Издание приурочено к 275-летию одного из первых и немногих уцелевших буддийских храмов — Тамчинского дацана, расположенного в Селенгинском районе, и описывает его историю — от основания до разрушения и возрождения.
Книга снабжена документами разных лет, иллюстрациями из архивов и частных коллекций. Многие документы и фотографии опубликованы впервые.
Как отметила председатель комитета государственной охраны объектов культурного наследия и руководитель проекта Ирина Петрова, книга написана на основе исторической записки 1989 года из научно-проектной документации, подготовленной для реставрации дацана.
— Было очень интересно и вместе с тем достаточно сложно читать ее, поскольку там много ссылок на архивные материалы, — подчеркнула она. — Поэтому мы решили переработать историческую записку в формат публицистики для широкого круга читателей.
Выпуску издания предшествовал многолетний труд многих людей. Ирина Васильева, один из авторов текста, более четверти века посвятила этому делу. «27 лет назад, когда я обратилась к одному доктору исторических наук с просьбой написать отзыв на историческую записку, он сказал, что работа опережает время не меньше, чем на 20 лет», — рассказывает женщина. Тем не менее она начала ее. Вместе с единомышленниками облазила не одну тамчинскую свалку в поисках «золотой коновязи» Алтан-Сэргэ (к которой, по поверью, при проведении мистерии «Цам» привязывали коней бурханов). В итоге ее нашел подросток Олег Афанасьев. Этот мальчишка истово радел о Тамчинском дацане (своем, как он считал), хотел стать ламой, но трагически погиб.
О том, как работала Ирина Васильева, хорошо помнит ее дочь Дара.
— Когда я была ребенком, вместе с мамой ездила по дацанам. Видела, как она жила реставрацией и разговаривала с ламами. Помню, как она исследовала свалки, что-то искала и ночами печатала на машинке, задерживалась на работе и моталась по командировкам, много писала и думала. Иногда домой приходили люди и спрашивали: «Живут ли здесь буддисты, занимаются ли дацанами?». Но мы скрывали правду.
Игра действительно стоила свеч, ведь Тамчинский дацан очень значим для Бурятии и России, а его история богата событиями. Он был основан в середине 18 века — по факту на юго-западном берегу Гусиного озера, а по легенде — прямо в его середине (раньше здесь якобы пролегала долина).
Но, по словам Ирины Петровой, можно говорить, что это не вымысел, а правда, если учесть следующие факты. 12 января 1862 года (31 декабря 1861) на Байкале случилось цаганское землетрясение. В это время там, где ныне находится центр Гусиного озера, стоял колодец. Из него начала изливаться вода. Поэтому шатровые постройки для обрядов лам пришлось переместить один раз, а поскольку озеро расширялось — и второй — практически на нынешнее место храма.
За время своего существования Тамчинский дацан пережил немало. До 1930-х годов его считали центром буддизма в стране. Но уже в 1938-м закрыли и сделали тюрьмой для политических заключенных. А в 1940-м едва не превратили в филиал антирелигиозного музея. На деле же приспособили под жилье, инкубатор и сельскохозяйственную школу. Часть сооружений разобрали. В 1973-м Деважин-дуган перевезли в Этнографический музей в Улан-Удэ, а дуган Аюши подарили историко-архитектурному музею в Новосибирске (правда, после 1991-го вернули обратно). В 1990-м храм передали Центральному духовному управлению буддистов СССР. Так началось возрождение монастырской жизни и активизировалась реставрация самого дацана.
— Но в 2001 году взрывы артиллерийских складов фактически свели на нет всю работу, — говорит начальник отдела сохранения объектов культурного наследия минкульта Бурятии Елена Михалева. — Потребовалась ликвидация последствий этой катастрофы. И лишь благодаря статусу памятника федерального значения и заявкам на финансирование из федерального бюджета, подававшимся каждый год, удалось получать средства на объект.
С 2006 по 2013 годы их объем составил 32 миллиона рублей. На эти деньги республиканская служба государственной охраны объектов культурного наследия под руководством Ирины Петровой отреставрировала Чойра-дуган и Цогчен-дуган. Производитель же работ развернул мастерские по восстановлению чеканки, художественной резьбы и скульптурных композиций на территории храма. А к его 270-летию обустроили интерьеры и алтарную часть.
— Тамчинский дацан определял внутреннюю и внешнюю политику бурятского народа 150 лет, — сказал его настоятель Солбон-лама. — Здесь шел диалог церкви и государства, формировались отношения со странами Востока. История развивается по спирали, и есть надежда, что храм возрождается благодаря неравнодушным людям...
Выпуск издания для него — особое событие: «Проделана большая работа, и есть задел на будущее. Ведь Тамчинский дацан, его значение и географическое положение определялись не только тремя дуганами, которые существуют сейчас на его территории — Аюши, Чойра и Цогчен, а 19 дуганами. Там служили более 1000 лам».
— Мы приглашаем на презентацию книги «Тамчинский дацан» в своем муниципалитете, — сказал глава Селенгинского района Вячеслав Цыбикжапов. — А также к участию в конкурсе на лучшее произведение о нем и на экспедицию по Гусиному озеру и его окрестностям, которая состоится летом.
Книга снабжена документами разных лет, иллюстрациями из архивов и частных коллекций. Многие документы и фотографии опубликованы впервые.
