Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 19 декабря 2024 г.
18 августа 2010 Россия. Общество

«Скоро о Туве заговорит вся Россия»

«Скоро о Туве заговорит вся Россия» (В "Комсомольской правде" опубликована статья корр. В.Ворсобина о Туве. Предлагаем ознакомиться с ее текстом (начало, окончание следует) и высказаться в комментариях - ред. НИТ)

 

Наш корреспондент Владимир Ворсобин с удивлением обнаружил, что в России, оказывается, бурлит политическая жизнь, а парламент спорит с правительством. Правда, такие экзотические события происходят очень далеко - в загадочной Туве. Надо бы сначала объяснить, как меня вообще занесло в Кызыл...

После долгого перелета из Москвы, так и не дождавшись автобуса, я брел с рюкзаком через лес из одного красноярского аэропорта («Емельяново») в другой («Черемшанка»). Там я пересяду на раритетный Ан, как-нибудь доковыляю с этим механизмом до границы с Монголией и, Бог даст, приземлюсь в столице Тувы Кызыле. Эх, я даже посочувствовал маме Ксюши Собчак Людмиле Нарусовой. Она сенаторствует в этих местах. Странно. Хотя если сенаторам раздают регионы не по жребию, а по заслугам... Нет, все равно жестоко. Великосветская дама. Кто она, и где, извините, Черемшанка с Кызылом. Эти места скорее для таких мускулистых парней, как главный тувинец Шойгу и премьер Владимир Путин (именно в здешних горах прошла знаменитая фотосессия «Владимир Владимирович на дикой природе», так взволновавшая российских избирательниц).

 

Но меня Тува манила. Так манит что-то аномально-необъяснимое. Так Зона братьев Стругацких звала к себе сталкеров, а Тунгусский метеорит - экстрасенсов. Представьте себе 300-тысячную изолированную от метрополии область, где время остановилось где-то в конце 90-х. Представили? Бесполезно. Я тоже пытался вообразить, как должна выглядеть одна из самых бедных (бюджет на 80 процентов дотируется федеральным центром), самых криминальных (зловещее первое место в стране по ряду насильственных преступлений на душу населения) и политически отсталых регионов страны, где парламент в руках... оппозиции. Там исполнительная и законодательная власти находятся в таком жестком клинче, что за разгул демократии даже перед украинской Верховной радой времен Ющенко было бы не стыдно. Там до сих пор безнаказанно печатаются злые карикатуры на высших чиновников, а грозная вертикаль власти только-только начинает наводить в разудалой республике тишину. Даже президент Грузии Саакашвили в бессильной злобе за Абхазию и Южную Осетию (и, видимо, начитавшись чего-то) предрек России жестокий тувинский сепаратизм.

И вот я в Кызыле. Стою на центральной площади и мучаюсь от дежавю. Черт возьми, я где-то совсем недавно все это видел! Но вот где...

КАК ШАМАН УСПОКОИЛ ЕЛЬЦИНА

А давайте пока забудем о политике. Мы еще успеем поговорить о главных героях тувинской аномалии Василии Оюне (бывшем спикере нижней палаты парламента) и Кара-ооле (главе Тувы), чьи армии сойдутся в октябре на парламентских выборах. Начнем с тех, за кого действительно боязно...

Кызыл вопреки интернет-отзывам оказался неожиданно уютным. Маленький, симпатичный, отремонтированный по российским традициям (то есть с белоснежно-вылизанным центром и суицидально-серыми разбитыми окраинами). Тот, кто будет утверждать, что это не так, просто неправильно ведет себя в Кызыле.

- Ты под кусты особо не смотри, - говорили местные коллеги. - Не порть впечатление. И это... Запомни. Город особенно хорош днем.

Святая правда! В столице республики надо неспешно дефилировать по набережной, чтобы неожиданно оказаться в географическом центре Азии (на это указывает специальный памятник). Надо рассматривать мемориальные таблички, гордо рассказывающие о временах тувинской независимости. Например: «Здесь находилось посольство СССР в Народной Республике Тува».

В Кызыле вообще любят поговорить о том, что они вступили в СССР последними - в 1944 году. Освободившись от рухнувшей китайской империи (любопытно, что Тайвань до сих пор считает Туву своей), крохотная республика в 20 - 30-х годах наслаждалась суверенитетом - печатала свои деньги, принимала иностранных послов и даже бесстрашно объявила войну Германии. Правда, к тому времени тувинцы уже обзавелись привычкой копировать действия Москвы, особо не вникая в их смысл.

