Российское Научно-образовательное культурологическое общество, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва, Научный совет Российской Академии наук «История мировой культуры», Герценовское философское общество объявляют о проведении круглого стола «Историософское наследие Л.Н. Гумилёва и евразийская философия культуры» в рамках секции по философии культуры VI Российского философского конгресса «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» г. Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.
Цели проведения круглого стола:
- обсуждение дискуссионных вопросов, связанных с историософским наследием Л.Н. Гумилёва;
- осмысление истории культуры народов евразийской ойкумены;
- анализ историософских и идейно-политических принципов евразийства в контексте современных интеграционных процессов на евразийском пространстве.
Темы для обсуждения:
- Идейное наследие Л.Н.Гумилёва в контексте научных и философских исканий ХХ века.
- Изломы судьбы и мировоззрение Л.Н. Гумилёва.
- Истоки и эволюция концептуальных идей Л.Н. Гумилёва.
- Парадигмальные основы научных и философских поисков Л.Н. Гумилёва.
- Л. Н. Гумилёв: предшественники, коллеги, оппоненты, последователи.
- Наследие Л.Н. Гумилёва: парадоксы, проблемы и мифологемы.
- Роль Л.Н. Гумилёва в популяризации отечественной и мировой истории.
- Личность и идеи Л.Н. Гумилёва в восприятии отечественных учёных, общественных и политических деятелей.
- Феномен Льва Гумилёва в отечественной культуре.
- Вклад Л.Н. Гумилёва в осмысление истории кочевых народов Евразии.
- Ландшафт и этнос: динамика взаимодействий в работах Л.Н. Гумилёва.
- Проблемы изучения этноса и этнических контактов в концепции Л.Н. Гумилёва.
- Пассионарность: современные подходы к изучению.
- Системно-синергетический подход в изучении этноса и этногенеза в работах Л.Н. Гумилёва.
- Проблемы исторических реконструкций процессов этногенеза. Методы определения фаз этногенеза в свете современных исследований.
- Этногенез и этническая история народов мира в свете пассионарной теории.
- Корреляция этногенеза и культурогенеза, социогенеза и политогенеза в работах Л.Н. Гумилёва.
- Идеи Л. Н. Гумилёва в контексте органической философии.
- Л. Н. Гумилёв и традиции культурно-исторической школы.
- Идеи Л. Н. Гумилёва в контексте философии «русского космизма».
- Философские дискурсы пассионарной теории этногенеза.
- Философско-исторические идеи Л.Н. Гумилёва в контексте развития евразийства.
- Евразийский союз: реализация идей Л.Н.Гумилева на практике?
- Судьба научного наследия Л. Н. Гумилёва и проблема его идейных преемников.
- Перспективные направления развития идейного наследия Л.Н. Гумилёва.
- Истоки и идейное наследие евразийства
- Аксиология, идеология, наука и историософия в работах представителей евразийского движения
- Философско-культурологическое своеобразие евразийства
- Осмысление истории культуры евразийских народов в исследованиях Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилева и др.
- Многозначность понятия «Евразия». Историко-культурный и историко-географический синтез в работах евразийцев
- Мир культуры народов Евразии: единство и многообразие
- Культурная география и сакральные ландшафты Евразии
- Культурное наследие кочевых народов Евразии
- Евразийство: «соблазн» или «свой путь»?
- Развитие евразийских идей: от Л.Н. Гумилева к современному евразийству
- Основные направления развития современного евразийства
- Ценностные и идеологические ориентиры российской государственности в свете идей евразийства
- Интеграционный потенциал российской культуры на постсоветском пространстве
- Геополитические векторы современной России в свете евразийства
- Современные государства Евразии: сотрудничество, региональная интеграция, безопасность
- Евразийство в России и Казахстане: эволюция идеи
- Евразийство как парадигмальная основа интеграции, устойчивого развития и безопасности на постсоветском пространстве: pro et contra
- Процессы глобализации в контексте евразийских идей
- Неоевразийство: будущее России или утопия?
- Ценностные императивы современного евразийства
Руководители круглого стола:
- КОНДАКОВ Игорь Вадимович – заместитель председателя Научного совета РАН «История мировой культуры», действительный член РАЕН, доктор философских и кандидат филологических наук, профессор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета, член Научной коллегии Российского Научно-образовательного культурологического общества
- КОРОЛЬКОВ Александр Аркадьевич — заведующий кафедрой философской антропологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, академик Российской академии образования, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, член Союза писателей России.
- ХРЕНОВ Николай Андреевич — заместитель директора Государственного института искусствознания Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, доктор философских наук, профессор, член Научной коллегии Российского Научно-образовательного культурологического общества
- БОНДАРЕВ Алексей Владимирович – учёный секретарь Научной коллегии Российского Научно-образовательного культурологического общества, кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Учёный секретарь – кандидат культурологии Светлана Яковлевна Щеброва
Аннотация
В октябре 2012 г. исполнится 100 лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва (1912–1992). Наследие этого учёного неизменно вызывает к себе самое неоднозначное отношение и прямо противоположные оценки. И вместе с тем многими он признан как один из наиболее выдающихся российских мыслителей ХХ столетия. Представляется важным попытаться объяснить причины столь резкого расхождения в оценках исследователей, постараться понять причины значительной популярности и востребованности идейного наследия этого неординарного учёного. Многогранность и неоднозначность творчества Гумилёва, а также своеобразие его личности, породили немало мифов, превратно переданных слухов, идеологических обвинений и субъективных предубеждений, которые, наслаиваясь друг на друга, делают задачу адекватного понимания его роли в отечественной науке весьма непростой. Вместе с тем не может не вызывать удивления неизменно «повышенный градус» «эмоциональной напряжённости» в дискуссиях о Л.Н. Гумилёве. Однако этот «эмоциональный накал пристрастности» можно рассматривать не только как свидетельство неоднозначности личности и спорности идей Л.Н. Гумилёва, но и как веский критерий мировоззренческой значимости и фундаментальности поставленных в его работах проблем. Давно назрела необходимость взвешенной и объективной оценки вклада Л.Н. Гумилёва в отечественную и мировую науку.