Как отметила председатель комитета государственной охраны объектов культурного наследия и руководитель проекта Ирина Петрова, книга написана на основе исторической записки 1989 года из научно-проектной документации, подготовленной для реставрации дацана.
— Было очень интересно и вместе с тем достаточно сложно читать ее, поскольку там много ссылок на архивные материалы, — подчеркнула она. — Поэтому мы решили переработать историческую записку в формат публицистики для широкого круга читателей.
Выпуску издания предшествовал многолетний труд многих людей. Ирина Васильева, один из авторов текста, более четверти века посвятила этому делу. «27 лет назад, когда я обратилась к одному доктору исторических наук с просьбой написать отзыв на историческую записку, он сказал, что работа опережает время не меньше, чем на 20 лет», — рассказывает женщина. Тем не менее она начала ее. Вместе с единомышленниками облазила не одну тамчинскую свалку в поисках «золотой коновязи» Алтан-Сэргэ (к которой, по поверью, при проведении мистерии «Цам» привязывали коней бурханов). В итоге ее нашел подросток Олег Афанасьев. Этот мальчишка истово радел о Тамчинском дацане (своем, как он считал), хотел стать ламой, но трагически погиб.
О том, как работала Ирина Васильева, хорошо помнит ее дочь Дара.
— Когда я была ребенком, вместе с мамой ездила по дацанам. Видела, как она жила реставрацией и разговаривала с ламами. Помню, как она исследовала свалки, что-то искала и ночами печатала на машинке, задерживалась на работе и моталась по командировкам, много писала и думала. Иногда домой приходили люди и спрашивали: «Живут ли здесь буддисты, занимаются ли дацанами?». Но мы скрывали правду.
Игра действительно стоила свеч, ведь Тамчинский дацан очень значим для Бурятии и России, а его история богата событиями. Он был основан в середине 18 века — по факту на юго-западном берегу Гусиного озера, а по легенде — прямо в его середине (раньше здесь якобы пролегала долина).
Но, по словам Ирины Петровой, можно говорить, что это не вымысел, а правда, если учесть следующие факты. 12 января 1862 года (31 декабря 1861) на Байкале случилось цаганское землетрясение. В это время там, где ныне находится центр Гусиного озера, стоял колодец. Из него начала изливаться вода. Поэтому шатровые постройки для обрядов лам пришлось переместить один раз, а поскольку озеро расширялось — и второй — практически на нынешнее место храма.
За время своего существования Тамчинский дацан пережил немало. До 1930-х годов его считали центром буддизма в стране. Но уже в 1938-м закрыли и сделали тюрьмой для политических заключенных. А в 1940-м едва не превратили в филиал антирелигиозного музея. На деле же приспособили под жилье, инкубатор и сельскохозяйственную школу. Часть сооружений разобрали. В 1973-м Деважин-дуган перевезли в Этнографический музей в Улан-Удэ, а дуган Аюши подарили историко-архитектурному музею в Новосибирске (правда, после 1991-го вернули обратно). В 1990-м храм передали Центральному духовному управлению буддистов СССР. Так началось возрождение монастырской жизни и активизировалась реставрация самого дацана.
— Но в 2001 году взрывы артиллерийских складов фактически свели на нет всю работу, — говорит начальник отдела сохранения объектов культурного наследия минкульта Бурятии Елена Михалева. — Потребовалась ликвидация последствий этой катастрофы. И лишь благодаря статусу памятника федерального значения и заявкам на финансирование из федерального бюджета, подававшимся каждый год, удалось получать средства на объект.
С 2006 по 2013 годы их объем составил 32 миллиона рублей. На эти деньги республиканская служба государственной охраны объектов культурного наследия под руководством Ирины Петровой отреставрировала Чойра-дуган и Цогчен-дуган. Производитель же работ развернул мастерские по восстановлению чеканки, художественной резьбы и скульптурных композиций на территории храма. А к его 270-летию обустроили интерьеры и алтарную часть.
— Тамчинский дацан определял внутреннюю и внешнюю политику бурятского народа 150 лет, — сказал его настоятель Солбон-лама. — Здесь шел диалог церкви и государства, формировались отношения со странами Востока. История развивается по спирали, и есть надежда, что храм возрождается благодаря неравнодушным людям...
Выпуск издания для него — особое событие: «Проделана большая работа, и есть задел на будущее. Ведь Тамчинский дацан, его значение и географическое положение определялись не только тремя дуганами, которые существуют сейчас на его территории — Аюши, Чойра и Цогчен, а 19 дуганами. Там служили более 1000 лам».
— Мы приглашаем на презентацию книги «Тамчинский дацан» в своем муниципалитете, — сказал глава Селенгинского района Вячеслав Цыбикжапов. — А также к участию в конкурсе на лучшее произведение о нем и на экспедицию по Гусиному озеру и его окрестностям, которая состоится летом.
— Теперь в этот храм нужно возвращать людей, — отметила Ирина Петрова. — Кроме того, в 2016 году мы собираемся провести научно-практическую конференцию в честь создания органов охраны объектов культурного наследия в Бурятии и издать сборник статей. А в обозримом будущем — выпустить книгу о Воскресенском соборе, расположенном в Кяхтинском районе.