Наш разговор с Леной Федоровой, руководителем дирекции по реализации проекта “Земля Олонхо” министерства культуры и духовного развития нашей республики, длился около трех часов. Можно было говорить еще дольше, если б не интервью, которое заставляло придерживаться определенного формата. Но многое осталось вне интервью и даже вне разговора, поскольку говорящие писали и говорили на эту тему не раз. Некоторые вещи просто подразумевались и выпадали из разговора, чтобы не загружать и без того сложную тему. Если б моей собеседнице пришлось собрать все написанное ею на эту тему, то, наверное, можно было издать не одну брошюру. За два с лишним года в течение которых готовилась, писалась, переписывалась Концепция проекта “Земля Олонхо” была исписана не одна сотня страниц, передумано, перелопачено, переговорено немало мыслей по этому поводу. В этом процессе вынашивается и выкристаллизовывается идея столь сложного проекта, который Лена Валерьевна называет целым жизненным циклом. А то, что его реализация растянется не на один десяток лет и застанет следующие поколения руководителей республики, в этом моя собеседница не сомневается. Не остается сомнений и в том, что идея “Земли Олонхо” уже живет своей жизнью, и обрела свое пространство если уж не на территории возле озера Сайсары, то в умах отдельных людей. Можно сказать, что теперь не люди продвигают идею, а идея сама движет людьми.
— Лена Валерьевна, концепция проекта была подготовлена два года назад, но до сих пор не утверждена президентом и правительством республики. В чем причины столь долгого утверждения?
— Для того, чтобы утвердить концепцию, надо не только описать цели, задачи, этапы, индикаторы и другие положения проекта, но необходимо указать и источники финансирования хотя бы первоначального этапа ее реализации. К слову, любой крупный инвестиционный проект вначале должен пройти независимую экспертизу на предмет необходимости данного проекта. Процесс экспертизы включает в себя установление социальных, демографических, культурных и экономических условий региона, где реализуется проект. Выводы этой экспертизы должны дать ответ на вопрос - нужен ли вообще этот проект в социальном и экономическом плане для данного региона. Без этого мы не можем продвигать проект, предлагать его рассмотрение на федеральном и международном уровнях. А для проведения экспертизы нужны средства. После нее уже надо приступать к архитектурным конкурсам и разработке проектно-сметной документации конкретных объектов. Эти предпроектные работы требуют немалых средств.
— Сегодня есть реальные возможности найти финансирование для этих целей?
— В бюджете республики средств не хватает, есть первоначальные нужды – строительство детских садов, больниц и т. д. И так во многих регионах России. Но федеральным правительством разработаны механизмы, направленные на решение подобных вопросов. Так, сегодня «Внешэкономбанк» готов через свои специализированные структуры предоставить на льготных условиях от 20 до 200 млн. рублей как раз на предпроектные работы инвестиционных проектов регионального значения. Нам же для предпроектных работ нужно 70-100 млн. рублей. Это на проведение экспертизы, архитектурных конкурсов и разработку проектно-сметной документации Международного Центра Олонхо – объекта 1-й очереди всего комплекса и консалтинговые услуги.
Но под какие гарантии он предоставит средства и как мы будем их возвращать? Эти вопросы надо решить. Если предоставим гарантию банку, то в этом году можем получить средства на предпроектные работы. Как только сделаем проектно-сметную документацию строительства Международного Центра Олонхо, то подадим заявку с пакетом документов в федеральные адресные программы. Мы уверены, что этот объект войдет в их перечень, потому что нас поддерживают наши профильные федеральные министерства и другие заинтересованные структуры.
— В какие программы может войти проект?
— Это федеральные адресные программы по линии министерства культуры, министерства регионального развития и нового министерства по развитию Дальнего Востока и Сибири. Наш проект существенно отличается от многих, он комплексный, охватывающий интересы разных ведомств и структур, различных слоев населения – от людей творческой профессии, студенческой молодежи до ученых и строителей. По сути, он не только культурный и инновационно-технологический но и серьезный девелоперский.
