8 февраля 2018 года, в День российской науки, в Новосибирском Академгородке состоялось знаковое научное мероприятие, посвященное развитию научного сотрудничества ученых Российской Федерации и Республики Беларусь. В этот день представители всех гуманитарных институтов Новосибирского научного центра — Института философии и права СО РАН, Института истории СО РАН, Института археологии и этнографии СО РАН, Института филологии СО РАН — собрались в музее Сибирского отделения РАН для участия в работе круглого стола «Россия и Беларусь: международные связи сибирских ученых». Ученые Новосибирского научного центра поделились опытом сотрудничества с учеными Беларуси и обсудили перспективы укрепления международных связей ученых двух стран.
Модератор круглого стола доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории СО РАН Ольга Николаевна Шелегина поздравила его участников с Днем российской науки. В своем выступлении она обратила внимание на интервью Председателя СО РАН академика В.Н. Пармона газете «Наука в Сибири» (11 января 2018 года). Рассуждая о миссии Сибирского отделения в современных реалиях, Валентин Николаевич подчеркнул, что известный «треугольник Лаврентьева» (наука — кадры — производство) сейчас должен дополняться тезисом «Наука — для России и для региона». Сибирское отделение РАН как зачинатель интеграционных междисциплинарных проектов должно заняться их возобновлением. В своем интервью Председатель СО РАН упомянул о своем участии во Втором Съезде ученых Республики Беларусь, отметив, что в плане развития дальнейших отношений с академиями наук бывших союзных республик «самый высокий наш приоритет — Беларусь». «Мы с ней состоим в одном Союзном государстве, при этом у Союзного государства есть собственный бюджет на науку». Таким образом, назрела необходимость обновления Соглашения о сотрудничестве РАН с Национальной академией наук Беларуси.+ Состоявшееся заседание круглого стола «Россия и Беларусь: международные связи сибирских ученых» может способствовать этому процессу.
С приветственными словами к участникам круглого стола обратились Сергей Аркадьевич Пятков, советник Отделения Посольства Беларуси в РФ в городе Новосибирске, и заместитель директора Института истории СО РАН, к.и.н. Дмитрий Геннадьевич Симонов. Далее в порядке научной дискуссии с краткими сообщениями выступили исследователи Новосибирского научного центра:
— от Института философии и права СО РАНв.н.с., д.филос.н. ЕрохинаЕ.А., г.н.с., д.филос.н. ПопковЮ.В., м.н.с. Персидская О.А., м.н.с. Тарбастаева И.С.;
— от Института истории СО РАН зав. сектором, к.и.н. Покровский Н.Н., в.н.с., д.и.н. ЗапорожченкоГ.М., зав. сектором, к.и.н. КуперштохН.А., ученый секретарь, к.и.н. ТуманикЕ.Н., с.н.с., к.и.н. КомлеваЕ.В.;
— от Института археологии и этнографии СО РАН зав. отделом, д.и.н. Фурсова Е.Ф., в.н.с., д.и.н. Майничева А.Ю., с.н.с., к.и.н. ГолубковаО.В., с.н.с., к.и.н. ЛюбимоваГ.В., с.н.с., к.и.н. ЛюцидарскаяА.А., н.с., к.филос.н.ЧемчиеваА.П., м.н.с. БерезиковН.А., РоговаяМ. Е.;
— от Института филологии СО РАН зав. сектором, д.ф.н. КузьминаЕ.Н., н.с., к.иск. ИсмагиловаЕ.И., н.с., к.иск. ТиронЕ.Л.;
а также МаксимоваН.А., сотрудник МКУ Молодежный центр инновационной и досуговой деятельности «Калейдоскоп».
