В начале августа нам, ветеранам государственного ансамбля «Саяны», пришло скорбное известие о том, что ушел из жизни Виктор Ефимович Камков. Заслуженный артист Тувинской АССР, член международного совета танца при ЮНЕСКО, художественный руководитель Всероссийского фестиваля народного творчества «Русская тройка», руководитель танца-балета «Сказка», танцор, режиссер, хореограф-постановщик. Больно, грустно, действительно невосполнимая утрата…
Кем он был для тувинского ансамбля «Саяны»? В 1979 году наш коллектив почти год находился на стажировке в творческой мастерской эстрадного искусства Ленконцерта. За это время мы там подготовили не только двухчасовую концертную программу, но и первый тувинский балет «Хая-Мерген — легенда о каменном изваянии». Впервые в истории тувинского искусства был создан самостоятельный балетный спектакль на национальной основе. У каждого народа есть свой герой-освободитель, защитник интересов народа, всеобщий любимец. Народ помнит своего героя и из поколения в поколение передает легенды и сказания о нем.
И вот постановку такого спектакля осуществили ленинградцы: руководитель творческих коллективов эстрадной студии Ленконцерта Виктор Камков и молодой талантливый композитор Петр Геккер. Драматургически несложное построение сценария написали Камков и заведующая литературной частью мастерской В. Коновалова, предварительно перерыв гору этнографической и художественной литературы о Туве, ознакомившись с экспонатами Эрмитажа и Музея истории и этнографии, в том числе с каменными изваяниями и наскальными рисунками в центре Азии.
Перед авторами стояла непростая задача: знакомство с новой музыкальной культурой. Композитор Геккер не шел легким путем цитирования фольклора, он не упустил возможности использовать колоритные тувинские инструменты — хомус (полет стрелы), игил, имитация ржания коня, шаманский бубен. Хореографичность музыки несомненна, во многом эта удача — результат совместной творческой работы композитора и балетмейстера. После успешной сдачи в Ленинграде комиссии из Росконцерта, Ленконцерта и представителям из Тувы — Министерства культуры Тувинской АССР в лице его руководителя М. С. Хомушку, зав. отделом пропаганды обкома КПСС А. С. Серена, — коллектив выступил перед зрителями города на Неве, получив отличную оценку. Позже спектакль был показан по Ленинградскому телевидению.
Приехав домой, ансамбль выносит спектакль на суд тувинского зрителя. Много было разговоров, споров. Зрители недоуменно спрашивали: «Что за странный балет, читают стихи, да еще и речитативом?» Ни красочных декораций, предметов быта — лишь какой то свисающий круг над головами, не то солнце, не то шаманский бубен. Сцена свободна для танца, лишь юртоподобная подвеска под огромным солнцем. Пещерообразные завесы на кулисах и вдали, на заднике, каменное изваяние. А в первой картине и на финале — маска завоевателя.
Герой Хая-Мерген — сильный, смелый, красивый, «восстает» из легенды и доносит до нас трудное угнетенное прошлое тувинского народа, сражаясь беспощадно с завоевателями... Но вот день сменяется ночью, над сценой всплывает огромная маска дракона Хан-Кучу. С ордой завоевателей полонит свободную землю, пленит красавиц. На освобождение своего народа гордо и смело встает Хая-Мерген. И снова над Саянами светит солнце, звучат родные песни, вновь — танцы. Таков сюжет балета.
Главные герои — три центральных образа: Хая-Мерген, Ангыр-Чечек и деспотичный завоеватель Хан-Кучу. Сложные партии, позы и жесты как бы заимствованы со скифских и античных скал. Наибольшая и актерская, и режиссерская удача видится в образе Хан-Кучу. Выразительные жесты, пластика корпуса, позы, прыжки. Органично вплетается в картину драконообразное (шулбус) построение мужского балета — вокруг Хан-Кучу. Паукообразность, змееподобность движений рук и ног, щупальцев — передают кровожадность завоевателей всех времен и народов.
Очень интересна пластика охотников и девушек, как будто сошедших с наскальной росписи. Возникает у зрителя представление о глубокой древности изображаемого. Вспоминаются охотничьи пляски, запечатленные в тувинских «Бижиктиг-Хая»— пишет театровед К. Сагды.
