось только в Норильске на Медном заводе. В 2006 году был заключен с админстрацией завода договор (кстати, по их инициативе), а позднее - смонтирована адаптированная к условиям этого предприятия первая экспериментальная установка по извлечению платиноидов. Сейчас идет работа по масштабированию установки. Стоимость опытно-промышленной установки - 11,5 миллиона рублей. Она также ориентирована на переработку медно-никелевых концентратов, содержащих платиноиды. Промышленная будет еще дороже. Но, поскольку возрастет извлечение иридия и других платиноидов, то затраты на создание установки окупятся очень быстро.
Конечно, в случае возрождения кобальтового производства в Туве на базе запасов руд Хову-Аксынского месторождения и техногенных отходов комбината «Тувакобальт», ее нужно адаптировать для наших арсенидно-кобальтовых руд. Появится возможность утилизировать мышьяковистые отходы, накопленные в картах захоронения, повысить извлечение кобальта, никеля, меди и других компонентов из первичных руд... А руды в недрах осталось не менее, чем было добыто за 20 лет отработки месторождения Хову-Аксы. Однако возрождение кобальтового производства - это вопрос будущего, хотя экологи давно бьют тревогу. Продолжается распыление тех самых «хвостов», в которых содержится мышьяк.
Когда «Норникель» заходил в республику, я задавал вопрос: что думаете о возрождении кобальтового производства? Ответ был следующий: для предприятия сейчас главное - доразведка Ак-Сугского золото-медно-молибден-порфирового месторождения, начнем производство - вернемся к своему профильному минеральному сырью.
- В каком состоянии другой, очень нужный республике проект - по переработке и обогащению асбеста?
- В этой же лаборатории «Геотехнологий освоения месторождении» создана (и уже апробирована) экспериментальная установка глубокой переработки отходов ГОК «Туваасбест» - кислотного вскрытия серпентинита и получения сверхчистых оксидов кремния, магния, гипса. Вопрос о создании производственной линии обсуждался с руководством ООО «Тыва-Асбест». Нужны инвестиции.
Хотелось бы «продвинуть» вопрос и по использованию энергии Ээрбекского подземного пожара (месторождение каменного угля в районе села Ээрбек Кызылского района). Взрыв метана там произошел в 1953 году и угольные пласты горят до сих пор. При дефиците электроэнергии, которая существует в республике, производство тепло- и электроэнергии с использованием такого источника было бы хорошим подспорьем. Гореть уголь будет еще лет 50, тушить этот пожар - огромные затраты. Недавно мы подготовили для Председателя Правительства РТ свои предложения по реализации Регионального научно-технологического кластера «Энергетика и комплексная энергохимическая переработка каменных углей Тувы», включающего, в частности, и проект «Технико-экономическое обоснование и конструкторское решение формирования Ээрбекского тепличного комплекса на основе использования энергии подземного пожара». Продолжаем настаивать и на реализации своей идеи глубокой энергохимической переработки каменных углей Каа-Хемского и Элегестского месторождений, осваиваемых Енисейской промышленной компанией (ЕПК). Минимальный объем транспортировки каменного угля по строящейся железной дороге - 10 млн. тонн угля. Реализация этого варианта снижает дотационность республики до 15 процентов и обеспечивает вклад в ВРП (валовый республиканский продукт) до 18 млрд. руб. Глубокая переработка того же количества углей по технологии «ЦЕОФОРМИНГ» дает вклад в ВРП 42 млрд. рублей, а дотационность снижает до 3 процентов. Строительство железной дороги оценивается в 79-90 млрд. рублей. Строительство комплекса по глубокой энергохимической переработке углей - более затратное и капиталоемкое мероприятие. Например, если для переработки 450 тыс. тонн угля нужно затратить 4 млрд. рублей, то при увеличении объемов до 10 млн. тонн, - нужно вложить не менее 90 миллиардов рублей. Цена вопроса примерно одинаковая - что строительство железной дороги, что комплекса по глубокой переработке. Но мы прекрасно понимаем бесперспективность судьбы «сырьевого придатка», поэтому уже сейчас нужно планировать выход республики на другие, более высокотехнологичные способы использования минерального сырья и других природных ресурсов.