В выступлении доктора философских наук, ведущего научного сотрудника Института философии и права СО РАН Елены Анатольевны Ерохиной «Книжность, литература, философия Беларуси как маркеры самоопределения в глобальном мире» был поставлен вопрос о необходимости отвечать на вызов глобализации, которая стоит перед каждой страной. Как не отстать в конкурентной борьбе и при этом сохранить внутреннюю устойчивость, автономность, независимость от внешних влияний? Культурный плюрализм, открытость, способность продуцировать инновации и многие другие черты сближают Россию и Беларусь. В то же время общее историческое прошлое обусловливает сходную траекторию поиска устойчивого развития в пространстве, задаваемом двумя векторами: вестернизацией и автомодернизацией. В условиях дефицита сырьевых ресурсов Беларусь существенно продвинулась в отдельных видах инновационного бизнеса, в развитии рынка криптовалют и технологии блок-чейна, в технологиях энергосбережения. С геополитической точки зрения РБ стремиться реализовать свой транзитный потенциал между Европой и Россией, успешно выстраивает связи с Китайской Народной Республикой.
Одним из проявлений такой «цветущей сложности» является проблема социокультурного самоопределения: является ли Беларусь частью Евразии или это часть европейской цивилизации? Современная тенденция развития общественного сознания граждан РБ заключается в обращении к самобытности и уникальности, и это вызывает уважение и интерес.
В рамках Первого белорусского философского конгресса (Минск, 18-20 октября 2018) состоялся Международный коллоквиум исследователей философской, общественно-политической и эстетической мысли Беларуси, стран Восточной и Центральной Европы. Среди множества других проблем в его рамках обсуждались истоки белорусской письменности, традиции книжности и просвещения, осмысливалась роль Кирилла Туровского, Франциска Скорины, Симеона Полоцкого — мыслителей прошлого, персонифицирующих собой современную белорусскую идентичность.
Одним из острых вопросов дискуссии стало обсуждение значение старославянской доминанты письменности белорусов, роли экуменизма, унианства и конкуренции национальных интеллектуальных канонов — польского, литовского, украинского, белорусского и русского — в становлении белорусской историко-философской школы. Можно согласиться с белорусскими коллегами, подчеркнула Елена Анатольевна, в том, что самобытный белорусский интеллектуальный канон существует. Он основан на идеях христианского просвещения, возрождения, барокко, и в меньшей степени на традициях классицизма и рационализма. Отсюда синкретизм философии и моральной публицистики, антропологизм и ориентация на практическое философствование.
Своими размышлениями об итогах Первого белорусского философского конгресса поделился доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии и права СО РАН Юрий Владимирович Попков. Он напомнил, что конгресс назывался «Национальная философия в глобальном мире», подчеркнув: лишь на первый взгляд кажется парадоксальным рост значимости особенного (в качестве которого выступает национальная философия) в условиях нарастания всеобще-глобального. В эпоху ускоренных темпов глобализационных процессов, в значительной степени отягощенных агрессивно-унифицирующими тенденциями, неизбежно формирование противоположных тенденций развития. Во-первых, крупные локальные сообщества, к которым в данном случае можно отнести отдельные государства, активно сопротивляются перспективе потерять свое национальное лицо и стать, как все. Во-вторых, процесс глобализации, по убеждению Ю.В.Попкова, не отменяет (не поглощает), как считают многие, в том числе, знаменитые исследователи, а стимулирует другой процесс – процесс интернационализации, понимаемой как рефлексивное взаимодействие национальных общностей (под которыми следует иметь в виду и нации-государства, и нации-культуры). Именно в ходе интернационализации взаимодействующие социальные субъекты укрепляют внутренний потенциал, благодаря чему сохраняются в этом своем качестве, формируя необходимые предпосылки для «отстаивания», сохранения особенного как основы собственного внутреннего благополучного развития. Это в полной мере касается и философии.
Далее он обратил внимание на некоторые, наиболее значимые, по его мнению, проблемы, поставленные на пленарном заседании конгресса. Важной идеей, которая не была четко эксплицирована, но в разной форме и в разной степени представлена в выступлении многих, является понимание философии как социокультурного феномена. Это предполагает, в частности, учет ее укорененности в культуре. Была высказана и более определенная позиция: философия – ядро культуры, в свою очередь, представляя собой единство универсально-исторического и традиционно-национального содержания (Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, академик В.Г. Гусаков). Будучи феноменом цивилизационного развития, национальная философия имеет право на существование уже по той причине, что в современном мире сохраняются нации, понимаемые как нации-культуры. В свою очередь, национальная философия – это организованное гуманитарное знание, основанное на историко-философских школах отдельных стран (директор Института философии НАН Беларуси А.А. Лазаревич).