— Объединить в одном комплексе разные идеи и направления, действительно сложно. Вокруг чего могут объединиться культура, наука, инновации, производство и туризм?
— Не так давно в одной из центральных газет вышла статья с интервью Вячеслава Штырова о проблемах Дальнего Востока. Почему идет массовый отток населения из этого региона? Почему молодежь мечтает о Москве, Питере или загранице? И уезжает. Это данные социологических исследований. Для закрепления в регионе и притока населения на Дальний Восток Вячеслав Штыров предлагает сделать регион оффшорной зоной. Освободить от налогов, не уравнивать Дальний Восток с регионами центральной России, предпринять ряд мер. Кроме этого предлагает реализовать крупные проекты, например стройки вроде БАМа, куда было бы интересно ехать молодежи из центральных регионов. Это так. В 80-е годы молодежь под руководством комсомола ехала строить БАМ. Но надо учитывать и сегодняшние условия. Если тогда молодежь ехала реализовать свои мечты вдалеке от дома, в Сибирь, на БАМ, то она это делала, потому что никуда больше не могла ехать. А у современной молодежи есть выбор – можно уехать в заграницу. Туда, где она может реализовать свои собственные идеи, мечты. Где есть условия, интересно, креативно. Если не будет стимула и условий для реализации своих идей и мечты в нашем регионе, она не захочет валить лес, жить в вагончиках как тогда. Приедут только специалисты-вахтовики, каких сейчас много на строительстве наших федеральных дорог. Но это не то. У них корни в другом месте и они туда вернутся. Нам надо создавать условия для реализации молодежью собственных идей, проектов. Нужны креативные, интересные условия. Чтобы не только комфортно жилось, но и комфортно творилось. Человек не робот, он мечтает о красоте, об идеальном, он всегда украшал себя и свое окружение в эстетических и ритуальных целях. Он должен прикипеть душой к месту, которое определил как свое, и пустить там корни. Если он не прикипает душой к нему, то рано или поздно уедет. Поэтому и нужны такие комплексы, где была бы создана творческая среда, и ее обитатели сами ее украшали, облагораживали, обживали так, как им хочется. Прикипали душой и пускали корни.
Конечно, такой проект должен быть и экономически эффективным. Поэтому как основу ее экономики предлагается развивать креативную экономику. Это сравнительно новое понятие, которое появилось на Западе в 1990-х годах. Отцом теории креативной экономики является очень известный в мире человек, английский экономист, архитектор по специальности, Джон Хокинс. Можно набрать в интернете, поисковике и посмотреть, кто это. Именно он согласился стать консультантом нашего проекта. Я с ним познакомилась на форуме по регенерации культуры в условиях урбанизации во время ЭКСПО-2010 в Шанхае. Тогда он и заинтересовался нашим проектом. Думаем, что его советы, лекции о креативной экономике будут полезны для нас, поскольку сегодня цивилизованный мир живет и развивается не только за счет нефти и сельского хозяйства, но и за счет производства в сфере услуг, где и происходит продвижение, реализация творческих идей, где действуют правила копирайта, авторского права. К слову, в Европе и Америке 60% населения работают в сфере услуг.
Мы тоже должны научиться всему этому. Не только писать картины, ставить спектакли, снимать кино, создавать наряды, украшения, программные продукты, новые товары, но и ставить их в серийное производство, продавать свои идеи, проекты и т. д. Здесь приходят на помощь такие понятия, как креативность, творческие индустрии, инновации. Поэтому в проекте заложено создание условий для развития инновационных разработок, IT-технологий и т. д. Так как все время будут нужны новые знания, в концепции сделана ставка на ресурсы наших научно-образовательных учреждений.
