Так о своём крае говорят в Хакасии. Пресс-тур в этот прекрасный уголок Сибири организовало правительство этой республики при поддержке новосибирского «Масс-Медиа-Центра».
За саянским щитом
И действительно, Хакасия — это довольно тёплое место. Количество солнечных дней в республике значительно выше, чем в соседних регионах. Кроме того, Минусинская котловина, на территории которой находится Хакасия, защищена от ветров горными системами Восточного и Западного Саяна и Кузнецкого Алатау, что также определяет её благодатные условия для всего живого. Не случайно хакасскую землю издревле заселяли люди, оставившие после себя многочисленные археологические памятники. Создание в 60—80-х годах XX века двух водохранилищ — Красноярского и Саяно-Шушенского — ещё более смягчило резко континентальный климат республики. Это выражается в малоснежной зиме, ранней весне, сухом лете и тёплой продолжительной осени.
Тысячи лет Минусинская котловина была перекрестьем путей древних народов. Они приходили сюда из долин и пустынь Центральной Азии, казахских степей, из северной тайги и Восточной Европы. Вскоре после начала освоения Сибири русскими царь Пётр Первый подписал указ о сооружении Абаканского острога, который и был построен в августе 1707 года. Этот год является годом вхождения Хакасии в состав России.
Уже в 30—40-е годы ХVIII века здесь были открыты многие медные месторождения — Сырское, Майнское, Базинское, где организуется промышленная добыча руды, построены Луганский медеплавильный и Ирбинский железоделательный заводы. А ещё через сто лет Хакаско-Минусинский край, как и некоторые другие территории Сибири, пережили «золотую лихорадку». И сегодня в республике действуют золотодобывающие предприятия.
Сейчас численность населения Хакасии составляет более 540 тыс. человек, из которых 80 процентов — русские. В столице республики — бывшем селе Усть-Абаканском, а ныне — городе Абакане живёт свыше 160 тыс. человек. Кстати, стольный град оставил приятное впечатление у всех, кто видел его впервые, своей чистотой, модно острижеными деревьями, оригинальной архитектурой зданий социально-культурного назначения, великолепным парком отдыха.
Музей под открытым небом
Республика Хакасия — потрясающий по красоте край. Саянские горы, высота которых порой превышает две тысячи метров, занимают две трети территории республики. По ней протекают реки Енисей, Абакан, Чулым, Томь и множество мелких речушек общей протяжённостью восемь тысяч километров. Прибавьте к этому зеркальную гладь 500 с лишним озёр. На территории республики насчитывается более ста памятников природы: пещерные комплексы, пещеры, скалы, горы, таёжные боры, озёра.
Здесь также уникально высоки концентрация и многообразие памятников археологии. Недаром учёные называют Хакасию музеем под открытым небом, археологической Меккой. Среди «экспонатов» — наскальные рисунки, руины древних городов, оборонительные укрепления, горные плавильни и святилища, могильники и захоронения — всего около 30 тысяч памятников седой истории. Многие из них имеют общероссийскую и мировую известность и значимость, например, Большой Салбыкский курган, курган Барсучий лог, Копёнский и Уйбатский Чаатасы, Сулекская и Боярская писаницы, Дворец Ли Лина, образующие единые культурно-исторические ландшафты. И всё это лишь на четырёх десятых процента территории Российской Федерации! Не случайно, как рассказала советник главы Республики Хакасия — начальник управления информационной политики Ирина Емельянова, за сезон регион посещают более двух миллионов только учтённых туристов! Вполне логично, что в последние годы развитие историко-культурного туризма стало одним из стратегических приоритетов в рамках социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года.
Одним из пунктов нашего пребывания в Ширинском районе стала горная гряда Сундуки — музей под открытым небом, уникальный памятник тагарской культуры. Своё название горный массив получил от первой горы, на вершине которой находится скальный останец в виде куба, который называют «сундук богатыря Хохо-Бабая», где спрятаны сокровища долины. На стене четвёртого из Сундуков — выбитые в IV—V веках до нашей эры наскальные рисунки, вглядываясь в которые, как бы прикасаешься к жизни прошлых веков, невольно чувствуешь энергию тысячелетий.
