Хоомей способен затмить все. Абсолютно. В его тени могут потеряться даже те, чей приезд в иное время не прошел бы незамеченным. Уже подсчитано количество участников, а число гостей подсчету не поддается. Между тем, среди гостей, в качестве сотрудника СМИ, был известный эстонский артист Маргус Прангель. Случаен ли был его приезд?
Хоомей в Эстонии
Официально он был представителем радио Эстонии. Но редакция его не собиралась сначала сюда отправлять. Маргус поехал по собственной инициативе. Впрочем, он уверен, что радиослушателям Таллина будет интересна его программа, только в самой столице Эстонии есть по крайней мере сотня людей, которые обучаются хоомею. Как они говорят «практикуют» хоомей. К нему отношение особое.
Если в Туве горловое пение – это чаще всего просто народное искусство, то в Эстонии к нему относятся как к способу медитации. И мы говорим, что в хоомее заключен дух народа. Но мы имеем в виду народ Тувы, а они видят в нем Дух, который создает гармонию, гармонию с жизнью, гармонию с природой. И они, вероятно, правильно считают. По крайней мере, исполнение хоомея помогает успокоиться, навести порядок в своей душе, избавиться от суеты большого города.
Творческая семья
Маргус Прангель сейчас очень востребованный актер. В Эстонии он снялся более чем в тридцати фильмах, снимался и в сериалах. Первый фильм: «Счастливые с 13-й улицы» (1993), один из последних: «Дом в горах». А еще «Ведьмы», «Я был здесь» и другие. Много работает в театре. Он может позволить себе быть фрилансером, знает, что без работы не останется. К тому же этой весной он снимался и в российском сериале, который будет показан по телевидению осенью. Критики отмечают его интересные театральные работы. Сейчас он пробует себя и в режиссуре.
А начиналось все не так просто. Он после школы обучался кулинарному искусству, его брат был работником сцены. Они думали, что актеры – это какие-то небожители, и сомневались, есть ли смысл поступать в театральный институт. К тому же, Эстония – страна маленькая, много актеров вроде как и не нужно. Так они беседовали с Тармо (Тармо – брат Маргуса) и вслух выражали мысль, что, наверное, поступать надо… но не в этом году.
Встретились на вступительных экзаменах. Фамилия одна, и вызвали одновременно двух Прангелей. И приняли обоих, хотя комиссия и стала сомневаться, нужны ли два брата, примерно одинаковой фактуры для театра. Оказалось – очень нужны.
Родители работают в разных сферах, но равно далеки от искусства. Отец был сотрудником уголовного розыска (сначала на вопрос об отце Маргус сказал «уголовник». Русский язык актера хорош, но далек от совершенства), мама и сейчас преподает английский язык. Вообще-то они не были особенно счастливы, узнав, что сын будет актером. Но и второй сын поступил в театральный институт, а дочь – Мерле - в консерваторию. И тут они уже не могли ничего поделать. Так, практически одномоментно, целая семья оказалась служителями искусства.
Что Маргус знал о Туве
Сразу скажем, немного. Но он знал главное – здесь родина таинственного и волшебного хоомея. Искусству хоомея он обучался у Николая Ооржака. Еще он знал, что главный режиссер в нашем театре – Алексей Ооржак. Но знал это опосредованно – Сюзанна Ооржак делала постановку в таллинском театре и рассказывала об отце.
Ну вот, кажется, и все. Он не вполне представлял себе природу и погоду, не знал историю, обычаи и традиции. Нормально. Чаще всего именно такими люди и приезжают в Туву впервые.
Что Маргуса удивило в Туве
Погода. Это первое. В один день – как парная баня, жара, на другой день пронизывающий ветер и холодно.
Природа. Оказывается, здесь почти все деревья такие же, как в Эстонии. Но пейзажи в целом – необыкновенной красоты.
«Здесь везде живут люди!» Это надо понимать так, что он привык к европейскому расселению: города, поселки. А у нас люди могут жить в юрте посреди степи. Когда увидел благоустроенные юрты на Алдын-Булаке, подумал, что неплохо бы и себе в степи поставить такую. А реальная юрта (в музее) его, кажется, удивила.
Еще его удивило, что молодые люди в Туве носят футболки с надписью «Россия». И тут произошел диалог, который хотелось бы привести:
- А у вас разве юноши не носят футболки с надписью?
- Нет! Зачем они будут носить: «Россия»?
- А с надписью «Эстония»?
- Да, такие носят, они же живут в Эстонии, они гордятся этим.
- А наши юноши живут в России.
(долгая пауза)
- Тува – это Россия? Они гордятся этим?
Ну, что тут можно сказать? Выяснять, что о Туве и России говорят эстонские СМИ, вряд ли имеет смысл. Главное то, что Маргус все увидел своими глазами.
В театре тоже нашлось чему удивляться: «Ехать сюда за восемь тысяч километров и увидеть здесь то же самое – Станиславский». Да, система Станиславского и в России, и в Эстонии. Но театр наш очень понравился. Он посмотрел с гостями фестиваля «Эгил, эжим, эгил!» («Вернись, мой друг, вернись!») - легенду о появлении игила. Впечатлили декорации. Работу актеров и режиссера он, конечно, тоже отметил, но декорации понравились больше всего.
Что Маргус будет рассказывать о Туве в Эстонии
Да, в общем-то просто расскажет о том, что видел. О том, как здесь исполняют хоомей, об обряде освящения Оваа хоомея, о гостеприимстве и доброжелательности жителей. Впечатления еще «не рассортированы», но их много.
С радостью он узнал, что такие фестивали будут проходить не раз в три года, как предполагали вначале, а каждый год. На следующий год собирается обязательно приехать, но не один, а с друзьями, которые тоже «практикуют» хоомей. Они собираются порой в клубе, порой у кого-нибудь на квартире и поют – «практикуют».
Что он еще не совсем понял – взаимоотношения буддизма и шаманизма.
Интересной оказалась экскурсия по музею. Во всяком случае, историю он уже понимает. И характер народа, который особенно выразился в экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне.
Не понимает, почему здесь почти нигде нельзя выпить хорошего кофе, везде пьют только чай с молоком. Но уже понял, что духов надо угощать «белой едой», на гору Догээ поднимался с бутылкой молока и пластиковыми стаканчиками.
Так что смело можно сказать - количество друзей Тувы увеличилось. А на следующий год их станет еще больше. По крайней мере из Эстонии.