С нас сегодня в нашем правительстве спрашивают: какая продукция будет разрабатываться по линии инноваций, технологий, науки? На чем будет экономика, производство основываться? Так как проект поэтапный, на все сразу необходимых средств нет, строительство объектов технологического направления предполагается на третьем этапе, это значит, что инноваторы в них будут работать и творить только лет через 10. Сегодня же никто не может дать точный ответ на эти вопросы. Вспомните, в 2002 году никто не предполагал, что в республике появится производство базальтового утеплителя. Не было разговоров об этом. Или взять новые технологии по покрытию асфальтом дорог … Об этом тоже не было разговоров десять лет назад. Никто не предвидел, что предприятие «Доррис» выиграет конкурс, и будет класть на наших дорогах асфальт по новой технологии. Сегодня это привычная картина. Технологии меняются быстро, развиваются и внедряются тоже быстро. То, что сегодня актуально, завтра морально устаревает. Поэтому требовать сейчас ответы у наших ученых, инженеров: что вы будете разрабатывать в этом комплексе через 10 лет и какой экономический эффект оно даст, где будет реализовываться продукция, какая ожидается прибыль и когда все окупится не имеет смысла. Никто из них на это сейчас не ответит. Мы не можем сейчас сказать за будущих участников проекта, за будущих инноваторов — какие производства, технологии и инновации они будут разрабатывать и внедрять. Да и сужать конкретными направлениями развитие креативных индустрий тоже не стоит, так как для творческого выражения, прежде всего, необходима свобода. Свобода определять собственное отношение к идее, принять ее или отвергнуть ее. Свобода следовать за своей мечтой, своей фантазией, даже если ты не очень хорошо понимаешь, зачем ты это делаешь, и другие тоже не понимают.
Поэтому проект предполагает создание не каких-то конкретных производств, а создание условий для развития творческих индустрий, основанных на инновационных разработках.
— Основным условием этого является получение статуса особой экономической зоны…
— Это должно стать одной из основных целей – статус ОЭЗ. Например, в соседнем Приморском крае разрабатывается проект создания ОЭЗ смешанного типа — туристко-рекреационного и технико-внедренческого с учетом развития Дальневосточного федерального университета. Мы тоже должны добиться такого статуса для территории комплекса с учетом развития Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Налоговые преференции нужны для привлечения инвесторов, создания благоприятных условий для начинающих свое дело молодых предпринимателей, инноваторов.
Этот проект сложный, предстоит строительство технологически сложных объектов. Но у нас есть опыт, наши проектанты, строители построили замечательные, сложные в технологическом плане комплексы для спортивных игр «Дети Азии». Мы прошли жизненный целый цикл и приобрели огромный опыт для нескольких поколений нашего общества, города, республики. Теперь можно уверенно переходить на сложные проекты. Ведь сложная система всегда эффективней в разы, чем более простая. Проект также потянет за собой остальные территории города — Залог, Сайсары, район ДСК, органично свяжется с 203 микрорайоном. Это точка роста для города. Для нашего любимого Якутска.
— Если исходить из концепции проекта, то любой участник может войти в кластер со своими идеями, финансами. Но кроме этого есть социальные объекты, которые предусматривают бюджетное финансирование…
— Каждый стратегический участник проекта вносит свой инвестпроект по своему объекту, находит источники финансирования, в т. ч. и свои профильные федеральные программы.
Мы понимаем, что прежде всего нужны детские учреждения, онкологический центр и другие жизненно важные социальные объекты. Бюджетные средства направляются, прежде всего, на них, а объекты культуры, как правило, финансируются остаточным принципом. Хотя все в жизни взаимосвязано и взаимозависимо. Но пока так. Поэтому ищем альтернативные варианты, которые позволили бы уже до 2017 г. начать строительство Международного Центра Олонхо. После 2017 г. предстоит решать вопросы строительства других крупных объектов проекта.