Существует гипотеза, что первый из Сундуков — это древняя астрологическая обсерватория, возраст которой многие тысячи лет. Хакасы издревле называют это место «Онло», что означает «видеть», «наблюдать». Отсюда наблюдали люди за закатом и восходом Солнца и Луны, за звёздами.
На Сундуках есть и своеобразный, единственный подобный на планете — Храм Времени. В нём с определённой кладки камней жрецы определяли день летнего и зимнего солнцестояния. Тут же и часы — одни из первых на земле. С восхода солнца до полудня тень от стены скользит по изображению дракона, рассечённого на шесть равных частей, слева направо, проходя одно деление примерно за час, а после полудня — в обратном направлении, проходя одно деление всего за несколько минут.
И, конечно, взобравшись по россыпям камней красного песчаника на любую из вершин Сундуков, нельзя не восторгаться великолепным ландшафтом, простирающимся до горизонта, окаймлённого синими горами.
Такая разная культура
Куда бы мы ни приезжали, нас встречали хакасские женщины в национальных костюмах и с пиалами, наполненными освежающим и целительным айраном, приготовленным из кислого коровьего молока. В отличие от русской традиции они не подносили хмельного. При желании можно было купить а`рагу — напиток из перебродившего айрана, на вкус очень похожего на белое сухое вино, только градусами послабее.
От нарядных хакасок я и многие мои коллеги впервые услышали, как звучат местные народные инструменты и песни. А хакасская семья Сафьяновых дала нам целый концерт. Глава семейства Евгений Дмитриевич рассказал о своей родословной, корни которой установлены до начала XVII века, о жизни наиболее ярких представителей династии. Его жена Илиана исполняла хакасский фольклор. Но больше всех поразил их сын, студент института искусств абаканского университета Дмитрий. Он показал виртуозную игру на шести национальных струнных и духовых инструментах. Главным же номером программы его выступления стала демонстрация мастерства горлового пения в низком, среднем и высоком диапазонах.
В окрестности села Аскиза видели мы и потомственного, а значит, настоящего шамана. Он, в миру Леонид, стуча в бубен, совершал какое-то действо, вращался и камлал. А потом объяснил, что пожелал нам здорового тела и духа и удачной дороги в путешествии.
Надо сказать, у хакасов и после христианизации сохранился шаманистский культ, основанный на вере во всесилие добрых и злых духов. Шаманы исполняли культовую, врачебную, предсказательную роль, помогали своими советами, хранили и передавали народные знания последующим поколениям. В ХХ веке под влиянием советской власти шаманизм практически исчез, в том числе и насильственным путём. Но с началом перестройки к нему вновь возник интерес, было создано несколько шаманских организаций, занимающихся вопросами традиционных верований хакасов.
Одна из наиболее популярных и почитаемых среди местного населения святынь — овеянная легендами Улух Хуртуях-Тас (Великая каменная матерь). Это редкий исторический памятник возраста египетских пирамид — около четырёх-пяти тысяч лет. Это и рукотворное произведение искусства высотой три метра, весом более двух с половиной тонн, выполненное из хрупкого материала — песчаника. Это и объект поклонения как покровительницы семьи, женщин и детей. Многие верят в то, что изваяние обладает магической силой исцеления бесплодия женщин. Поэтому к её подножию несут угощение и детские игрушки.
Полвека назад Улух Хуртуях-Тас была увезена и хранилась в Абаканском музее. Однако по многочисленным просьбам населения недавно вновь возвращена на своё историческое место. Для неё здесь сооружёна стилизованная стеклянная юрта. Этот своеобразный музей единственного памятника является одним из самых посещаемых в Хакасии. Каменное изваяние находится под защитой ЮНЕСКО.
А в селе Арбаты, основанном ещё в 1763 году донскими казаками, начал работать народный Музей казачьего быта. Большого уважения заслуживают местные жители, которые, бережно относясь к собственной истории, создали его по собственной инициативе. Выкупили, восстановили старый листвяжный пятистенок, и теперь казачий курень демонстрирует собой вековую прочность брёвен из сибирской лиственницы, которые перед постройкой сначала вымачивали и лишь потом сушили, а своими комнатами — убранство, хозяйственную утварь, атрибуты и фотографии реальных казаков.