Почетный директор Института философии РАН, академик В.С.Степин, выделяя два типа цивилизационного развития: традиционалистские цивилизации и цивилизации, основанные на технико-технологическом прогрессе, рыночных отношениях и соответствующем типе политики, и отстаивая идею, что они базируются на принципиально различающихся культурных матрицах, ставит вопрос о необходимости формирования новой матрицы ценностей. В частности, речь идет об актуальности отношения к природе как живому организму, что соответствует одной из базовых ценностей традиционалистской цивилизации. На взгляд Юрия Владимировича, в данном контексте перспективным направлением философских исследований следует признать изучение феномена социокультурного неотрадиционализма, характеризующего способ существования, формы и содержание традиции, в том числе философской, в современных условиях. Если еще недавно традиция воспринималась как препятствие для модернизации, то сейчас конструктивным представляется взгляд на нее как необходимое условие успешных социокультурных преобразований. Без традиции невозможно настоящее и будущее. Традиция играет также возрастающую роль в установлении идентичности конкретного общества, его отличия от других. А это отличие коренится, прежде всего, в его истории, в прошлом. Именно через традицию осуществляется обращение к прошлому. В то же время в современном мире «классическая» традиция приобретает новые формы, выступает в виде неотрадиции. Соответственно, меняются также ее содержание и ее назначение. Неотрадиционализм является современным вариантом национального развития.
Важными представляются идеи директора Института философии РАН, академика А.В.Смирнова, который посвятил свой доклад аргументации проекта многоцивилизационного мира как основания его многополярности. Активная декларация проекта многопополярного мира при отсутствии проекта (и даже отсутствии осознания его необходимости) многоцивилизационного мира, на его взгляд, есть лишь проявление амбиций местных политических лидеров, претендующих на региональную гегемонию. Мир возможен лишь как многоцивилизационный, а не моноцивилизационный мир. Применительно к философии эта тема конкретизирована им в постановке вопроса: возможна ли единая мировая философия без разделения на западную, восточную, мусульманскую философии и т.п.? Ведь, каждая из них имеет свою логику развития, соответствующую логике порождающей эти философии культуры. Логика описания западной культуры не подходит для описания, например, культур стран Востока. По сути речь идет о фундаментальной проблеме: что можно считать философией, что есть национальная философия, каковы критерии оценки наличия того и другого.
Эта тема не является праздной. До сих пор многие исследователи подходят к оценке самого факта наличия или отсутствия философии в конкретной культуре, исходя из критериев существования западной философии, которая на самом деле выступает всего лишь локальным, а не универсальным вариантом философии. Как представляется, именно с учетом этого контекста в Китае, как отметил заместитель директора Института философии Китайской академии общественных наук, профессор Цуй Вэйхан, до сих пор является дискуссионным вопрос, есть ли китайская философия или можно говорить только о философии в Китае. Но здесь присутствует и еще более критическая точка зрения: не существует китайской философии, а есть всего лишь философский материал.
Проблему специфики национальной философии затронул в своем докладе директор Института философии Национальной академии наук Азербайджана, профессор Ильхам Мамедзаде. Он считает, что изначально философия Азербайджана – это не профессиональная философия западного типа, а философия мудрости, поэзии, причем, существовавшая не на одном, а на нескольких языках – арабском, персидском, азербайджанском, позднее и русском. Поэтому не просто увидеть преемственность в философско-поэтической культуре страны. Тем не менее, особый симбиоз, особый синтез своеобразных компонентов, в современных условиях включающий и профессиональную философию, – это и есть азербайджанская национальная философия.
