В Якутске, в обычном жилом доме, расположился музей мирового значения. Это музей хомуса — национального музыкального инструмента якутов. Аналоги этого инструмента есть у многих народов мира: от португальцев до папуасов Новой Гвинеи. Но музей этого инструмента есть только в российской Якутии. Корреспондент "Правды.Ру" посетил музей и пообщался с его руководством.
Экскурсию для "Правды.Ру" любезно согласилась провести Елизавета Варламова, заведующая научной частью музея и хомусист-импровизатор. Она заранее предупредила, что путешествие по миру хомуса будет долгим.
"Музей Хомуса - единственный в мире музей подобного рода, хотя этот инструмент используется у более двухсот народов. Где он впервые появился, точно неизвестно и не подтверждено никакими археологическими раскопками. Известно, что автохтонами нынешней Якутии были люди с железным оружием и железным хомусом. Они здесь стали добывать кричное железо и делать домашнюю утварь и железные хомусы.
К сожалению, в археологических раскопках старинные хомусы не найдены, у нас представлены инструменты, начиная с XVIII века. В нашем музее есть хомусы разных народов мира: и африканский бамбаро, и французский кумбар, английский джусхар. Железо стоило очень дорого, поэтому на них играли богатые люди. Простой же народ использовал деревянные хомусы".
"Хомус — единственный музыкальный инструмент, который может передавать человеческую речь. Сварливые женщины ссорились, а девушки свои секреты и тайны друг другу рассказывали, влюбленные в любви признавались. В Европе в лунную ночь влюбленный юноша играл на этом инструменте под окном любимой девушки. И в Средней Азии юноши вызывали девушек на свидания звуками хомуса. Камыс, комус, хомус… Называли его везде по-разному, В Башкортостане и Татарстане он, например, именуется кубыс. Недавно у нас побывал президент Татарстана. Он очень был рад и гордился, что в этой коллекции есть татарский кубыс".
Корреспондент "Правды.Ру" на одном из стендов увидел хомус с портретом автора романа "Что делать?" Чернышевского.
"Начиная с XVII века, Якутия в царской России становится "тюрьмой без решеток". Здесь были и декабристы, в Вилюйске, отбывал ссылку великий писатель Чернышевский. Мастер сделал на хомусе портрет писателя. В советское время стали делать хомусы к памятным датам. Например, это хомус, посвященный Дню Победы, это хомус с орденом Ленина".
У якутских шаманов хомус был ритуальным инструментом. Свое сакральное назначение он сохранил и по сей день. Хомус способен объединять людей всех рас и верований.
"Обратите внимание на стихотворение вот на этой стене, это стихотворение основоположника якутской литературы, ученого и философа Алексея Кулаковского, — сказал наш экскурсовод. - Сто лет тому назад он пишет стихотворение "Хомус", в котором есть строки: "Когда-то этот маленький инструмент хомус соберет всех двуногих". Всеми двуногими он называет людей всех рас. "И заговорит на ста разных языках". И действительно, якутский хомус заговорил на ста разных языках.
В Якутии проходят даже международные мероприятия, посвященные хомусу. "Этим летом прошел Седьмой международный конгресс ворганной музыки. Из двадцати разных стран в Якутию прибыли хомусисты, коллекционеры и любители и мастера-изготовители. Два раза на международных конкурсах якутскийхомус занимал первые места. Якутские хомусы до сих пор еще изготавливаются дедовским методом, вручную. Хомус нашего мастера Михаила Николаевича этим летом признан лучшим в мире. А инструмент мастера Колодезникова занял третье место в мире. В Сунгарском улусе живет молодой мастер Айсен Дядьчковский. Посмотрите, какой красоты хомус он создал. Можно сказать, что это хомус Снегурочки".
Затем Елизавета Егоровна повела нас в зал хомусов народов мира.
"Шотландия. Там хомус называют трумби. В Англии — джусхарп, в Норвегии — мухарп. Это Финляндия, там его называют мунихарпу. В Эстонии — пармупи, в переводе означает "жужжание шмеля". Германия и Австрия - маутромоль. Словакия — тромбола. Венгрия — доромб.
Эти австрийские хомусы были найдены при раскопках. Современные австрийцы их делают на станках, поэтому они получаются сувенирные. Наш мастер Христофоров был в Австрии и вместе с австрийским мастером Йозефом Йофеном они сделали вручную саха-австрийский хомус.
Французский гумбар очень похож на якутский. В XVIII-XIX веках вся Европа бренчала на этом инструменте, его распространителями были коробейники. Италия — скачипинсиири, что в переводе означает "музыка в моих мыслях". Якобы таким образом итальянская мафия передавала кодовые знаки. В Швейцарии это трумпи, в Португалии — биринбау, в Молдавии — дрымба, в России — ворган. Русский ворган упоминается в "Слове о полку Игореве". Некоторые ученые-воргановеды считают, что это ратный инструмент. Но есть и возражения, так как звуки хомуса утонули бы в барабанном бое".
На Алтае — это комыс. "С Алтая распространяется древний метод игры, без касания рук и пальцев. Древние алтайки, когда их руки были заняты выделкой кожи, играли на этом инструменте при помощи языка".
У хакасов — комус, у бурятов — хуур. "Обратите внимание на футляр этого бурятского хуура. Здесь бурятский шаман с бубном, наверху, на крышке этого футляра духи шамана в виде бегущих оленей. Потому что якутские, бурятские, монгольские, тувинские шаманы использовали этот инструмент для лечения людей. Для них только избранные мастера изготавливали инструменты. Валентина Сузыкей, ученый-воргановед из Тувы, в своей монографии упоминает, что в 50-е годы было постановление партии о запрете этого инструмента из-за связи с шаманизмом".
В советское время память о хомусе пытались предать забвению. Сохранить ее помогли мастера-хомусисты. Некоторые из них делали хомусы и раздавали людям, чтобы те не забывали инструмент предков.
"Было время, когда действительно этот инструмент забывали. В сороковых годах хомус потеснила гитара. Конечно, повлияло постановление, о котором говорит Валентина Сузыкей. В Якутии жил мастер Семен Гоголев. И он, чтобы эта музыка не исчезала, просто делал хомусы и дарил людям. За свою жизнь он выковал у себя в кузнице две с половиной тысячи хомусов.
Лука Николаевич Турнин в 1948 году впервые в Москве выступил с хомусом. Он создал ансамбль из 27 человек, сам сделал для всех хомусы. В 1957 году они выступают в Москве в зале имени Чайковского. Тогда было празднование 325-летия вхождения Якутии в состав Российского государства.
Очень большую работу провел Алексеев Иван Егорович. Он в стенах Якутского государственного университета в 60-е годы создает вместе со своим другом Степаном Черемкиным ансамбль хомусистов. Этот ансамбль потом явился кузницей виртуозов-хомусистов мира".
В нынешней Якутии хомус и гитара начали меняться ролями. Среди местной молодежи стало модным играть на инструменте далеких предков.
"В Якутии просто модно стало среди молодежи играть на этом инструменте. Много семейных ансамблей, включающих в себя дедушек и внуков. Студенты, которые учатся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, приезжают летом и покупают хомус, учатся играть на нем. Уезжая, они уносят в кармане частичку своей родины".