В движениях сказывается то, что постановщики тонко подметили: тувинцы вообще народ довольно сдержанный, не проявляющий внешне эмоций, особенно женщины. В дуэте Хая-Мергена и Ангыр-Чечек использован традиционный прием: герои танцуют, не касаясь друг друга, — пишет зрительница З. Батоева. В роли сказителя — солист горлового пения Б. Монгуш. Режиссерская находка — передача меча герою сказителем.
В интервью Ленинградскому телевидению В. Камков сказал: «С постановкой балета одаренность каждого артиста раскрывается в новом качестве: изображать фольклор, опираясь просто на «движенческий» материал, невозможно. Мы опирались на внутреннее состояние артистов, на особенности национального характера. Основа спектакля — эпос и исторический материал, в остальном помогли артисты. Они работали над балетом не только как исполнители, но и как соучастники его создания. Огромна помощь танцоров. Есть очень талантливые артисты и без хореографической подготовки». Художником спектакля была художественный руководитель «Ленфильма» Елена Острогорская. По ее эскизам все костюмы были пошиты в творческой мастерской Ленконцерта. А музыка балета была записана на телевидении Ленинграда.
Балет приняли хорошо. Что-то новое всегда спорно, но в споре истина рождается. Хореографическое произведение в трех картинах, представленное ансамблем «Саяны» и балетмейстером В. Камковым, так и афишировалось: «Хая-Мерген — легенда о каменном изваянии». Не восхваляя, нужно объективно сказать, что ансамбль сделал интересную работу, привнес обновление в сценические жанры тувинской музыки и балета. Конечно, жаль, что эта премьера не сохранилась даже в записи, современно звучащая постановка с яркими национальными чертами. Это была первая ласточка балетного искусства.
В. Камков вел разговоры о новом балете… Да, ушел из жизни хороший талантливый постановщик, дважды побывавший в Туве, влюбленный в тувинскую степь, тувинскую музыку, ездивший с тувинскими артистами на гастроли, пивший араку, евший изиг-хан… Все хотел что-то еще поставить.
Неординарная личность. Его мама — Наталья Александровна Камкова — была одной из первых учениц самой Агриппины Вагановой, солировала в балетах Кировского (Мариинского) театра. Успешно преподавала молодым в хореографическом училище, позже, до 1973-го (тогда ушла из жизни) — доцент Ленинградской консерватории. Среди ее учениц — Нина Тимофеева, Алла Сизова. Не удивительно, что сын пошел по стопам мамы.
Он окончил Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой в 1964 году, балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакого в 1970-м, ассисентуру-стажировку по специальности «Режиссер балета», кафедры режиссера музыкального театра Ленинградской консерватории. Артист балета Мариинского театра (1964–1978). Преподаватель Ленинградской консерватории и Гуманитарного университета профсоюзов. (1973–1983). Главный балетмейстер Театра музыкальной комедии (1985–1987) Томска. Руководитель творческих коллективов и студий Ленинграда и Санкт-Петербурга (1987–2012). Основные творческие работы: Центральное телевидение в Москве, фильм-балет «Гамлет» (он — балетмейстер, музыка Д. Шостаковича, автор сценария — его мама, в главной роли — звезда Марис Лиепа), конечно, «Хая-Мерген…». Были и балеты, концертные программы творческой мастерской Ленконцерта.
Более 60 работ — балеты, оперы, телепередачи на Ленинградском и Московском телевидении.
Вот так тувинскому ансамблю «Саяны» посчастливилось работать с очень талантливым мастером своего дела, многому научились у него наши артисты. Сколько он дал как балетмейстер, как очень талантливый, очень веселый, мягкий, чуткий руководитель, уважающий артистов. Мы очень любили его. Здесь, в центре Азии, ему присвоили звание заслуженного артиста Тувинской АССР. А Петр Геккер удостоен звания «Заслуженный работник культуры Тувинской АССР», ныне заслуженный деятель искусств РФ.
Творчество и работы В. Камкова надолго останутся в памяти артистов ансамбля «Саяны», в памяти тех, кому пришлось пообщаться и поработать с этим замечательным человеком. Светлая ему память.