История в лицах
Не все загадки истории покрыты сединой веков. В Хакасии ещё пересказывают воспоминания своих дедов и бабушек о Гражданской войне, затянувшейся здесь до 1924 года. И, конечно, об Иване Соловьёве — потомственном казаке из станицы Солёноозёрное Ширинского района.
Смолоду он с отцом выжигал известь. В 1911 году был призван в армию и служил до Февральской революции. Снова занялся мирным трудом, женился, а тут — октябрьский переворот, начало братоубийственной войны. Соловьёва вновь мобилизовали, на этот раз в казачий полк Белой армии. Участвовал в боевых действиях, был ранен. Вернувшись домой весной 1920 года, был арестован новой властью без объяснения причин. Впрочем, виной могло быть уже то, что — казак, а тем более — сопротивлявшаяся и проигравшая сторона.
Но Иван Соловьёв вскоре бежал из Красноярского концентрационного лагеря и укрылся в тайге, где нашёл таких же отринутых и неприкаянных людей. Так через некоторое время он стал известной фигурой в родных краях, только для одних — как защитник от притеснений власти, для других — как «белый партизан».
Интерес к противостоянию Соловьёва советской власти подогревается также тем, что был период, когда его пытался поймать Аркадий Голиков, будущий известный детский писатель Гайдар. До этого он в 17 лет уже командовал 58-м отдельным полком по борьбе с бандитизмом, прославившимся жестокостью при подавлении крестьянского восстания в Тамбовской губернии. И вот с двумя сотнями чоновцев — бойцов частей особого назначения — теперь он стремился уничтожить «банду» в Хакасии, но безуспешно.
При этом существуют слухи о том, что Голиков якобы лично расстреливал и топил людей только по подозрению в укрытии Соловьёва или в помощи «белым партизанам». Никаких документальных подтверждений этих деяний нет. Однако сильной стороной обвинения является тот факт, что Аркадий Голиков был под следствием, как сейчас бы сказали, за превышение полномочий. Впрочем, судьи в ту пору относились лояльно к борцам за советскую власть, тем более что красный бандитизм был довольно широко распространённым явлением. Словом, Голикова оправдали, он уехал лечиться от нервного истощения и вскоре, став Аркадием Гайдаром, начал писать книги.
Бесспорно, были силы, которые руками атамана Соловьёва хотели добиться отделения Хакасии от Советской России. Но сам он не был политиком, просто хотел, чтобы ему и его подданным не мешали свободно крестьянствовать, и наивно надеялся договориться с властью. 31 марта 1924 года Иван Соловьёв даже сдал часть оружия и дал подписку о ликвидации своего отряда и желании перейти к мирному труду. Поразительный факт: «белому партизану» однажды даже предоставили трибуну на первом районном организационном съезде Советов в Чебаках, где он рассказал о вынужденном сопротивлении и о своём желании трудиться на родной земле. И съезд принял постановление — обратиться в Президиум ВЦИК с тем, чтобы реабилитировать Соловьёва и оставшихся в живых людей из его окружения.
Однако в мае того же года с атаманом организовали ещё одну встречу, но обманули: арестовали и расстреляли. Сегодня не забыта могила Ивана Соловьёва, на ней установлен большой деревянный крест. Улицы и школы до сих пор носят имя Аркадия Гайдара. Официальная советская версия реальных событий изложена в художественном кинофильме «Конец императора тайги».
Потенциал сегодня и завтра
Хакасия славится не только своим климатом, природными красотами, историей и самобытной культурой. Она — ещё один из уникальных в ресурсном отношении регионов Российской Федерации. Только в разведанных месторождениях сосредоточено 25 процентов общероссийских запасов молибдена, 27 процентов барита, 13 процентов облицовочных камней, в том числе знаменитого белого мрамора. Кстати, именно хакасским мрамором в Москве отделан храм Христа Спасителя. Ведётся в республике добыча железа, золота, минеральных и радоновых вод. Имеются разведанные запасы цветного металла, нефти и газа. Общая площадь лесного фонда составляет 65 процентов всей её территории, особую ценность представляют кедровые леса.
