Очередной
выпуск журнала «Гуманитарные исследования Внутренней Азии» посвящен важным и актуальным
вопросам изучения Евразийской цивилизации, составной частью которой в
культурно-историческом и цивилизационно-геополитическом отношении принадлежит
Россия, вобравшая в себя множество духовно-культурных и этноконфессиональных
традиций народов Востока и Запада. Известно, что особенно заметную роль в
формировании России как великой Евразийской державы сыграли славянские и
тюрко-монгольские народы, в течение
многих веков вступавшие в интенсивное взаимодействие с ираноязычными и
финно-угорскими этносами и этническими группами, а также с
культурно-религиозными традициями Китая,
Индии, Тибета и других стран Северо-Восточной, Юго-Восточной,
Центральной и Внутренней Азии, Ближнего
Востока и восточной Европы.
При этом исключительно важную роль в становлении и развитии Евразийской цивилизации сыграло тэнгрианство, первоначально зародившееся как национальная религия кочевнических (номадических) тюрко-монгольских народов Внутренней и Центральной Азии и заложившее духовно-культурные и цивилизационные основы практически всей центральной части Евразии как особого культурно-исторического суперрегиона. Дальнейшему развитию этой метаэтнической цивилизационно-культурной общности способствовали контакты и взаимодействие тэнгрианства со многими другими евразийскими религиозно-философскими учениями и этноконфессиональными традициями – Северным буддизмом Махаяны, древнеиранским зороастризмом и митраизмом, тибетской религией Бон, китайским даосизмом и т.д.
В настоящее время отечественное тэнгриведение представляет собой вполне сложившееся, самостоятельное направление историко-культурологических и религиеведческих исследований, которое имеет уже значительный потенциал для дальнейшего изучения роли тэнгрианства в истории и культуре народов Востока и Запада, его влияния на этносоциальные процессы, в частности на цивилизационную геополитику и процессы этнокультурогенеза не только тюрко-монгольских, но и многих других народов Евразии. В данном издании представлены некоторые из работ современных тэнгриведов, непосредственно затрагивающие эти проблемные вопросы.
Так, интерес для дальнейшего более углубленного исследования философско-методологически вопросов тэнгриведения представляет статья А.И. Котожекова о философии Тэнгри как основы методологии познания, статьи Абаева Н.В., Гармаевой Т.И., Аверьянова Б. А. о правомерности использования термина «шаманизм» при изучении тэнгрианской национальной и народной религии тюрко-монгольских народов Внутренней и Центральной Азии, а также о влиянии тэнгрианства, митраизма, зороастризма и тибетской религии Бон на этноконфессиональные традиции тюрко-монгольских народов Евразии, в частности – бурят-монголов.
Определенное методологическое значение имеет также статья Фельдмана В.Р. и Абаева Н.В. о феномене теократии, его сущности и социально-политических основаниях. Казахский ученый-тэнгривед Аманжол Б. представил интересную статью о тэнгрианской музыке. Большой интерес в связи с вопросами взаимодействия западно-евразийских этноконфессиональных и духовно-культурных традиций, в особенности - митраизма и древнеегипетского Солнечного культа Ра, с древнеболгарской религией Тангара, вызывает также статья болгарского тэнгриведа Спаса Маврова о Солнечном танграистском обряде, который совершали солнцепоклонники «колобры» (колобары).
Автор отмечает, что в болгарско-колобарской символике Солнце рассматривается как «сын ТангРА», а все звезды являются «сыновьями Центрального Солнца, так называемого АмонРа – проявленного ТангРА», как и в древнейшей египетской сакральной символике, в которой Бог Солнца тоже называетя АмонРа. По мнению С.Маврова, «ТангРА – это универсальный Животворящий принцип Вселенной, из чего следует, что АмонРа является, соответственно, животворящим принципом его планетной системы».
От редколлегии:
Н.В.Абаев, зав. лаб. цивилизационной геополитики ИВА БГУ, д.и.н., Почетный доктор буддийской философии, Почетный профессор ТувГУ,
Т. И. Гармаева, зав. лаб. межкультурных коммуникаций ИВА БГУ, Ph.D.
При этом исключительно важную роль в становлении и развитии Евразийской цивилизации сыграло тэнгрианство, первоначально зародившееся как национальная религия кочевнических (номадических) тюрко-монгольских народов Внутренней и Центральной Азии и заложившее духовно-культурные и цивилизационные основы практически всей центральной части Евразии как особого культурно-исторического суперрегиона. Дальнейшему развитию этой метаэтнической цивилизационно-культурной общности способствовали контакты и взаимодействие тэнгрианства со многими другими евразийскими религиозно-философскими учениями и этноконфессиональными традициями – Северным буддизмом Махаяны, древнеиранским зороастризмом и митраизмом, тибетской религией Бон, китайским даосизмом и т.д.
В настоящее время отечественное тэнгриведение представляет собой вполне сложившееся, самостоятельное направление историко-культурологических и религиеведческих исследований, которое имеет уже значительный потенциал для дальнейшего изучения роли тэнгрианства в истории и культуре народов Востока и Запада, его влияния на этносоциальные процессы, в частности на цивилизационную геополитику и процессы этнокультурогенеза не только тюрко-монгольских, но и многих других народов Евразии. В данном издании представлены некоторые из работ современных тэнгриведов, непосредственно затрагивающие эти проблемные вопросы.
Так, интерес для дальнейшего более углубленного исследования философско-методологически вопросов тэнгриведения представляет статья А.И. Котожекова о философии Тэнгри как основы методологии познания, статьи Абаева Н.В., Гармаевой Т.И., Аверьянова Б. А. о правомерности использования термина «шаманизм» при изучении тэнгрианской национальной и народной религии тюрко-монгольских народов Внутренней и Центральной Азии, а также о влиянии тэнгрианства, митраизма, зороастризма и тибетской религии Бон на этноконфессиональные традиции тюрко-монгольских народов Евразии, в частности – бурят-монголов.
Определенное методологическое значение имеет также статья Фельдмана В.Р. и Абаева Н.В. о феномене теократии, его сущности и социально-политических основаниях. Казахский ученый-тэнгривед Аманжол Б. представил интересную статью о тэнгрианской музыке. Большой интерес в связи с вопросами взаимодействия западно-евразийских этноконфессиональных и духовно-культурных традиций, в особенности - митраизма и древнеегипетского Солнечного культа Ра, с древнеболгарской религией Тангара, вызывает также статья болгарского тэнгриведа Спаса Маврова о Солнечном танграистском обряде, который совершали солнцепоклонники «колобры» (колобары).
Автор отмечает, что в болгарско-колобарской символике Солнце рассматривается как «сын ТангРА», а все звезды являются «сыновьями Центрального Солнца, так называемого АмонРа – проявленного ТангРА», как и в древнейшей египетской сакральной символике, в которой Бог Солнца тоже называетя АмонРа. По мнению С.Маврова, «ТангРА – это универсальный Животворящий принцип Вселенной, из чего следует, что АмонРа является, соответственно, животворящим принципом его планетной системы».
От редколлегии:
Н.В.Абаев, зав. лаб. цивилизационной геополитики ИВА БГУ, д.и.н., Почетный доктор буддийской философии, Почетный профессор ТувГУ,
Т. И. Гармаева, зав. лаб. межкультурных коммуникаций ИВА БГУ, Ph.D.