Прошедший в Афинах 23-й всемирный философский конгресс в той или иной степени будет воздействовать на развитие науки в мире в ближайшие пять лет, уверен профессор философии Игорь Бакланов. По его мнению, конгресс был отлично организован и позволил участникам, среди которых были звезды первой величины, высказать свое мнение о роли и месте философии и философов сегодня, обратить внимание на проблемы, конфликты, неравенство и несправедливость, связанные с развитием цивилизации.
Всемирный философский конгресс проходит раз в пять лет с 1900 года и является крупнейшим мировым форумом по философии. В Афинах, на родине классической философии, конгресс собрался впервые — в год 2400-летия основания Академии Платона. Хотя официально форум на тему "Философия как познание и образ жизни" проходил с 4 по 10 августа, все его мероприятия завершились лишь 12 августа. На форум приехали более 3 тысяч участников из 105 стран мира. Среди докладчиков — "звезды" современной философии, такие, как Юрген Хабермас и Эвандро Агацци.
Президентом Международной федерации философских обществ (FISP) избран ирландский философ Дермот Моран, специализирующийся на феноменологии. Следующий всемирный конгресс соберется в Пекине в 2018 году.
Философская мекка
"Афины для философов — это как Мекка для мусульман. Провести такой форум на родине Платона и Аристотеля очень знаменательно. Здесь есть ощущение праздника. И этот праздник в Афинах повсюду. Почти все знают о конгрессе, даже продавцам в лавках известно", — сказал профессор Бакланов в интервью РИА Новости.
По его словам, российская делегация была, после греческой, самой многочисленной — 300 человек. "На конгрессе в пленарном заседании вовсю зазвучал русский язык!" — заметил Бакланов, который преподает философию в Гуманитарном институте Северо-Кавказского федерального университета.
"Здесь собрались практически все ведущие специалисты и весь президиум российского философского общества. Александр Чумаков, Андрей Королев, Абдусалам Гусейнов, Владимир Порус, Владимир Степин, Владимир Диев и Виталий Целищев, Вячеслав Мантатов — участник международных конгрессов с 1964 года. Русские философы на конгрессе чувствуют себя хорошо и комфортно, к русским философам тянутся философы из других стран, мы хорошо общаемся со всеми… Единственно, конечно, язык (английский) нам нужно всем "подтягивать"… И тогда мысли отечественных философов будут услышаны и восприняты во всем мире", — заметил Бакланов.
"Русские философы участвовали практически во всех секциях, за исключением специфических симпозиумов двустороннего типа (вроде "Зарождения философии в Греции и в Китае") или одностороннего типа, где присутствуют только представители одной страны. На одном из семинаров ведущий — греческий профессор сказал, что язык философии это язык немецкий, французский и русский, а английский язык для философии бедный", — сказал профессор.
Второй по численности была китайская делегация — около 200 человек.
"Китайская делегация приехала с конкретными задачами и, думается, их решила. Непреклонность их намерений уже с самого начала конгресса удостоверяли унифицированные синие майки с надписью на спине "Новый век? новый баланс", — сказала супруга профессора Ольга Бакланова — доцент кафедры философии в Северо-Кавказском федеральном университете, также участвовавшая в конгрессе.
Свидетельством этого, видимо, можно считать и победу Китая в борьбе с Индией и Бразилией за право провести следующий всемирный философский конгресс.
Примечательно, что некоторые участники форума, например российский философ Рубен Апресян, считают, что всемирные философские конгрессы остаются феноменом западной культуры. "Западные философы задают тон просто потому, что язык философского общения — это язык, разработанный и разрабатываемый в западной философии", — написал Апресян в заметке по итогам форума, отметив, что имеет в виду не только терминологический аппарат и категоризацию, но и методологию.
Участники афинского форума отмечали исключительную организацию — всё необходимое предоставляли мгновенно. Синхронный перевод шел на семь языков, включая русский, работало огромное количество волонтеров, было удобное тематическое и хронологическое расположение секций. Кстати, для участников конгресса билеты в музеи и археологические памятники были со скидкой 50%.
Проблемы философии
Что касается дискуссий, то, по словам Бакланова, на его секции, в частности, обсуждались проблемы архаизации общества, роли экономических и политических институтов в развитии общества. "Коллега из Украины, критикуя тезис об архаизации современного общества как общества ультрамодерна, полемизировала, что сейчас разворачивается третья интеллектуальная революция. Она, конечно, разворачивается, эта революция, но, видимо, в Китае, Израиле и в Европе. А у нас философия не в почете. Да что философия — наука не в почете! Академию зарезали, как курицу, несущую золотые яйца", — сказал Бакланов.
