Генетические исследования останков хунну, возможно, "расскажут" об обществе, доминировавшем в Центральной Азии в конце I тыс. до нашей эры.
- Мы работаем с костными останками из могил Ноин-Улы (Монголия). Также мы получили материалы от наших коллег из Забайкалья, которые проводили раскопки много лет назад", - говорит Наталья Полосьмак, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. - Материала не так много, но он очень интересный, потому что это общество (хунну) настолько разноплановое, что когда мы определим, из кого оно состояло, мы многое поймем в его культуре, откуда в ней такой эклектизм, что вообще определяло сознание этих людей, их религиозные представления. Пока это народ-загадка, о котором мы знаем только от китайцев.
Пока что можно сделать вывод, что империя, державшая в страхе Китай в эпоху Хань, сама находилась под сильным китайским влиянием.
- Мы точно знаем, что в состав общества Хунну входили ханьцы (китайцы), об этом мы знаем даже по письменным источникам. На их сторону переходили военачальники, в состав хунну входило много пленных и перебежчиков, -поясняет Наталья Полосьмак.
По ее словам, имел место и обратный процесс - захваченные в плен хунну становились китайцами.
Кроме того, в обществе кочевой империи можно выделить исконных кочевников - монголоидов некитайского происхождения и выходцев из Передней Азии, попавших в степи Центральной Евразии по Великому Шелковому пути или еще до его создания.
После 48 года н.э. хунну разделились - часть из них "растворилась" среди китайцев, часть была покорена предками нынешних монголов, некоторые хунну осели в районе Тарбагатая в нынешней Бурятии, и, наконец, еще одна часть влилась в гуннские орды и дошла до Западной Европы.
- Потомками хунну себя числят очень многие народы, - говорит Наталья Полосьмак, добавив, что хунну считаются предками тюркских народов, сообщает "Интерфакс".