Поскольку МЦО – в целом социально-культурный объект, то и строительство его должно финансироваться из бюджета. Он является катализатором и ядром не только всего проекта. Но поскольку он центр, то предполагает и периферию, т.е. филиалы, которые будут действовать в улусах. В последние годы, так называемые МФОКСы — многофункциональные объекты культуры и спорта, строятся по инициативе и при непосредственном участии самой общественности – жителей отдельных сел, улусов. Местные администрации обращаются в отдел по реализации задач общереспубликанского движения добрых дел при службе государственного заказчика. В последнее время архитектурные решения этих объектов стали включать элементы традиции и отражать национальный колорит. Наше население остро нуждается в таких объектах, нередко ассоциирует их с Домами Олонхо. Так, в ряде сел появились Балаганы, Дома Олонхо, Айыы, Арчы, Алгыс и т. д., визуально и содержательно символизируя, маркируя создание определенного культурного пространства на этой территории. Это очень важно.
Наш президент Егор Борисов, осознавая глобальные вызовы современности, их положительные и отрицательные стороны, уделяет большое внимание этому вопросу и принимает меры для организации системной сети таких объектов. Координирующим же центром этой сети и должен стать многофункциональный объект культуры — Международный Центр Олонхо. В нем планируется разместить Театр Олонхо, Театр танца, АУ АРКТИКА, интерактивный музей олонхо, НИИ Олонхо СВФУ им. М. К. Аммосова с цифровым архивом и электронной библиотекой, которые на сегодня не имеют своих зданий и функционируют на арендных и разных условиях или размещены в неспециализированных помещениях. А также конгресс-холл и выставочные залы. Андрей Борисов предполагает, что в нынешнем здании Саха театра можно разместить ТЮЗ, здание которого не отвечает современным требованиям детского культурного учреждения. Главному же театру республики — Саха театру, который концептуально базируется на якутской культуре, удобнее будет располагаться с профильно близкими театрами в МЦО. За счет того, что несколько учреждений культуры будут находиться одном здании, произойдет оптимизация коммунальных и других расходов. С другой стороны, это возымеет синергетический эффект. Разные творческие коллективы, взаимодействуя и сотрудничая, могут взаимообогащать друг друга идеями и реализовывать как собственные, так и совместные проекты.
Еще один интересный объект по линии МЦО планируется во второй очереди комплекса. Это объект «Эпосы Евразии», в котором будет представлена культура братских народов, проживающих в Якутии, где каждая национально-культурная община обустроит по своему усмотрению свое помещение. Главное условие – представить свою традицию и фольклор. В Якутске много диаспор из республик России и стран СНГ, и каждый народ имеет свой эпос, дастан, сказ или былины. Мы хотим, чтобы в МЦО звучали эпосы братских народов, праздновались Масленица, Наурыз, Сурхарбан и т. д. Тогда он будет оправдывать статус международного центра. Любой, кто придет в этот Центр, сможет увидеть, насколько мы все близки, родственны и сплоченны.
— Могут ли частные инвесторы вкладываться в объекты культуры?
— Если решатся вопросы по основным источникам, где государство играет решающую роль, то найдутся и частные инвесторы. В МЦО должны быть выставочные помещения. В нашем городе выставки проходят в торговом центре «Кружало», театрах, учебных заведениях, спортивных комплексах. Но это не приспособленные, не специализированные для выставочной деятельности помещения. Если в проекте будет заложена выставочная деятельность, то будут и специализированные залы. Думаю, найдутся среди деловых людей инвесторы, которые заинтересованы в этом. Выставочная деятельность – это большой бизнес, те, кто участвуют на российских, международных выставках, это хорошо знают.
Мы также должны иметь в виду, что в нашей столице нет специализированных помещений для проведения конференций, конгрессов, научных, общественных мероприятий. Они тоже устраиваются в театрах, учебных заведениях, залах Дома правительства. Те, кто бывал на международных форумах, конференциях в Китае, США, Европе, видели, что для этого также имеются специализированные здания и помещения. Как правило, они работают на арендной основе. А так как в Якутске неделя не проходит без конференции, форума, то подобные помещения не будут пустовать. Частные кампании могут взяться за организацию этой части объекта.
— В СМИ была информация о том, что для «Земли Олонхо» могут отвести территорию в 203 микрорайоне. Насколько это реально?
— По действующему Указу президента республики под комплекс определены конкретные участки: 67 и 68 кварталы. Это радиополе и район, прилегающий к улице им. Дежнева, полуостров озера Сайсары, где проходит новый мост. Почему под проект выбрано это место? Во-первых, из-за пошаговой близости к научным и образовательным учреждениям, прежде всего, к университету и сельхозакадемии. И конечно, эта территория связана с культурным мифом города.
Озеро Сайсары — сакральное место для якутов. Первопредки саха, прибыв в долину Туймаада, выбрали по всем канонам своего мировоззрения именно это место, осветили его и разбили стойбище на берегу озера Сайсары. Сегодня это стойбище превратилось в Якутск.
Два этих фактора привязывают нас к этому месту. Плюс ко всему есть утвержденный генплан города, предусматривающий радиополе под строительство комплекса. Тем более, как утверждают специалисты, оборудование, установленное на поле, излучает вредные для человека волны. А ведь жилые дома находятся, чуть ли не на территории поля. Никакие санитарные нормы там не выдерживаются, сегодня город наступает на поле. Это в те годы казалось, что жилой массив далеко и поэтому было в этом месте разбито радиорелейное поле. Однозначно сейчас это оборудование срочно надо переносить в безопасное для горожан место. Город и соответствующие структуры занимаются этим вопросом.
— Значит, разговоры о 203 микрорайоне не имеют серьезных оснований?
— Это разговоры и раздумья. Я думаю, любой гражданин, любой руководитель, может вслух высказывать свои раздумья. Но есть действующий президентский указ, генплан и концепция, которая базируется на культурном мифе города и на пошаговой близости научно-образовательных учреждений. Если мы уйдем в другое место, то идея проекта переворачивается с ног на голову.
Другое дело, что, имеются вопросы правового характера, связанные с переносом имущества Сахателекома. Но это вопрос имущественного, юридического характера, который надо четко и последовательно решить. Когда срок аренды этих земельных участков Сахателекомом истек еще в 2010 году, то юристам земельной службы города вовремя надо было по существующему законодательству начать процедуру расторжения договора. Но должное внимание этому вопросу в то время не было уделено, теперь новая администрация должна будет решить этот вопрос. Но это технический вопрос. Мы же мыслим категориями не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня, а на несколько десятков лет вперед.
— Если говорить о проведении независимой экспертизы, то, как проходит такое мероприятие?
— Объявляется конкурс, в котором могут участвовать любые учреждения, специализирующиеся по проведению соответствующей экспертизы. Я думаю, специализированные учреждения, компании, обязательно примут участие, потому что многие из них уже знают, наслышаны, начитаны о проекте. Некоторые уже проявляют инициативу участвовать в экспертизе проекта. Для того, чтобы дать объективную оценку эффективности проекта, необходимо учитывать социально-демографическую ситуацию, культурные условия, уровень жизни, перспективы развития региона. Поэтому экспертные мероприятия могут быть самыми разными — от круглых столов и конференций до игровых тренингов. Для игровых тренингов эксперты обычно арендуют за городом профилакторий, гостиницу и собирают там на несколько дней людей, представляющих самые разные слои населения. Из этого общения уже будет складываться портрет жителя столицы и республики, его потребности, жизненные ценности и ориентиры, его планы и чаяния. По определенной методике делаются выводы, которые позволяют понять – нужен проект населению или нет, если да, то в каком виде и т. д.
— Проект вызвал интерес в России и за рубежом, что следует из выводов проведенных мероприятий по презентациям проекта. Насколько мне известно, даже именитые архитекторы готовы принять участие в архитектурном конкурсе. Будет ли этот конкурс открытым?