Событием на форуме стало выступление Юргена Хабермаса — часовой доклад 84-летнего мэтра философии был посвящен в основном космополитизму, но в нем были затронуты и другие темы. "Много было в выступлении старых его идей, но были и новые. Хотя сам я в каком-то смысле воспитывался на идеях Хабермаса, то, чем он сейчас занимается, по сути дела, — это апология и легитимация в социальной и философско-правовой теории современной практики деятельности европейской бюрократии. Но все же встреча с Хабермасом была подарком нам", — полагает профессор Бакланов.
Отметил Бакланов и выступление на симпозиуме по проблемам технологий и окружающей среды японского ученого Юнити Мурата (Junichi Murata) — "думаю, скоро он станет широко известным в философских кругах".
"Здание философской школы Афинского университета напоминало улей — во-первых, здесь действительно во время споров о новых универсалиях вызревает "философский мед" (причем, разных "сортов"), а во-вторых, здесь происходят процессы, которые в той или иной степени будут воздействовать на развитие философии в мире ближайшие пять лет", — заключил Бакланов.
"Прикладная философия"
"Мы, философы, не самые мудрые люди, которые знают лучше других, что говорить о человеке и его проблемах… У нас нет монополии на слово. Мы такие же, как и другие ученые, например, экономисты, политологи, социологи и другие, которые используют научные знания, чтобы сформировать мнение о мире", — сказал Хабермас о роли философов в современном обществе.
Про его доклад написали практически все греческие СМИ, называя немецкого философа и социолога "величайшим в современном мире".
"Философы пишут книги и учат. Может быть, они могли бы сделать больше, рассказывая о своих взглядах в прессе. Они могут помочь гражданам лучше понять современный образ жизни", — сказал он.
Хабермас, в свое время внесший большой вклад в изучение проблемы формирования национального суверенитета, в докладе и на пресс-конференции говорил об опасности роста ультраправого популизма, о необходимости изменить курс европейской политики.
Хабермас говорил о европейской интеграции и укреплении демократической легитимности Европейского Союза, о "восстановлении равновесия между политикой и рынками", он выступил за "европейский план для граждан". Философ напомнил про три компонента любой демократической системы — "народ как носитель политической воли, государство как организация, которая дает гражданам возможность действовать сообща, и сложившаяся общность граждан как добровольное объединение свободных и равноправных лиц". "В наднациональной демократии граждане могут получить двойную роль. Первая как членов будущего союза, а вторая как граждан государств, которые составляют этот союз", — заметил философ.
Хабермас критиковал правительство Германии за то, что под ее руководством ЕС отдает приоритет выходу из кризиса, и наибольшую цену платят наименее защищенные слои общества. Говоря о Grexit, Хабермас сказал, что не считает выход Греции из еврозоны хорошим решением, экономическим и политическим. Он ожидает роста антиевропейских настроений: "На ближайших выборах, вероятно, вы увидите усиление партий, которые выступают против идеи единой Европы. Нужно изменить европейскую политику и перейти от проекта элит к проекту с участием всех граждан". Среди социальных проблем он особо выделил безработицу и миграцию, призвав граждан "стать более терпимыми".
На вопрос представителя Китая о конфликте Востока и Запада философ ответил, что хотя, возможно, и есть недооценка Азии со стороны Запада, но конфликтной ситуации нет. "Китай одно из древнейших государств мира, страна, много веков оказывающая влияние, и я не думаю, что есть конфликт между Востоком и Западом. Но если теперь вы спросите меня о политических разногласиях между Китаем и США, тот это вопрос, который я не буду комментировать", — сказал немецкий философ.
Политика и мрамор Парфенона
На конгрессе не обошлось и без политики. На открытии греческие участники освистали и захлопали министра культуры Паноса Панайотопулоса после его слов, что "греки могут прожить и с меньшим". Министр, хотя и был в некотором замешательстве, заметил: "Не стоит так выражать свое мнение".
Зато грекам очень понравилось выступление английского философа Саймона Кричли, призвавшего Великобританию вернуть Греции мрамор Парфенона, вывезенный лордом Элджином с разрешения турецких властей во время владычества Оттоманской империи.
"Мрамор Парфенона, украденный из Акрополя почти 200 лет назад и сейчас находящийся в Британском музее, должен быть возвращен Греции, которой он и принадлежит. Я никогда не понимал, почему мрамор Парфенона у Англии. Позиция британского правительства меня удивляет. Все эти годы оно утверждало, что (в Греции) нет специального места для этого мрамора, но сейчас есть музей Акрополя, построенный как раз для сохранения мрамора", — сказал ученый.