Была завершена большая прикладная работа по мониторингу состояния окружающей среды в зоне освоения Кызыл-Таштыгского и Ак-Сугского месторождений (участвовали почти половина ученых института и более 10 студентов старших курсов ЕГФ Тувинского государственного университета). Она выполнена группой под руководством кандидата геолого-минералогических наук Сергея Прудникова. Сотрудничество с ООО «Лунсин» будет продолжаться до 2029 года, т.е. на все время реализации компанией проекта по разработке месторождения. В случае принятия решения об освоении Ак-Сугского месторождения (производственные сроки тоже не менее чем 25-30 лет), то все эти годы будет продолжаться и мониторинг состояния окружающей среды в этом рудном районе.
- Палеовулканологические исследования, которые ведутся в лаборатории «Магматизм и рудообразование», подтверждают гипотезу о том, что наш регион относится к зоне молодой вулканической деятельности?
- В 2009 году получены уникальные результаты изотопно-геохимических исследований геотермального поля Восточной Тувы с определением мощностей литосферной коры и глубины залегания эндогенных источников. Проблемой мантийного теплового потока с оценкой изотопных отношений гелия в районах действующих геотермальных источников занималась научный сотрудник Клара Рычкова. В декабре 2009 года она защитила кандидатскую диссертацию. Да, её исследования подтверждают ранее высказанную гипотезу - Тува находится в зоне молодой вулканической деятельности.
Сейчас совместно с МЧС мы формируем Центр мониторинга эндогенных источников чрезвычайных ситуаций. Он расположен в нашем институте. Сейсмологический мониторинг сетью современных сейсмостанций с параллельным применением метода естественного импульсивного электромагнитного поля Земли продолжается. В рамках РЦП «Сейсмическая безопасность РТ, повышение сейсмоустойчивости жилых домов и объектов жизнеобеспечения РТ на 2010-2013 гг.» будет составлена карта микросейсмического районирования территории, проведены геофизические работы по глубинному зондированию земной коры, которые обеспечат более качественный прогноз возможных землетрясений.
- Насколько востребованы опыт и разработки ученых ТИКОПРа, в частности, для строительства железной дороги Курагино - Кызыл?
- К сожалению,официального предложения по инженерному сопровождению строительства железной дороги институт так и не получил. Разработчики проекта запросили наши (ТИКОПРа) материалы, но договор заключили с Тувинским госуниверситетом, который инженерно-геологическими вопросами не занимается. Нужно отметить, что ученых нашего института, которые преподают в Тувинском госуниверситете, включили в состав исполнителей. По моему мнению, в Минобрнауке России считают, что вся наука должна быть в университетах, поэтому Академии теперь как бы остаются в стороне от производства.
- В 2010 году исполняется 35 лет со дня образования академической науки в Туве. Кроме того, это год 15-летия ТИКОПРа. Юбилеи у нас принято встречать и отмечать достижениями.
- В феврале 1975 года постановлением Президиума СО АН СССР было создано первое в Туве академическое учреждение - Тувинская экономическая лаборатория Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР. Ученые лаборатории обосновали идею целесообразности строительства железной дороги в Туву и дали оценку вариантов социально-экономического развития Тувинской АССР в краткосрочной (1980-1990 гг.) и долгосрочной (до 2010 года) перспективе. Работа лаборатории получила высокую оценку, в первую очередь, нашего куратора - академика Кузнецова Валерия Алексеевича и директора Института геологии и геофизики СО РАН академика Трофимука Андрея Алексеевича. На базе лаборатории была организована Тувинская геологическая лаборатория ИГиГ СО АН СССР. В 1986 году был создан Тувинский комплексный отдел СО АН СССР, который даже в условиях жесточайшего политического и экономического кризиса в России (1990-1994 гг.) целенаправленно проводил фундаментальные и прикладные исследования по оценке состояния природных ресурсов региона с целью их освоения. Результатом научной деятельности ученых стало создание в 1995 году Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН. О том, что удалось сделать, я уже сказал. В 2009 году мы выиграли уже шесть базовых проектов, поддержанных на период до 2012 года объединенными учеными советами СО РАН по направлениям наук: технических, геоинформационных, химических, биологических, о Земле и экономических. Таким образом, продолжаются фундаментальные исследования по всем направлениям научной деятельности института - геология, региональная экономика, геотехнологии освоения месторождений, биоразнообразие и геоэкология, конструкторско-технологические разработки. В 2009 году пять сотрудников защитили кандидатские диссертации и сейчас в институте трудятся 32 кандидата и четыре доктора наук. Планы у нас большие. Надеемся, что все удастся претворить в жизнь.