В рамках Дня Российской науки сотрудники Института философии и права СО РАН (г. Новосибирск) прочитали несколько научно-популярных лекций для заинтересованных лиц. В том числе старший научный сотрудник Отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН к.филос.н. С.А Мадюкова в первую неделю апреля 2022 года прочитала лекции, посвященные проблематике этнотуризма в регионах Сибири. В качестве эмпирических объектов для иллюстраций собственных научных выводов лектор выбрала две республики южной Сибири — Алтай и Туву. Эти регионы, несмотря на то, что являются соседями, очень отличаются в плане популярности у туристов. Так, если республика Алтай занимает лидирующее положение среди регионов РФ у туристов, то о соседней Туве большая часть школьников даже не слышали, и никто из них или их родственников не бывал в регионе лично. Светлана Александровна предложила школьникам разобраться в причинах такой низкой популярности региона. Одной из причин, которая лежит на поверхности, исследователи часто называют отсутствие железной дороги. Однако и в Республику Алтай железная дорога тоже отсутствует. Ребята предположили, что в Туве нет таких красивых гор, рек и озер, однако и этот тезис был опровергнут, когда лектор показала школьникам фотографии красот Тувы из личного архива и из сети Интернет.
Светлана Александровна рассказала учащимся о своем научном исследовании, результаты которого опубликованы в журнале «Новые исследования Тувы». Статья была посвящена ментальным и этнопсихологическим особенностям тувинцев как факторам развития этнотуризма в Туве. К особенностям национального характера в данной работе были отнесены ментальная закрытость тувинцев, высокая значимость родственных связей и родовой принадлежности, коллективистское мышление, тувинская гордость и любовь к малой родине, низкие акизитивные потребности тувинцев и некоторая поведенческая инертность, специфическое «тувинское время», тувинская билингвальность и негативный образ тувинцев в СМИ, не соответствующий самовосприятию тувинцев. Тем не менее, некоторое количество туристов посещает «этнически маркированные» праздники и мероприятия в Туве, такие как национальный новый год Шагаа, фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», «Дембилдей» — конкурс-фестиваль исполнителей горлового пения, праздник животноводов Надым и др.
К позитивным результатам возможного развития туристической области в Туве лектор отнесла возможные трансформации менталитета тувинцев, развитие социально-культурных связей Тувы с другими регионами страны, культурный обмен и культурное взаимообогащения между народами при очевидном позитивном влиянии на экономику регионов. Вместе с тем существенная часть лекции была посвящена негативным последствиям развития этнотуризма. К ним отнесены ценностно-этические трансформации этнического самосознания, десакрализация и коммерциализация традиционной культуры. С.А.Мадюкова познакомила ребят с понятием эрзац-культуры, проявляющимся в упрощении приготовления традиционных блюд, эклектичном смешении ингредиентов (например, когда традиционное тувинское блюдо из баранины подается с соевым соусом, майонезом, кетчупом и декорировано листьями салата или на выставке продаются пряничные домики в форме юрт и т.д.), использованием дешевых синтетических тканей, машинной вышивки, штампованных украшений в этническом стиле, которые выдаются за «ручную работу», а также, например, использованием формы юрты в коммерческих проектах туристических баз (примером может служить туристический комплекс «Алдын Булак» в Туве, где в номерах класса люкс есть кондиционеры, душевые кабины, wi-fi и другие блага цивилизации, однако внешне эти номера, а также ресторан оформлены в виде традиционного жилища — юрт). Разумеется, не все традиционные предметы быта востребованы в современном мире, что приводит также к отмиранию определенных видов художественной деятельности (изготовление и украшение конской сбруи, сундуков и так далее). Но в современном мире эти частички традиционной культуры становятся частью индустрии развлечений, изготавливаются «на потеху» туристам, и имеют весьма отдаленное сходство с подлинной этнокультурой тувинцев и алтайцев. В ходе обсуждения всплыла еще одна существенно значимая проблема — проблема потребительского отношения туристов к региональным ресурсам, что может приводить (и приводит) как к ухудшению экологической обстановки в регионах, так и к конфликтам между местными жителями и туристами.
Светлана Александровна предложила школьникам задуматься: что же важнее в современном мире, сохранение этнокультурного многообразия и аутентичных этнических культур или экономическое развитие региона за счёт повышения популярности Тувы у туристов, но при этом за счет выставления «национального колорита» на продажу?