Это им еще аукнется в XXI веке, но пока тувинский аналог НКВД синхронно с московским расстреливал кызыльских сторонников независимости во время сталинских репрессий. После чего Великий хурал (парламент) официально попросил Москву «о вхождении в состав...».

Тувинцы, кстати, до сих пор на этот счет спорят. Это не сепаратизм, а так - кухонные разговоры. Одни намекают на спорность документа - дескать, референдума не было, народ не спросили. Другие возражают: только с Россией у тувинцев был шанс выжить как нации. В те времена в нищей, отсталой республике свирепствовали эпидемии туберкулеза, извините, сифилиса и монгольская ассимиляция. (Кстати, у монголов и тувинцев до сих пор братские отношения - в крохотном Кызыле размещено генеральное консульство Монголии, а на спорных участках границы процветает взаимное воровство скота с перманентным мордобоем и выяснением, чье это пастбище.)

Правда, русские привезли с собой другую заразу - водку (раньше тувинцы употребляли что-то вроде молочной слабенькой браги), нарушился привычный патриархальный (а кое-где и матриархальный) образ жизни, но что тут поделаешь... Через пару лет сюда протянут железную дорогу, и глобализация прикончит тувинский изоляционизм.

Если зайти в старенькую избушку на Интернациональной улице к 85-летнему шаману Кенин-Лопсан Монгушу, он подтвердит, что люди здесь живут дружно. Что исход отсюда русских - бред, а тувинцев надо сохранить как редкий народ, предварительно нарядив его в теплые национальные одежды...

- На твоем месте сидел Ельцин, сильно волновался и все меня спрашивал: выйдет ли Тува из России, все ли здесь будет хорошо? - гипнотизировал меня зеленоглазый шаман. - Я ему ответил: не беспокойтесь. Ельцин как-то сразу расслабился, улыбнулся и уехал.

Одобрительно киваю. Молодец, Борис Николаевич! Тут поневоле начнешь доверять шаманам...

Кстати, о дежавю. Кызыльские кусты (под которые мне не следовало смотреть) напомнили мне... Бишкек. Чуть ли не под каждым счастливо похрапывают алкоголики, подозрительно похожие на главных участников всех киргизских революций.
 
 

«НЕ СЫПЬТЕ НАМ СОЛЬ НА РАНЫ!»

То, что тувинцы и киргизы - народы родственные не только генетически, было заметно еще там - на центральной площади Кызыла. Как и в Бишкеке, здесь быстро учишься выбирать для прогулок только очень центральные улицы, но в Туве россыпи пьяных сограждан, в апокалиптическом количестве попадающиеся у тротуаров, впечатляют все-таки больше.

Здесь вполне по-киргизски свирепствует безработица. В столицу на место уехавших в метрополию «некоренных» жителей спустились из горных сел менее образованные «коренные». Но здесь в отличие от Киргизии времен Акаева есть тонизирующая особенность. Ближе к вечеру я привык смотреть на часы и ждать, когда стрелка коснется восьми. В этот момент риск быть зарезанным в подворотне растет. И народ сам себе объявляет... комендантский час. Улицы Кызыла пустеют. Остаются лишь рисковые тувинские подростки и пьяные отморозки - «хирурги». Последние, как говорят тувинцы, - убежденные интернационалисты: режут без разбора всех. Большинство с этим «утешительным» фактом соглашается, но кое-кто нет. Дескать, русское население придерживается «комендантского часа» намного строже...

У русских предпринимателей нервы покрепче - жить и работать в Туве им комфортно, если, конечно, их бизнесу не позавидует какой-нибудь чиновник. Дело-то, в общем, для Руси обычное, но тут появляется национальная шероховатость. Так как хлебные бюджетные должности здесь распределяются по принципу «родня - клан - остальные тувинцы» (и только потом русские), завистник обычно оказывается титульной нации. И начинается...

- Когда у меня отбирали кафе, я в Москву писал, просил защиты, - рассказывает (конечно же, анонимно) местный бизнесмен. - Бесполезно! Бегу к федеральному инспектору жаловаться. Но тот разводит руками - не та, говорит, парень, у тебя фамилия.

- Почему?

- Национальная республика. Тувинцев, кстати, понять можно: маленький народ пытается сохраниться. Недаром предыдущий президент как-то заявил, что будущее Тувы - мононациональная страна.

- Да у нас и так почти все кавказские республики мононациональны! - эта тема вдруг задела меня за живое. - Любопытно, федералы этому сопротивляются? Ну хотя бы из государственного самосохранения...
 