Таким образом, сделал вывод Ю.В.Попков, не существует единого, универсального измерения философии. Она формируется в конкретных историко-культурных условиях, является их концентрированным выражением и может играть важную позитивную роль, если в каждом конкретном случае отражает интересы национального развития. Применительно к Беларуси, на его взгляд, вполне справедливо утверждение: именно потому, что страна, в том числе с помощью своей философии, сохраняет свое особое национальное лицо, остается сама собой, противостоя многочисленным внешним угрозам, она является «островком стабильности и согласия», как выразился в своем приветственном слове к участникам конгресса Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
Далее в работе круглого стола наступила очередь знакомства с научным наследием белорусов – сибиряков. В докладе «О жизни и деятельности известных сибирских ученых-белорусов: академиков В.А.Коптюга, А.А.Трофимука, В.Н.Пармона» кандидат исторических наук, зав. сектором истории социально-экономического развития Института истории СО РАН Наталья Александровна Куперштох, специалист по истории академической науки в Сибири, представила участникам круглого стола свои публикации об известных сибирских ученых-белорусах – академиках А.А.Трофимуке, В.А.Коптюге, В.Н.Пармоне. Жизненная траектория этих ученых представляет большой интерес для исследователей.
Андрей Алексеевич Трофимук (1911–1999) родился в дер. Хветковичи Гродненской губернии (Брестской области Республики Беларусь). Школу-семилетку он окончил в г. Славгород Алтайского края, среднюю школу – в Казани. После окончания геолого-почвенного факультета Казанского университета (1933 г.) А.А. Трофимук работал в различных геологических организациях страны, имел непосредственное отношение к открытию Предуральской нефтегазоносной провинции. С 1957 г. и до конца дней жил в Новосибирске. Здесь он был основателем и директором Института геологии и геофизики СО АН СССР/РАН (до 1988 г.). Под его руководством институт превратился в самый крупный академический центр страны в данной области исследований. Учеными ИГиГ под руководством академика А.А. Трофимука предсказаны и открыты крупные месторождения нефти и газа в Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской провинциях.
Валентин Афанасьевич Коптюг (1931–1997) родился в г. Юхнов Калужской области. Белорус по национальности, он рос в Смоленске, школу окончил в Самарканде, куда семью эвакуировали в годы войны. Окончил факультет органической химии в Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева (1954 г.) и вместе с учениками академика Н.Н. Ворожцова участвовал в становлении научных направлений Новосибирского института органической химии СО АН СССР/РАН в Новосибирске. Научный и организаторский талант академика В.А. Коптюга раскрылся на посту директора НИОХ, ректора Новосибирского государственного университета, председателя Сибирского отделения РАН. Современникам академик В.А. Коптюг запомнился как последовательный защитник интересов научного сообщества в постсоветский период.
Валентин Николаевич Пармон родился в 1948 г. в немецком городе Бранденбурге в семье офицера советской армии. Среднюю школу окончил в Минске. Высшее образование получил на факультете молекулярной и химической физики Московского физико-технического института (1972). В Новосибирск В.Н. Пармон приехал вместе с учениками выдающегося ученого К.И. Замараева, впоследствии академика и директора Института катализа СО АН СССР/РАН. Валентин Николаевич Пармон вырос в крупного ученого и организатора науки. Как директор Института катализа в 1995–2015 гг., он сумел превратить институт в современный инновационный центр, который успешно сочетает фундаментальные исследования с прикладными разработками. В 2017 г. академик В.Н. Пармон избран председателем СО РАН и намерен активно развивать давнее сотрудничество Сибирского отделения РАН с Академией наук Республики Беларусь.
В этой связи Наталья Александровна отметила, что одним из перспективных направлений проблемы изучения международного сотрудничества СО РАН является история развития научных связей и кооперации сибирских и белорусских ученых, которая складывалась на протяжении шести десятилетий, с момента организации Сибирского отделения АН СССР в 1957 г.