В рамках данного круглого стола предлагается всесторонне обсудить историософское наследие Л.Н. Гумилёва, неотъемлемой частью которого является историческое осмысление вековой общности, взаимосвязанности и важности единения евразийских народов. Это создаёт мощную основу для понимания современных интеграционных процессов на всём евразийском пространстве, закономерным развитием которых стали стратегические по своей значимости соглашения о создании Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и т.д. Несомненной актуальностью обладают комплексные историко-культурные, геополитические и социально-философские исследования представителей евразийства, в которых было показано, что залогом прочности российской государственности является уникальное сочетание единства и многообразия культуры народов нашей страны, их многовековая дружба.
Вместе с тем, несмотря на благородный пафос и гуманистические интенции основоположников евразийства (Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилёва и др.), следует констатировать, что евразийство было и остается достаточно разнородным движением, его идеи пытались и продолжают пытаться использовать в своих интересах самые различные политические силы. Более того, в современном евразийстве имеются и такие течения, которые имеют мало общего с его исходным концептуальным ядром, дискредитируя весь изначальный замысел его подлинных создателей. Тем не менее труды представителей евразийства вызывают во многих странах мира всё более возрастающий научный и общественно-политический интерес, что актуализирует задачу полномасштабного, объективного и всестороннего осмысления их обширного интеллектуального наследия.
Заявку на участие с указанием ФИО, места работы/учебы, научного звания и степени, а также тезисы выступления (до 2-3 тыс. знаков) отправлять по адресу: LNGumilev-100@yandex.ru
В соответствии с требованиями Оргкомитета VI Российского философского конгресса нужно также пройти электронную регистрацию на сайте конгресса: http://rfk2012.unn.ru/registration.html. Поскольку круглый стол будет проходить в рамках секции по философии культуры, то просьба в ходе регистрации указывать именно эту секцию.
Материалы круглого стола будут опубликованы.
Оргкомитет оставляет за собой право редактировать и отклонять по своему усмотрению поступившие в его адрес материалы. Отклоненные тезисы обратно не высылаются. Оргкомитет в содержательную переписку с авторами тезисов не вступает.
Срок подачи заявок до 20 февраля 2012 г.
Заявка
на участие в круглом столе «Историософское наследие Л.Н. Гумилёва и евразийская философия культуры»
в рамках секции по философии культуры VI Российского философского конгресса
«Философия в современном мире: диалог мировоззрений»[1]
г. Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.
1. |
Фамилия, имя, отчество (полностью) |
|
2. |
Тема доклада: |
|
3. |
Место работы (полное наименование структурного подразделения, факультета, кафедры) |
|
4. |
Должность: |
|
5. |
Ученая степень, звание: |
|
6. |
Телефоны: рабочий/ домашний / мобильный |
|
7. |
E-mail: |
|
8. |
Почтовый адрес: |
|
9. |
Тезисы выступления (до 2-3 тыс. знаков): |
|
10. |
Необходимость технического сопровождения доклада (мультимедипроектор, ноутбук и т.д.) |
|
Приложение № 1
Регистрационные взносы
Регистрационные взносы
(с обязательным указанием – «Регистрационный взнос 6 РФК»)
наряду с подачей тезисов направлять
на расчетный счет Президиума РФО:
ИНН 7704169045 Российское философское общество
ОАО «Банк Москвы», г. Москва
р/с 40703810500390000079, БИК 044525219;
кор. счет 30101810500000000219,
ОКПО 00071023, ОКОНХ 98400,
КПП 770401001
Регистрационные взносы установлены в следующих размерах:
До 1 апреля 2012 г.
– для членов РФО – 500 руб.;
– для тех, кто не является членом РФО – 2000 руб.
После 1 апреля 2012 г.
– для членов РФО – 1000 руб.;
– для тех, кто не является членом РФО – 2500 руб.
Студенты и аспиранты дневного отделения платят 50% от указанных сумм.
Граждане ближнего и дальнего зарубежья приравниваются к гражданам России.
Обратите внимание!
При уплате регистрационных взносов членство в РФО засчитывается только для тех, кто платил членские взносы в течение двух последних лет, т.е. в 2011 и 2012 годах.
Организационный комитет
VI Российского философского конгресса
[1] В соответствии с требованиями Оргкомитета VI Российского философского конгресса нужно также пройти электронную регистрацию на сайте конгресса: http://rfk2012.unn.ru/registration.html. Поскольку круглый стол будет проходить в рамках секции по философии культуры, то просьба в ходе регистрации указывать именно эту секцию.