 

- А я об этом спрашивал у одного заезжего московского чиновника, - усмехается бизнесмен. - Мне показалось, что они об этом не думают. Их не волнует, что будет потом. Они живут сегодня...

Но тувинцы возражают: а в вашей Москве разве не так? А в Татарстане, Башкирии? По всей Руси коррупционная возня капля по капле накапливает знакомый эффект. Некоренные нации, лишенные всерешающих родовых связей, инстинктивно защищаются: они замыкаются в себе. Возникают мононациональные фирмы (в Туве русское такси, например), в рекламной бегущей телестроке о найме на работу все больше пометок «только славяне» (на улицах Кызыла, кстати, интернациональные пары или компании - большая редкость). Одна моя тувинская знакомая, описывая некоторую обособленность русского нацменьшинства, даже применила странное слово «колонисты». Дескать, они сами строят резервацию, как белое меньшинство в ЮАР...

Премьер Тувы Кара-оол во время интервью, кстати, честно признал, что кое-какой перекос существует и его задача - восстановить справедливость. Но с улыбкой заметил:

- Тувинец в Москве или Новосибирске будет тоже говорить, что его где-то ущемляют.

Правда, местные чиновники строго-настрого меня предупредили: никаких межнациональных проблем в республике нет. И я вспомнил один разговор.

- Не сыпьте нам соль на раны, - попросил меня глава Кызыльского района Виктор Глухов.

- Есть раны? - спросил я.

- Нет-нет, конечно, нет! - вздохнул он.

- Тогда при чем здесь соль?

Глухов посмотрел на меня так выразительно... Ну что-то вроде - эх, парень, не буди лихо... Да и в самом деле - что я со своим киргизским дежавю...

Да, в Туве начала 90-х происходили межэтнические столкновения, заставившие некоренное население бежать из республики (численность русскоязычных сократилось с 33% до 18%). Но до событий в Ферганской долине они явно не дотягивали.

- С пустяка же началось, - рассказывает житель поселка Хову-Аксы. - Жили мы с русскими неплохо. Но как-то нашего водителя-армянина назначили дружинником. И начал он всех строить, прицепился к пьяным тувинцам, которые возвращались с дискотеки, началась драка. Ну и пошло-поехало...

Из хроники:

«В мае - июне 1990 года первые столкновения в поселке Хову-Аксы, селах Элегёсте, Сосновке, Дургене, Межегее, Балгазыне, Ильинке. Отмечены поджоги изб, стогов сена, битье стекол в домах, грабежи, драки, листовки: «Русские, убирайтесь!», «Неделя сроку - уезжайте, иначе всех будем уничтожать!», «Русские, оставайтесь - будете у нас рабами...»

Чувствую, что у впечатлительных читателей сжимаются кулаки. Спокойнее, господа, - есть и другая сторона правды.

«Из рассказов русских, уехавших из Тувы, можно узнать много интересного, - писала в своей исторической работе десятиклассница Людмила Травкина из Ермаковского межшкольного комбината (Красноярский край). - Одни говорят, что национализма никогда не было, другие - что был всегда. Сначала меня запутали, и распутаться мне помогла моя бабушка. Оказывается, Тува всегда делилась на западную и восточную. Так вот, на востоке никогда не было национализма. Тувинцы и русские жили очень дружно. А на западе национализм был всегда, причем русский национализм. Русские сильно притесняли тувинцев. Моя мама жила в Ак-Довураке (запад), и из ее рассказов я многое узнала. Оказывается, все высшие должности всегда занимали русские, а тувинцы в основном были чернорабочими. Также были улицы, по которым тувинцам нельзя было ходить, их просто избивали, если они появлялись там. На танцах русские всегда танцевали на сцене, в центре зала, а тувинцы - по бокам, на заднем плане... Русские оскорбляли тувинцев. Самым оскорбительным словом было - «это саёт» (это означает самый низший и нищий человек в своей нации)».

В этот момент я вспомнил странный разговор в Институте гуманитарных исследований.

«Я не вижу большой трагедии, что кто-то из русских уехал отсюда, - заметил замглавы института Евгений Монгуш. - Многие вернулись. Они не прижились там, за Саянами, - им же не над кем там властвовать!

- Властвовать? - вслушиваюсь я, пытаясь понять логику тувинского националиста.

- Они же привыкли жить лучше нас и управлять нами. Достаточно посмотреть на их шикарные дома. Но теперь они вернулись и живут скромно, правильно живут...