О результатах исследований по проблемам сохранения и трансформации ареально-локальных традиций белорусской культуры в Сибири рассказала доктор исторических наук, зав. отделом этнографии Института археологии и этнографии СО РАН Елена Федоровна Фурсова. В своем выступлении она сообщила о целом ряде совместных проектов Института археологии и этнографии СО РАН и Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси в 2000-2015-х гг. В совместных работах, к которым был подключен и Тюменский научный центр СО РАН, поднимались проблемы этнической и этнокультурной идентичности, ценностных ориентаций, трансформации элементов материальной и духовной культуры белорусских переселенцев в Сибири (рук. Е.Ф. Фурсова). Кроме того, активизировались, в целом, совместные работы в области восточнославянской этнографии: в ряде проектов рассмотрены роль обрядовых практик в формировании традиционной духовной культуры восточнославянских народов, функциональные значения народной архитектуры в контексте традиционной культуры восточных славян и пр. (рук. Р.Ю. Федоров). Были осуществлены также объединенные этнографические экспедиции с белорусскими коллегами по селам Западной Сибири, где проживают потомки столыпинских переселенцев, в основном из Могилевской, Витебской и Минской губерний, а также мигранты более позднего времени. Состоялись выезды российских этнографов в селения русских старообрядцев белорусского Поозерья, переселившихся на сибирские просторы в начале ХХ в. По результатам совместных исследований были опубликованы серия статей и две монографии (ред. Е.Ф. Фурсова, А.В. Титовец): «Белорусы в Сибири: сохранение и трансформации этнической культуры» (2011), «Традиционная культура белорусов во времени и пространстве» (2013). Опубликованные труды получили высокую оценку со стороны академической общественности, были отмечены межгосударственными премиями СО РАН, РАН и НАН Беларуси.
Состоялась презентация важных научных трудов гуманитарных институтов. Так, Институт филологии СО РАН совместно с белорусскими коллегами-фольклористами ещё в 2012 г. опубликовал том «Фольклор белорусов Сибири и Дальнего Востока. Часть 1» из академической многотомной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (том №31). Это первое крупное научное издание свадебных, крестинных песен и похоронных причитаний белорусов на русском языке в отечественной фольклористике, содержащее 472 текста в основном корпусе и 83 образца в Дополнениях. Доктор филологических наук, зав. сектором фольклора народов СибириЕвгения Николаевна Кузьмина обратила внимание присутствующих на то, что изначально планировался к изданию один фольклорный том, но материал оказался настолько богатым, что было решено подготовить том в двух частях. Сейчас работа продолжается, готовится к изданию вторая часть, которая включит календарно-обрядовый и прозаический фольклор. Собранные в Сибири и на Дальнем Востоке фольклорные материалы подтверждают данные историков и этнографов о том, что белорусские переселенцы представляют в основной своей массе выходцев из Могилёвской, Витебской, в меньшей степени, Гомельской, Минской, Гродненской губерний. Есть белорусы, предки которых прибыли из Черниговской губернии, Брянщины и Смоленщины, областей непосредственно примыкающих к белорусской этнической территории. Разнообразие условий бытования белорусского фольклора на сибирско-дальневосточной территории определили разную степень его сохранности, многообразие исполнительских манер, языковые особенности. Нелёгкую задачу успешного решения качественной публикации фольклора белорусов-переселенцев главная редколлегия Серии «Памятники фольклора…» возложила на объединённый коллектив, включавший с сибирской стороны фольклористов М.Н. Мельникова, Т.Г. Леонову, музыковеда Н.В. Леонову. С белорусской стороны к работе были подключены фольклористы К.П. Кабашников, А.С. Федосик, В.А. Василевич и музыковед Т.Б. Варфоломеева. Подготовленное в единых эдиционных параметрах, определённых Серией, снабжённое аналитическими статьями, обширными научными комментариями, справочным материалом, звучащими образцами наCD, цветными и чёрно-белыми фотоиллюстрациями, – это издание стало образцом комплексного подхода к публикации восточнославянского фольклора.