Ландшафтное разнообразие, наличие природных пастбищ и богатство лесных природных ресурсов позволяют здесь развивать разноплановое сельскохозяйственное производство. В структуре сельхозпродукции растениеводство занимает 30 процентов, животноводство — 70. Это объясняет удивление и восторги нашей группы. Мы пересекли Хакасию с юга на север и обратно, и повсюду то и дело встречали на лугах стада коров, табуны лошадей и отары овец. В последние годы в республике при наличии большого количества водоёмов активно развиваются отрасли рыбоводства и рыболовства. Примером может служить Майнское форелевое хозяйство, где мы побывали.
Мы также ознакомились с интересным проектом «Создание и развитие в Республике Хакасия вертикально интегрированного животноводческого комплекса на базе предприятий агропромышленной компании “МаВР”». Первый этап предусматривает строительство современного комбикормового завода и крупной хладобойни. Эти объекты позволят обеспечить кормами и мощностями по убою десятилетнюю перспективу развития сельского хозяйства региона. Запланировано также сооружение двух животноводческих комплексов общей мощностью 28 тысяч тонн живых свиней в год. Это будет первый свинокомплекс, который заработает в Хакасии.
Второй этап проекта включает животноводческий комплекс по воспроизводству высокопродуктивных пород крупного рогатого скота. Его ежегодная плановая производительность — 18 тысяч тонн в живом весе. Срок реализации проекта составляет два с половиной года, окупаемости — восемь лет.
«Наш проект реализуется с учётом стратегии развития животноводства в регионе, — сказал генеральный директор ООО Управляющая компания АПК “МаВР” Вячеслав Ким. — Он станет катализатором не только для данной отрасли, но и обеспечит хорошие перспективы для смежников — полеводов и крестьянских фермерских хозяйств».
Мы жили в спорт-отеле «Гладенькая», что в 40 километрах от Саяногорска, и, конечно, не могли не побывать на крупнейшей в стране Саяно-Шушенской ГЭС имени П. С. Непорожнего. По дороге заехали в недавно построенную часовню, где почтили память погибших во время техногенной катастрофы в 2009 году работников станции. Хотя ремонтно-восстановительные работы здесь продолжаются, станция выдаёт электроэнергию. Недавно достроен внушительных размеров береговой водосброс. В этом году в соответствии с графиком запущен гидроагрегат № 7, запланирован монтаж и ввод в эксплуатацию гидроагрегата № 8.
Что касается производственной составляющей экономики в целом, то она в республике представлена добывающей отраслью, цветной и чёрной металлургией, машиностроением, пищевой промышленностью, лесопереработкой, электроэнергетикой и другими направлениями. Динамично развивается производство резиновых изделий и пластмасс, электрического, электронного и оптического оборудования. Самым крупным участником внешнеэкономической деятельности является ОАО «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод». В период до 2020 года в республике планируется создание новых производств. Постоянно наращивает деловую активность малое и среднее предпринимательство, что не удивительно: Хакасия входит в десятку лучших регионов по условиям развития своего бизнеса.
Нам говорили, что и промышленность, и особенно сельское хозяйство дружно двинулись в рост в последние четыре года. Бюджет Хакасии с 15 миллиардов рублей удвоился. Бюджет минсельхоза с 200 миллионов рублей увеличился в десять раз. К старту готовится новая республиканская программа «Развитие малых сёл». Местные жители считают, что позитивные процессы пошли во многом благодаря неравнодушной, действенной политике главы Республики Хакасия Виктора Михайловича Зимина. Сам он заявляет: «Безумно люблю свой край и сделаю всё, чтобы он стал одним из лучших в Сибири». Итоги первого полугодия 2012 года, которыми я поинтересовался, свидетельствуют о стабильном социально-экономическом развитии региона.
По итогам этой поездки я пришёл к заключению: как мало мы знаем даже о соседних регионах! Между тем знакомство с ними, как в случае с Хакасией, приумножают гордость за нашу страну.