Оригинальная столичная премьера пройдет 19 марта в Концертном зале им. Чайковского. Композитор Владимир Мартынов впервые в Москве представит опус под названием «Дети выдры», созданный им на стихи поэта Велимира Хлебникова.
Сюита Мартынова, впервые прозвучавшая в 2009 году в Перми, возникла на основе двух «сверхповестей» Хлебникова — «Дети выдры» и «Зангези». Выдра — архаический тотем орочей, крошечного народа, живущего на Дальнем Востоке, по берегам Амура и его притоков. Орочи верили, что именно выдре, праматери человечества, люди обязаны своим выделением из животного царства: в начале времен зверь попросил об этом верховное божество. Поэтому все люди в каком-то смысле дети выдры, которая, как водное женское божество, еще и отвечает за творчество. «Сверхповесть» — термин поэта, придуманный им для маркировки авторского подхода к тексту: свободное нанизывание разнообразных словесных мотивов, «зодчество из слов». «Сверхповесть», или «заповесть», писал автор, складывается из самостоятельных отрывков, «каждый с своим особым богом, особой верой и особым уставом». Это, по Хлебникову, похоже на ваяние «из разноцветных глыб разной породы», отчего появляется «новый вид работы в области речевого дела». Гениальный новатор во многом предвосхитил то, что спустя многие годы после его смерти постмодернисты назовут гипертекстом.
Понятно, что Мартынов двумя руками ухватился за эти идеи: он не раз высказывался в том духе, что традиционная музыка умерла, а на смену ей должно прийти что-то иное. Путь к иному, по Мартынову, лежит в «прамузыкальной» памяти предков, когда никаких композиторов не было, а звуки древней музыки возникали как наитие. Кстати, известный во всем мире автор «Детей выдры» не любит, когда его называют композитором. Он назвал свое детище этномузыкальным проектом и в его рамках устроил необычное акустическое свидание. Мартынов свел архаику тувинского горлового пения и древнее сибирское инструментальное звучание с новейшими композиторскими и исполнительскими приемами музыкальной работы. В сложной партитуре чувствуются отголоски всех стилей вплоть до джаза и рока. Теоретику культуры Мартынову не менее важна и философская сторона. Он утверждает, что цель «Детей выдры» — дать слушателю возможность углубиться в поток вечной музыки, содержащей в себе дух зверей, людей и небесных сфер.
Для сложного замысла требуются разнокалиберные музыкальные силы. Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» Татьяны Гринденко будет соседствовать с группой «Хуун-Хуур-Ту» из Тувы и пермским хором «Млада». Сам Мартынов сядет за фортепиано, чтобы аккомпанировать броскому зрелищу, в котором скрипки и виолончели современного камерного оркестра сочетаются с тувинскими народными инструментами, а экзотическое «звериное» рычание и фирменный горловой хрип — с привычным хоровым пением. А когда традиции и современность вступают в унисон, хаос обнимается с космосом, понятие времени истончается и на сцене торжествует ощущение вечности. В такие моменты кажется, что Мартынов — великий шаман, а проект «Дети выдры» — его личное мистическое камлание