Когда я читал работу умницы Травкиной, думал: как же она скучает о прекрасной Туве и как хочет вернуться. Она осторожно объясняла национальный перекос кипучей индустриализацией Тувы. Местному кобальтовому заводу-гиганту хронически недоставало специалистов, и поэтому их свозили со всего Союза, суля космические зарплаты и лучшие квартиры. Это вызывало в округе жгучую зависть с одной стороны и высокомерное отчуждение - с другой. Ситуация просто не могла не перевернуться, как утлая лодка в бурю...

И когда в полыхающий Хову-Аксы вошел ОМОН и вороньем слетелись политики - пришел конец всему. Большинство русских продали свои квартиры жаждущим тувинцам за копейки, завод без русских встал, напоминая сейчас выброшенного на берег и обглоданного собаками кита-гиганта...

Но общая бедность и выстраданная мудрость снова примирили народы, как ни старался поднять национальное самосознание «символ тувинского патриотизма» Каадыр-оол Бичелдей (ныне директор гуманитарного института - того самого, чей сотрудник рассказывал мне о «скромных русских»). Оседлав мутную волну самоопределения, он даже вошел в правительство и, как говорят, настоял на переводе школьных предметов на родной язык... Вот этого ему простить не могут... сами тувинцы. Да, из народа еще не выветрился весь националистический яд, и какой-нибудь параноик в столовой может накинуться на повара с криком: «Что ж вы, русские, нам, тувинцам, мясо не докладываете?» Да, выросло поколение, которое с трудом понимает государственный язык. Но тувинцы мечтают отдать своих детей русским учителям, которых осталось мало. Скоро в Кызыле им поставят памятник. И, возможно, в нем будет закодировано тувинское «прости»...

ПРИЗРАК КИРГИЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В общем, маленькая Тува успокоилась и снова застряла во времени. Правда, трудно сказать, в плохом ли. Не знаю. В Москве заканчивались вертикальные «нулевые», а здесь все еще теплился вольнодумный 1999-й, который вполне мирно сочетался с сонной провинциальной жизнью.

Москва, кстати, могла бы этот «парк Юрского периода» и не заметить, но в 2006 году случилось невероятное: победу на выборах одержала оппозиция. Мироновская РПЖ во главе с местным лидером Василием Оюном вдруг получила в Туве рекордное количество мандатов и взяла под контроль парламент... Тогда это было еще по правилам. Чтобы не одряхлеть и держать себя в тонусе, федеральные власти попытались было вырастить себе спарринг-партнера - конструктивную оппозицию. Но в аномальной Туве ее выросло неконтролируемо много... Центр заинтересовался Кызылом. И нести сюда стабильность, единение и поступательное развитие Москва поручила не народному избраннику Оюну, а своему назначенцу Шолбану Кара-оолу.

Хрупкую Туву снова затрясло. Политики начали войну.

И вот он, июль 2010-го.

- О нас скоро заговорит вся Россия Проблемы будут обязательно, - грозит владелец оппозиционной газеты Сергей Конвиз.- Будем выводить людей, каждый - свой род. Если на улицу выйдут сто человек, то еще можно вывести ОМОН, а вот когда десять тысяч выйдут, ОМОН, уверен, даже не появится. А они, поверьте, выйдут - мы в прошлые выборы 7 тысяч выводили.

- Ничего не исключаю. Ни повторения Киргизии, ни беспорядков - ничего, - чеканит Василий Оюн, мрачно изучая мое лицо (московские журналисты не написали о нем ни одного доброго слова - от меня он тоже не ждет ничего хорошего. - В. В.) У нас республика маленькая. Представьте село в 500 человек. - И все знают, как оно проголосует. А результаты - р-р-раз и не те... (вдруг замолкает).

- То что?

- То все, - просто говорит Оюн.

- Это блеф! - возмущается во время нашей встречи премьер Шолбан Кара-оол (интервью с главой Тувы читайте в следующем номере). - Им нужны страшилки, чтобы показать: вот-вот вы увидите здесь Киргизию. Тот, кто это утверждает, сам делает все для того, чтобы становилось все хуже и хуже!

Я снова начал гнать от себя прилипчивые воспоминания о Бишкеке. За Кызыл падало солнце. Начинался «комендантский час»...

Окончание читайте в следующем номере.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

  1. от grigori

    18 августа 2010 06:57
    А я думаю что у насвсе будет хорошо!
    • 0 комментариев
    • 0 публикаций
    • Статус:

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта