34 увесистых тома из рук в руки передали руководители Тувинской археологической экспедиции Владимир Семёнов и Марина Килуновская сотрудникам Национального музея Тувы. На тысячах страниц этого многокнижного издания, выполненного в твёрдом переплёте и одетого в пурпурную обложку, — подробный отчёт о работе археологов на территории республики с 2009 по 14-й годы, то есть с начала исследовательских работ вдоль трассы будущей железной дороги «Элегест — Кызыл — Курагино».
Раскопками с помощью волонтёров, направляемых в Туву Русским географическим обществом, учёные занимаются уже пятый сезон. До этого ещё два года проводились разведывательные работы.
— По Туве проходит всего сто километров железнодорожной трассы, но они настолько насыщены археологическими памятниками, что исследовать их — это огромная работа, — комментирует Марина Килуновская, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры, кандидат исторических наук и начальник экспедиции. — На сегодняшний день некоторые участки дороги уже исследованы. С позиции археологии они закрыты — там можно строить. И чтобы строительство началось, мы должны со службой по охране памятников и со строителями подписать акты о том, что памятников там нет — и делается это всё на основании наших отчётов, которые мы сегодня вам передаём.
По экземпляру археологических отчётов будет храниться в Нацмузее и в службе по охране памятников истории и культуры республики.
Для Тувы такая аккуратная передача документального описания археологических исследований — значимое событие.
— Помню, как мы пытались добиться отчётов от экспедиции на Пор-Бажын, — отметила Марианна Мандан-Хорлуу, учёный секретарь музея, — писали письма — но ничего так и не получили. В Туве велось много археологических исследований, но я видела только три отчёта о них: один 1943 года, отчёт экспедиции Худякова и вот, ваш — но ваши 34 тома — это поразительно. Титанический труд.
С начала работ по проекту «Элегест — Кызыл — Курагино» учёные успели раскопать 17 могильников. Это 155 курганов, датируемых разными эпохами: от эпохи бронзы до раннего средневековья. Обнаружили два древних поселения: стоянку Кара-Орга (эпоха бронзы) и городище Катылыг, интересное своей принадлежностью к рубежу эр.
Количество артефактов, найденных за это время, исчисляется тысячами. Учёные прогнозируют, что общее число извлечённых из земли вещей превысит ту археологическую коллекцию, которая сейчас есть в фондах музея республики. Окончательная передача всех экспонатов, как предполагается, произойдёт в 2018 или 19 году — когда будут завершены все реставрационные работы с предметами и составлена их полная научная опись.
— Особенно большая коллекция была получена в прошлом году с городища Катылыг, — рассказала Марина Килуновская, — это около восьми тысяч разных предметов. Кроме того, очень интересна коллекция вещей из скифских курганов: это и художественные бронзы, костяные изделия и т.д. Раскапываем мы рядовые памятники, в основном, поэтому золота нет. И это очень хорошо.
Проблема, которой теперь озабочены тувинские учёные, — где хранить историческое сокровище, которое уже совсем скоро вернётся в Туву. Музей не имеет возможности даже показать своему посетителю всё то археологическое богатство, которым владеет сейчас: не только не хватает места в выставочных залах, но и забиты все кладовые. Власти обещали выделить помещение в строящемся рядом с музеем Дворцом молодёжи — но этого недостаточно.
— Я постоянно смотрю на Дворец молодёжи и думаю: когда его построят, мы его заберём под музей археологии, — серьёзно пошутила главный научный сотрудник ТИГИ Айлана Кужугет. — Будут у нас два красивых музея в центре Кызыла. Я уже представляю: скифский музей… гуннский музей… тюркский музей… и мы будем приводить туда своих школьников и студентов и показывать всё то, что до сих пор они могут видеть только на фотографиях в учебниках. Потому что большинство наших экспонатов лежат в подвале, а туда нас никто не пустит. Дворец молодёжи, я считаю, можно построить в любом другом месте.
Археологи, кстати, сами уже не раз высказывали мысль о том, что Туве, на территории которой ногу не поставить, чтобы не наступить на исторический памятник, иметь музей археологии — насущная необходимость. В соседней Монголии, к примеру, такой музей есть в каждом аймаке. Как бы там ни было, а через пару-тройку лет, когда в Туву прибудут порядка десяти тысяч археологических находок, вопрос этот станет ребром, и принимать по нему какое-то решение придётся.
Во время этой же встречи в музее Владимир Семёнов презентовал перед учёными свою новую, недавно вышедшую в свет монографию «Искусство варварских племён». В стильном, по определению присутствовавших, иллюстрированном издании большой раздел посвящён Туве.
— В монографии, — пояснил автор, — исследуются проблемы формирования искусства варваров (с точки зрения эллинов — людей, не говорящих на греческом языке), прослеживаются влияния на их культуру греческой цивилизации и по мере удаления от Причерноморской Скифии на восток — культуры Ахеменидского Ирана, китайских империй Чжоу и Хань, а затем империи сюнну.
Книги со своим научным трудом бывалый археолог, более сорока полевых сезонов проведший в нашей республике, подарил музею, тувинскому университету, ТИГИ, центральной библиотеке республики, а также своим «симпатиям» — друзьям-учёным.