«Биографии сибирского купечества (XVIII – начала XXвв.)», в которую включены биографии 24 выходцев из белорусских губерний, и «Библиографический словарь первопроходцев Сибири (XVI−XVIIIвв.)» представила кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории СО РАН Евгения Владиславовна Комлева.
О проекте сектора «Музей СО РАН» − «Проспект академика Лаврентьева – самая умная улица в мире» рассказала доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории СО РАН Галина Михайловна Запорожченко. Он обобщает многообразный опыт изучения научного наследия Сибирского отделения РАН. По версии книги рекордов Гиннеса, проспект Лаврентьева – самая умная улица в мире, где на протяжении 2,4 км сосредоточено более 20 объектов научной инфраструктуры – научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В совокупности проспект академика Лаврентьева и прилегающие объекты научной и социокультурной инфраструктуры представляют собой уникальный научный топос, достопримечательность регионального значения с мировой известностью. Проспект Лаврентьева является его стержнем, артерией и смыслообразующим вектором. Проект «Самая умная улица в мире» будет иметь открытый характер, донатарами и участниками его могут стать посетители музея.
Проект сектора «Музей СО РАН» Института истории СО РАН – «Центр популяризации науки» представил кандидат исторических наук, зав. сектором Музей Сибирского отделения РАН Николай Николаевич Покровский. Цель обоих проектов состоит в том, чтобы показать важность науки в глобальном мире, сохранять и презентовать научное наследие СО РАН.
В контексте формирующегося в настоящее время перехода от актуализации наследия к его освоению Ольга Николаевна Шелегина предложила рассмотреть многолетний успешный опыт музеефикации в Беларуси на основе материалов, присланных Т.А. Джумантаевой, кандидатом культурологии, доцентом, директором Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Она обращает внимание на то, что Полоцк представляет собой уникальную историческую территорию, памятники которой охраняются, изучаются, реставрируются и приспосабливаются под музейные экспозиции. Недвижимые памятники (архитектурные, археологические), которые находятся на территории Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, – по сути своей – музейные предметы. Музейное собрание заповедника насчитывает более 100 тысяч единиц хранения. В структуре Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника – 11 музеев на правах филиалов и 65 объектов, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Заповедник, созданный 19 сентября 1967 г. с его охранной зоной, имеющимися и будущими музеями, является ядром, вокруг которого создаются условия для превращения исторического Полоцка в город-музей.
В завершение работы Круглого стола его участники с интересом познакомились с фотовыставкой "Беларусь – далекая и близкая!», подготовленной Еленой Анатольевной Ерохиной по следам впечатлений от поездки в научную командировку на Первый Белорусский философский Конгресс. Мир повседневности, связь между далеким прошлым и близкой современностью, мощь и красота природы — таковы сюжеты представленных работ. Участники круглого стола «Россия – Беларусь: международные связи сибирских ученых» совершили виртуальный тур по памятниками Всемирного наследия ЮНЕСКО, музейно-парковыми ансамблями Несвижа и Мира, увидели места встречи природной стихии с красотой творения рук человеческих, оказались вовлечены в удивительное переплетение вечного и временного, неизбежного и мимолетного. Возможность увидеть в малом большое открылась при встрече с Витебском, родиной Марка Шагала. Из фрагментов разных эпох и цивилизаций, которые оставили свой след на улицах Минска, автору фоторабот удалось собирать многоликий портрет города.
Для дальнейшего изучения широкого круга гуманитарных проблем и развития международных связей сибирских ученых на Круглом столе было рассмотрено предложение Института археологии и этнографии СО РАН о проведении академическими институтами Сибири и Урала международной научной конференции «Этнокультурная идентичность народов Сибири и сопредельных территорий». Это предложение в настоящее время уже активно реализуется (https://www.new-tuva.info/news/ruregions/9193-konferenciya.html).Синергия участников Круглого стола «Россия и Беларусь: международные связи сибирских ученых» дала новый импульс междисциплинарным интеграционным проектам.
[1] Академик Пармон: «Наука для России и для региона» // Наука в Сибири. 11 января 2018 г. [Электронный ресурс ] www.sbras.info