В рамках энтофутуристического фестиваля «KAMWA-2010» состоялось поразительное по своей аутентичной энергетике выступление тувинской группы «Хуун-Хуур-Ту». Наши корреспонденты встретились с участниками коллектива - Радиком Тюлюшем и Алексеем Сарыгларом и побеседовали об этнике, национальном характере и шаманизме.
-Ваша группа стала одной из самых известных российских групп на западе. Как вы сами могли бы объяснить причину своего успеха?
Радик Тюлюш: Если говорить о западе, то музыкальные течения долго шли по искусственному пути. Инструменты стали современными. Ушли от корней. Пришел момент перенасыщения, и слушатели захотели вернуться к природе. Человек хочет понять свои корни, поэтому появились люди, которые стали интересоваться теми местами, где не ступала нога цивилизованного человека; начался поиск забытого. Таким искателям интересно стало услышать тувинские мелодии, наши инструменты, наш язык. Наверняка их удивило горловое пение. Для западных музыкантов это неиспробованный опыт.
20-25 лет прошло с тех пор, как наш первый горловик-тувинец попал на запад. Сейчас люди начали учиться горловому пению. Появились западные ансамбли, которые пытаются подражать, заимствовать вокальные приемы у китайцев, у монголов…
-Насколько нам известно, вы не используете модернизированные формы тувинских инструментов. Многие из гостей фестиваля наверняка впервые видят такие уникальные инструменты. Вы сами изготавливаете их или заказываете?
Р.Т.:Не секрет, что в советские времена пытались разрушить систему нашу, тувинское пение. Пытались сделать в виде виолончели, скрипок. Много человек учились на этих инструментах Я познал нотную грамоту через эти инструменты. Потом пришел к корням, к таким инструментам, как: игил, дошпулуур, хомус. Когда Советский Союз пытался запретить их, я посчитал это проявлением отсталости. Алексей сам сейчас расскажет об инструментах, так как он занимается их изготовлением.
Алексей Сарыглар: Тувинцы делают национальные инструменты из лиственницы, из кожи, из конского хвоста. Мы стараемся оставить все как есть. Традиции изготовления инструментов передаются по поколениям, специальных школ нет. Тот, кто владеет горловым пением, скорее всего, получил свои знания от предков. Мы очень стараемся не отойти от традиционных вещей. Однако мы никак не можем обойтись без использования железа в изготовлении концертных инструментов.У смычковых, щипковых инструментов должны быть деревянные колки, но для хорошего строя нам приходится использовать железные.
-А чем хороши деревянные колки?
А.С.: Деревянные хороши своим уникальным тембром.
-Как вы объединились, нашли друг друга?
А.С.: Нас объединила любовь к искусству, пению, своей культуре.
-Когда и каким образом появился у вас интерес к музыке?
Р.Т.: С детства. Тувинский народ – народ поющий. Любят петь, играть на инструментах. Пастухи, шофера, простые рабочие – у всех есть в семье те, кто поет. Хотя бы для себя.
-Я много путешествовал по Туве, но никогда не видел поющих тувинцев.
Р.Т.: Они просто стесняются. На самом деле, практически в каждой тувинской семье есть хотя бы один человек, который поет или играет на музыкальных инструментах или хотя бы немного знаком с техникой горлового пения.
-Какими были ваши первые инструменты, с которых началось ваше знакомство с музыкой?
Р.Т.: Двухструнный игил. Это двухструнный смычковый инструмент. В детстве я умел только петь, играть стал в подростковом возрасте.
-А откуда пошел кай (традиция горлового пения – прим. корр.)?
Р.Т.: Это древнее искусство. Нигде не описано, и мало кто помнит, когда это началось. Если смотреть широко, то горловое пение и инструменты по звукоизвлечению похожи.
На базанте, шоре, хомусе тоже есть двухголосье. Звуки инструментов еще и перекликаются с животным миром. Они стремятся к тому, чтобы воссоздать звуки тайги, леса, стука копыт коней. Горловое пение, двухголосье – это попытка передать все многообразие звуков мира. Ученые считают, что горловое пение зародилось в Туве, а потом пошло на Алтай, в Бурятию, Монголию, потому что много горловых певцов сосредоточено в Туве, и они по-разному исполняют композиции.
-Вы говорите о том, что для Америки открытие горлового пения и музыки, исполненной на ваших национальных инструментах стало новым опытом, о том, что западные музыканты начали учиться горловому пению у тувинцев. Скажите, побывав там, вы сами научились чему-то? Изменилось ли что-то в вашем видении музыкального творчества?
Р.Т.:Американцы – законопослушные граждане, добрые, сердечные. Они приходят на концерты, и если им нравится музыка, то они выражают свои эмоции как дети. В музыкальном плане во время импровизации всегда можно научиться каким-нибудь новым приемам.
-А что вы почерпнули для себя из западной музыки? Почему, стремясь к традициям, применяете электронные средства, например, синтезатор?
А.С.:Я, например, против электронной музыки. К совместной игре инструментами отношусь хорошо – если это игра на гитаре, бас-гитаре, клавишных.
Однако если использовать электронику – например, вставлять сэмплы и играть под «минусовку» (фонограмму, близкую к оригиналу или сам оригинал фонограммы, но без голоса исполнителя – прим. корр.)... тогда, на мой взгляд, идет вражда между настоящими инструментами и электроникой.
-То есть музыку не должен делать компьютер?
А.С.:Да. Музыку необходимо пропускать через себя
Р.Т.:Мы играем, и нашим творчеством интересуются другие люди. Когда нам предлагают исполнить песни совместно с другими инструментами, мы это делаем. В результате получается интересно. Только нам не интересно работать с «минусовками». Интересна живая игра.
-Какие качества характера, на ваш взгляд, присущи тувинцам?
Р.Т.:У любого народа свои особенности. Тувинцы по своей натуре стеснительные, скрывают эмоции, внутри сильно переживают за все. Любят детей. Всегда рады гостю. Если ты заходишь в любой дом, тебе обязательно нальют чай.
-Верите в удачу или полагаетесь только на свои усилия?
А.С.:В удачу верит, наверное, каждый.
-Ваше творчество тесно связано с природой. Она является для вас основным источником вдохновения?
А.С.:В основе нашего творчества лежит стремление к правильному пониманию природы и музыки как творческой стихии. Мы стремимся к тому, чтобы все делать качественно, вкладывать в творчество самих себя.
-Тува позиционирует себя как буддистский регион?
Р.Т.:Буддистская религия лояльна. Тувинцам близок тибетский вариант буддизма, но в душе каждый тувинец - шаман. Шаманизм – это наиболее близкая религия для тувинцев, а буддизм стоит на втором месте. Тувинец стоит между двумя религиями. В буддизме есть свои положительные стороны и в шаманизме - свои.
-Есть ли мелодии, связанные с шаманской, с духовной практикой?
Р.Т.:Как и шаманы, мы используем инструмент хомус. Но не было такого, чтобы горловым пением занимался шаман. Может быть, только в древности.
-Мне всегда интересно спрашивать у музыканта, насколько много в его музыке его самого. Как вы видите процесс своего творчества: музыка просто приходит извне, и вы этому помогаете воплощаться через вас? Или же в вашей музыке много личного, много вас самих, ваших переживаний, чувств?
А.С.: Личное тоже должно быть. Одну и ту же мелодию каждый музыкант может по-своему увидеть и исполнить, показывая свой мир, свое отношение к музыке. Но если тебя слишком много – это неправильно, надо себя ограничивать.