Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 26 декабря 2024 г.
15 марта 2020 Россия. Наука

Встреча с венгерской исследовательницей песенной культуры и тувинского шаманизма Евой Каналаш

По инф. ИЭА РАН

Встреча с венгерской исследовательницей песенной культуры и тувинского шаманизма Евой Каналаш10 марта в Малом зале ИЭА РАН состоялся внеочередной семинар/вебинар Центра медицинский антропологии.
 
Это была встреча с венгерской исследовательницей песенной культуры и тувинского шаманизма Евой Каналаш. Она с 1996 года вела полевые исследования в Республике Тыва, результатом чего стал авторский этнографический фильм «Тувинский шаман – Адыгжи», материалы для которого снимались в 2011 году. В основу фильма положены видеозаписи жреческих (обращения к духам на различных священных местах, в т.ч. на месте находки «золота скифов» – «Ааржан-2» в Уюкской котловине: Пий-Хемский кожуун) и семейно-бытовых ритуалов (поминальные обряды 7-го и 49-го дней, первого года; очищение домов и квартир), а также ритуалов лечения и гадания на камешках «Хуваанак»/«Хуанок», проведенных шаманом Адыгжи. Это шаманское имя Владимира Оюна, брата известной тувинской шаманки Ай-Чурек Шиижиковны Оюн, которой не стало несколько лет назад. Адыгжи позволил Еве Каналаш присутствовать на многих сакральных ритуалах и зафиксировать их на видеокамеру. Позже он побывал несколько раз в Венгрии, на родине Евы, где проводил свои шаманские обряды и общался с теми, кто интересуется шаманизмом.
 
На семинаре была представлена полная версия этнографического видеофильма (он доступен только в варианте специальных показов). Это трехчасовой рассказ о шаманской практике Адыгжи; в фильме демонстрируются последовательно жреческие ритуалы, части семейно-бытовых обрядов, заснятых в различных семьях, а также целительская практика и гадания. После завершения просмотра Ева ответила на вопросы собравшихся, среди которых были в т.ч. тувинцы и шаманы тувинского посвящения. 
 
Ева Каналыш рассказала на семинаре не только о своей этнографической работе с шаманом Адыгжи, но и о собирании фольклора в различных регионах: в Молдавии, Карпатах, в Туве, Хакасии на Алтае. Ева – исследовательница вокала и певица, которая участвует, в том числе, в озвучивании театральных спектаклей. Ева сообщает о себе: «В 1991 году как исполнитель венгерских народных песен я была награждена премией «Юный мастер этнографии». Я уже с молодости интересуюсь традициями исполнения венгерских народных песен, сбор и сохранение народных песен уже с юности определяет мою жизнь. Собираю и исполняю, прежде всего, самые архаичные мелодии венгров-чанго, живущих в Румынии. Именно восточный характер этих напевов и побудил меня поехать в эти места во внутренней Азии и Южной Сибири. Мне показалось, что есть сходство между мелодикой коренных народов, проживающих на Алтае и в Саянских горах, и песнями венгров-чанго. Я начала собирать песенный материалы в Южной Сибири и при этом исполняла венгерские песни проживающим там алтайцам, тувинцам и хакасам». 
 
Ева интересовалась и языческой культурой венгерского народа, что позволило ей как вокалисту приобщиться к песенной традиции исполнения заклинаний/молитв. В интервью немецкому журналисту Й. Шульцу, отвечая на вопрос о том, почему она обратилась к таким песнопениям и не хочет ли тем самым добиться интеграции христианских ценностей и ценностей венгерского традиционного шаманизма, сказала: «Да. Венгерские исторические традиции уже 1000 лет считают христианскими. Однако, многие забыли об одной важной вещи. Венгры – это народ, который и спустя 1000 лет подспудно сохраняет традиции своих предков, тысячелетние традиции. Дева Мария под разными именами появляется в верованиях венгерского народа, например: Богородица Нади, Богородица Шарлош, Богородица плодоносящая, Мария Бабба, – они в народных религиозных представлениях и сегодня являются живыми богинями. Напасти, которые возникают из-за женщин, приносящих дурные ветры, женщин, которые плюют злую слюну и пр., демоны болячек, которые в вере народа причиняют болезни, – все лечится силой Богородицы, силой слова. В книге известного трансильванского этнографа «Hegyet Hágék, Lőtőt Lépék» собрана огромная коллекция народных молитв (заклинаний). Эти «молитвы» в католических церквях были запрещены. Венгерская интеллигенция только в семидесятых-восьмидесятых годах обратила внимание на такие архаические традиции. Утренние и вечерние молитвы женщины часто произносили, опускаясь на колени лицом к солнцу. Целебные молитвенные ритуалы также произносились только дома. Но при этом люди ходили молиться и в церковь. Вопреки запрету церкви, венгерские женщины продолжают лечить различные болезни. Древние верования языческих времен передавались со времен Святого Иштвана из поколения в поколение, из уст в уста, через песни, заклинания и т.д.» Молитвы, о которых говорит Ева, она исполняет сама, демонстрируя прекрасные образцы вокала. 

Ева Каналыш говорила также о собственном творчестве и продемонстрировала свое исполнительское искусство, поразив участников семинара оригинальным пением венгерских народных песен.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта