Что роднит между собой Кызыл и небольшой промышленный городок Таштагол на юге Кемеровской области? И что история и современность Таштагола могут поведать жителям Кызыла? А еще: как может измениться жизнь кызылчан после строительства в Туву железной дороги? Посетив «Город каменистой реки», корреспондент «ТП» попытался ответить на некоторые из этих вопросов.
От ближайшего крупного города – Новокузнецка – Таштагол отделяет примерно 200 км. Больших перевалов нет, дорога петляет, медленно поднимаясь вверх; местность становится все более суровой и таежной. От Новокузнецка можно добраться и автобусом, и электричкой, и на такси. Автобус – 200 руб., а вот такси… кто как договорится. По словам местного таксиста, «никак с новокузнецкими договориться по цене не можем, вот и берет, кто сколько в голову приедет». Обычно «в голову приходит» около 500 руб. для местных жителей и некое неопределенное число свыше 1000 для приезжих. Впрочем, такси слишком большим спросом не пользуются: сказывается конкуренция со стороны «железки» и автобуса.
Название «Таштагол» переводится как «каменистая река» от тюркского «таштыг» (каменистый) и монгольского «гол» (река). Впро- чем, сейчас многие считают. Что «гол» – это тюркское «кол, хол» или «рука». И название города переводят как «Камень на ладони».
Именно этим «камням» город обязан и своим возникновением, и относительным процветанием. Железный рудник является основным градообразующим предприятием, хотя действуют в районе и угольные шахты. Благодаря крупной ГРЭС отсутствует проблема энергодефицита. Именно для добычи высококачественной руды и была протянута в Таштагол железная дорога. Трассу не сравнишь по сложности с Кызыл – Курагино, но, надо помнить, и техника десятилетия назад была совсем другой…
Первое впечатление от города – простор. И это несмотря на то, что город вьется меж склонов гор вдоль бурной реки Кондомы. Город как бы вписан в лес, присутствие леса ощущается везде. А еще в шутку городок иногда называют «сибирской Венецией»: он весь изрезан сбегающими с лесистых гор ручьями и речками.
Поражает Таштагол своей аккуратностью и какой-то цивилизованностью. «Мы», говорят таштагольцы, «люди хозяйственные. Вот посмотрите на губернатора нашего Тулеева – он ведь тоже почти таштагольский, здесь свою работу начинал». На улицах, действительно, не найдешь мусора. Дороги – в прекрасном состоянии (благодаря комбинату и тулеевской заботе бюджет это позволяет). Организованной преступности нет. Мой собеседник-таксист говорит с хитрой улыбкой: «если кто такой у нас появится, потом куда-то исчезает, иногда в речке находят таких». Ночью улицы ярко освещены, и даже чуть ли ни на каждое дерево приспособлены сияющие гирлянды, вроде новогодних.
Не только железная руда является богатством Таштагола. Наличие удобных железнодорожных маршрутов из Новосибирска, Новокузнецка, Кемерова позволяет цвести и развиваться массовому туризму на любой вкус. Туризм является значимой доходной частью городского бюджета, а также источником дохода для многих жителей, особенно коренной национальности. Хотя, на мой взгляд, кроме прекрасно оборудованных горнолыжных спусков, Горной Шории в сравнении с Тувой похвастаться особенно нечем.
В общем, промышленное освоение территории, если оно ведется с умом, может принести региону гораздо больше пользы, чем вреда. Так же, как и железная дорога.