— Открытый архитектурный конкурс предполагает большие средства, которых у нас пока нет, а если и будут, то не так много. Поэтому мы постараемся совместить открытый и закрытый варианты. Хотелось бы, чтобы в разработке проекта могли принять участие и именитые архитекторы. Имя мастера — это часть коммерческого, брендового успеха. В то же время нам хочется, чтобы наши якутские архитекторы могли показать себя, тем более, они лучше других знают свои традиции. Но, думаем, что участие наших архитекторов не помешает сказать свое слово архитектору мирового уровня. Надеемся, что и ЮНЕСКО поддержит, т. к. у него есть обязательства по созданию совместно с нашим правительством Международного Центра Олонхо и Театра Олонхо. Во время все того же форума на ЭКСПО-2010 в Шанхае, я познакомилась с Франческо Бандарином, тогда директором центра всемирного наследия ЮНЕСКО, ныне заместителем по культуре генерального секретаря ЮНЕСКО Ирины Боковой. Он по специальности архитектор, специалист по городскому планированию. Еще тогда господин Бандарин согласился консультировать наш проект, сейчас тем более, думаю, поддержит. Также мы получили ряд писем от деловых и официальных людей с согласием поддержать проект, стать консультантами, войти в состав совета при президенте республики по реализации проекта, в т. ч. и из-за границы.
Во время проведения прошедших международных игр «Дети Азии» в Якутске побывала делегация из ОАЭ, в составе которой были представители одного из арабских шейхов. Через министерство внешних связей республики мы вышли на них и установили связь. Арабы высказались о своей заинтересованности заключить соглашение о сотрудничестве с нашим правительством. В рамках этого соглашения они готовы рассматривать в числе других и проект «Земля Олонхо».
Мы все знаем, что в Дубае осуществляется комплексный девелоперский проект, который, конечно, по размаху намного больше чем наш. Тем не менее, «Дубайлэнд» и «Олонхолэнд», как наша общественность окрестила проект «Земля Олонхо», объединяет в себе объекты науки, культуры, спорта, бизнеса, гостиницы, жилье. Но что еще может объединять эти проекты и людей, живущих в 50-градусной жаре и в 50-градусном холоде? Прежде всего, это теплоизоляционные материалы, которые одинаково защищают и от жары, и от холода. В этой области у нас есть взаимный интерес. Плюс культурный момент, который также вызывает интерес. Бедуины — кочевники, они относятся, как и все кочевые народы, к своим сказителям, поэтам как к жрецам. Еще они заядлые охотники, бережно сохраняющие свои охотничьи традиции. Шейхи относятся к своей культуре трепетно и стараются сохранить ее, для своего населения и туристов восстанавливают образы древних поселений, городов. Благодаря нефти и мудрому правлению, они за очень короткий срок достигли колоссальных экономических успехов. Нам полезно учиться их положительному опыту.
Любопытно, что с высоты птичьего полета искусственный остров Пальма Джумейра, входящий в состав островов Пальм, воспроизводит образ пальмы, раскинувшейся на море. Финиковая пальма для бедуинов священное дерево. Существующие версии ситуационного плана комплекса «Земля Олонхо», сверху воспроизводят образ эпического мирового древа Аал Луук мас. Человеческая культура и творчество — универсальные вещи.
— Проект очень сложный, потому и продвигается медленно. Приходится, наверное, испытывать и разочарование, и пессимизм?
— Конечно, мы же люди. Иногда, в моменты, когда нет решений, нет отклика от соответствующих лиц и ведомств, от решения которых зависит дальнейшее продвижение проекта, Андрей Саввич себе и нам задает вопросы: «А не является ли иллюзией этот проект? Зачем мы все это делаем? Я немолодой человек. У меня ограничены и время, и ресурсы. Стоит ли нам ломиться в закрытые двери?» Нам всем знакомы чувства горечи и разочарования. Время летит, и оно нам не подвластно. Конечно, бывают моменты, когда хочется на все закрыть глаза и сложить руки…
— А если вы действительно, сложите руки, как среагирует власть? Нужно ли это власть придержащим?
