С новосибирским профессором Юрием Попковым мы познакомились пару лет назад на конференции в Салехарде, где он презентовал свою книгу «Философия Севера». Вновь мы встретились в начале июля в столице Карелии, где работал IX Конгресс этнографов и антропологов России. Мы несколько отвлекли профессора от его фотоохоты (помимо научной деятельности он еще автор нескольких профессиональных фотовыставок о природе и культуре Сибири) и побеседовали о его нынешних исследовательских интересах.
— Юрий Владимирович, вы ведь, кажется, впервые в Карелии? Какое у вас сложилось впечатление? И как прошел ваш конгресс?
— Мне доводится часто бывать на международных научных мероприятиях, но здесь я был приятно удивлен профессионализмом и гостеприимством ваших организаторов. Ведь нас, участников, собралось более 600 человек, что довольно крупное мероприятие для такого небольшого города, как Петрозаводск. Но организаторы сумели так построить работу, чтобы заинтересовать всех – было организовано множество секций и семинаров, и, кроме того, нам предложили обширную культурную и экскурсионную программу для знакомства с вашим краем.
Меня очень порадовало довольно большое количество энтузиастов, которые озабочены сохранением и развитием республиканской культуры. Далеко не во всех регионах это сейчас так, часто преобладают какие-то общие стандарты… А мы ознакомились и с севернорусским деревянным зодчеством, ездили в вепсский музей и даже получили представление о многообразии самой карельской культуры, ее разных диалектах. Извне это не так заметно, общий имидж Карелии в других регионах еще следует развивать и пропагандировать! А Петрозаводск, думаю, уже и сейчас может претендовать на статус одной из научных столиц и подходящее место для различных международных форумов.
Единственный, наверное, минус конгресса, относящийся уже не к местным, а к федеральным организаторам. К сожалению, в финале не было представлено некоего обобщающего доклада, в котором бы рассматривалось общее состояние отечественной этнологии, прослеживались новые тенденции и намечались современные пути ее развития. На семинарах и симпозиумах было рассмотрено очень много интересных частных вопросов, но какой-то интегральной точки зрения так и не выработано…
— Возможно, это и есть ответ на вопрос о нынешнем положении дел в этой науке… Но тем не менее радует, что существует множество конкурирующих научных школ, а значит, сама наука развивается. Вы, насколько известно, развиваете сейчас концепцию социокультурного неотрадиционализма. Если нетрудно, расскажите о ней вкратце.
— Эта концепция родилась в ходе моих исследований и поездок по различным сибирским республикам и зарубежным регионам. Повсюду сегодня можно наблюдать всплеск интереса к древним этническим традициям, которые, казалось бы, давно и прочно забыты, особенно в советскую атеистическую эпоху. Однако, как оказалось, сегодня они возрождаются, только не в буквальном смысле, а как популярный элемент массовой культуры. Это очень сложный и неоднозначный процесс – одни исследователи говорят, что это лишь поверхностная дань моде, другие видят за этим нечто более глубокое. Как бы то ни было, становится очевидно, что древность и современность сегодня не противостоят друг другу, но даже демонстрируют свою взаимосвязанность. Причем порою именно свои уникальные древности помогают различным культурам быть популярными и эффективными в современной экономике…
— Могу привести иллюстрацию к вашим словам – в прошлом году мне довелось посетить две такие разные страны, как Израиль и Япония. Однако их сближает именно этот синтез – древности и современности...
— Да, это яркий пример. Я полагаю, что в данном случае мы вообще имеем дело с глобальным трендом. Важно только понимать, что никакую культурную традицию нельзя пытаться буквально законсервировать и превратить в какую-то закрытую резервацию. Сегодня, напротив, традиции должны быть открытыми и сами меняться соответственно глобальным изменениям, смелее выходить в мировое информационное пространство. Иногда я еще называю этот процесс мультиренессансом – новым открытием множества этнических культур.
И это напрямую связано с популярной сегодня темой регионального брендинга – каждый регион, желая обрести свое узнаваемое лицо, неизбежно будет обращаться
к своим древним мифам и популяризировать их. У нас еще часто опасаются роста региональных брендов, мотивируя это заботой о единстве страны. Однако, на мой взгляд, это напрасные опасения – напротив, если каждый регион будет культурно уникален, это как раз их и сблизит, и заинтересует друг в друге. А одинаковые территории никому не интересны… Бывая в различных зарубежных регионах, иногда просто поражаешься, сколько там продается именно местной оригинальной продукции, причем не только сувенирного характера. У нас же пока, к сожалению, слишком многое унифицировано.— Но Карелию вы все же находите довольно своеобразной?
— Да, Карелия стала для меня открытием. Честно сказать, не ожидал увидеть в европейской России такого изобилия вольной природы – лесов, озер, скал…
— Знаете, есть такое забавное определение: «Карелия – европейская часть Сибири».
— Действительно, некоторые параллели провести можно. Но я все же хотел бы пожелать Карелии обрести свое узнаваемое повсюду лицо, популяризировать свое культурное своеобразие и оставаться самым экологически чистым регионом европейской России.
От ред. "НИТ": в следующем номере (№№ 2-3), который выйдет в свет 1 сентября 2011 г. можно будет прочитать обзор работы семинара Ю. В. Попкова в рамках работы конгресса в Карелии.