— Вначале, конечно, будет абсолютное игнорирование. Концепция будет долго пылиться в кабинетах правительства. Но рано или поздно все равно само общество подтолкнет. Найдутся другие, которые будут продвигать эту же идею. Пассионарии всегда находятся и наш народ ими не обделен. Произойдет смена поколений, придут другие руководители, и этот проект все равно состоится.
Сегодня же надо продолжать начатое и заложить основу, фундамент проекта. Поэтому министр наш, каждый раз оправившись от моментов непонимания и разочарования, опять дает нам поручения. И это всегда вдохновляет и вселяет надежду. Сегодня он повторяет неустанно о трех концептах нашей культуры: хомус, ысыах, олонхо. И венчающем, объединяющем их, четвертом — духовности, выраженном в якутском слове «итэ5эл» — вера. Мы видим, что понятия хомус, ысыах, олонхо вошли в нашу жизнь, стали привычным явлением. Хомус имеется в каждой якутской семье. Ысыах проводится в каждой деревне, и любой считает своим долгом получить алгыс на нем. Образ олонхосута в возрасте от мала до велика, стал обычной картиной. Благодаря системной культурной политике в нашем обществе создается определенное культурное пространство, зиждущееся на этих трех концептах. Теперь для этого пространства нужен духовный центр, которым станет Международный Центр Олонхо с филиалами на местах. В этом у нас большая надежда на нашего президента Егора Борисова, который, поддерживая инициативу населения, ставит задачу создания президентской сети культурно-духовных центров в улусах республики и контролирует процесс продвижения проекта «Земля Олонхо».
— Сама идея, в основе которой лежит духовность, помогает или тормозит продвижение? С одной стороны, кажется, что фактор духовности должен помогать, но на деле получается наоборот. Был бы это обычный социально-бытовой проект, то пошел бы быстрее?
— Если есть духовная составляющая, то это всегда вызывает настороженность. Потому что духовная составляющая всегда связана с идеологией. В национальной республике всегда присутствует настороженность к таким вещам: нет ли там экстремизма, культурной, национальной дискриминации, призывания к чему-либо... Проще говоря, нет ли там панмонголизма, пантюркизма, панславянизма и тому прочее. В том то и дело, что все идеологические процессы должны быть управляемыми, подконтрольными. В этом отношении наш проект может стать примером механизма для управления и ведения сбалансированной национальной политики, в котором власть совместно с общественностью будет решать эти вопросы.
Сегодня федеральный центр пытается выстроить грамотную национальную политику, в основе которой должна лежать идеологическая, культурная составляющая. Именно из разнообразия культур нашей страны должна формироваться такая политика. Сегодня наблюдается процесс воссоединения распавшегося союза в виде союзного государства, происходит понимание того, что евразийское пространство – это единое культурно-историческое пространство, и все экономические связи обусловлены именно этим фактом. Во многих национальных республиках и странах СНГ идет возрождение традиционной культуры, во многих регионах появляются культурно-исторические и этнографические комплексы. Например, комплекс «Манас» в Кыргызстане, созданный по инициативе первого президента республики Аскара Акаева, культурный центр в Астане, инициированный президентом Нурсултаном Назарбаевым. Или комплексы древнего города Булгар и острова Свияж в Татарстане , создаваемые под руководством первого президента республики Минтимера Шаймиева.
Наш проект «Земля Олонхо», воссоздающий в современном исполнении образ духовно-технологичного поселения эпической страны олонхо, тоже может послужить примером для многих. Коллеги из Бурятии, Горного Алтая, Тувы, Хакасии, Татарстана, стран СНГ и Монголии знают о проекте «Земля Олонхо» и планируют сделать подобное у себя. Буряты уже говорят о «Земле Гесэра»… Эта система может получить развитие в других регионах, стать важной частью проведения национальной и культурной политики России.
Конечно, сложно и ответственно быть первыми, но почетно. Начало, фундамент проекта должны заложить сегодняшние руководители, а следующие поколения руководителей доведут его до конца.