Обаяние этого праздника песни в его добросердечии и демократичности. Нет никаких жестких рамок — ни по возрасту участников, ни по уровню их музыкального образования, ни по жанрам, в которых они выступают. Но такая “всеядность” никогда не мешала и рядовому слушателю выделить из потока таланты.
ВОТ и на этот раз, когда конкурсная “поляна” еще воспринималась как terra incognita, я делала заметки на полях списка участников творческого состязания. Возле одной фамилии написала “обычно”, около другой — “как на сельской дискотеке”, напротив третьей — “мощь и экспрессия, первые крики “браво”. И дальше — “ерунда”, “опять дискотека”, “замечательный баритон, зал взорвался овациями”, “бодро, энергично — и никак”, “суперголос”, “похоже на перепевы знаменитого кайчи”, “ой, мурашки по коже, зал взорвался”... Словом, два отмеченных “взрыва” в первый день конкурса подсказали, кому быть в победителях.
Впоследствии и финал подтвердил: да, бурная реакция публики на выступления двоих новичков, вмиг превратившихся в звезд “От Ыры”, точнехонько совпала с оценками жюри. А ведь изначально мастодонты судейского корпуса, например, Альберт Кувезин, лидер этнорок-группы “Ят-Ха”, Евгений Колбышев, бывший продюсер “Аквариума”, Болот Байрышев, заслуженный артист РФ, да что уж скромничать —достояние земли алтайской, на призыв своего друга — ведущего Германа Танбаева по горячим следам комментировать номера никак не реагировали: “Еще не всех посмотрели. Давайте дальше!”
Интрига, кому достанется главный приз — 100 000 рублей, сохранялась до окончания гала-концерта, завершавшего трехдневный вокальный марафон. И даже добрейший Болот Байрышев раньше времени не позволил себе сказать больше, чем можно: “Уровень конкурса серьезно поднялся: если раньше на победу претендовали один-два человека, то теперь — четыре-пять. И только радует, что у нас, в жюри, споры идут. Что бы я отметил? На мой взгляд, хакасы запели наконец-то. Одна девушка из Хакасии хорошо себя показала. Нам, алтайцам, надо больше учиться. А тувинцы молодцы. Они всегда сильно выступают”.
И это правда, которая заставляет многих, отбросив дела, идти и слушать именно тувинцев. А кого-то их невыразимо прекрасные протяжные песни и горловое пение (хоомей) вдохновляют на перемену участи. Вот жил не тужил в своей благополучной Америке студент Шон Куирк, а услышал тувинцев — и пропал, потянуло его в неведомые Саяны. За семь лет стал там своим. “Он по-тувински говорит, по-тувински барана режет, — рассказывал мне в гримерке солист государственного ансамбля “Саяны” Борбак-оол Салчак. — На тувинке женился, у них уже трое детей. И американец даже песню поет о том, что не может жить без Тувы. Много гастролирует, вот и скучает. Наш народ его любит”.
А в Хакасии любят тувинцев. К слову, заслуженный артист Республики Тува Салчак, дебютант “От Ыры”, несколько лет назад в составе ансамбля “Саяны” выступал в нашей республике. И тот мощный концерт до сих пор у нас помнят. Как запомнят, наверное, и нынешний выход артиста на конкурсную сцену. Ведь именно возле его фамилии в корреспондентском “хит-параде” появилась запись “суперголос”.
Напротив же фамилии другого посланца соседней республики —
Ооржака — значатся пресловутые “мурашки по коже”, и с этим ничего не поделаешь. Омак Ооржак пел знаменитую “Родину моих предков” с таким мощным драйвом, что с ним хотелось на подвиг пойти. Между тем этот молодой человек, эмоционально взорвавший зал, не имеет музыкального образования. У него диплом учителя русского языка, должность художественного руководителя центра общественных мероприятий и певческий дар от матери-природы. “Я с четырех лет пою”, — признался невозмутимый Омак.
Еще одним автором взрыва зрительского интереса стал 21-летний Нурбол Балапанов из Казахстана. Его, единственного, публика вновь вызывала на сцену, что необычно для конкурса. Да и на гала-концерте Нурбол не раз выходил на поклон. И даже пел на бис. Но в тот момент, когда мы с ним разговаривали за кулисами, заграничный артист об этом ничего еще не знал и переживал:
— По требованиям конкурса обе вещи должны быть этнического характера. А я в первом туре исполнил великолепную и очень трудную песню, сочиненную нашим народным композитором, во втором же туре пел на английском, скажем так, на свободную тему. Честно говоря, было очень мало времени на подготовку к “От Ыры”. Буквально неделю назад я дома участвовал в очень большом и серьезном конкурсе “Жас канат”...
— У нас есть ансамбль “Час ханат”.
— А у нас конкурс “Жас канат”, где окрыляются молодые звезды страны. Так там я одержал пока самую значимую победу с тем репертуаром, с которым и у вас выступил. За этническую песню не волнуюсь, а вот как к свободной теме отнесется жюри?..
ХОРОШО отнеслось. Вопрос о том, кто станет обладателем гран-при, — Ооржак или Балапанов — решился в пользу последнего. Победил профессионализм. Чудный голос очень хорошего тембра, интереснейшая мелизматика (украшения мелодии), высокая культура исполнения — вот чем, по мнению друзей-соперников, выгодно отличался Балапанов. Он окончил музыкальный колледж по специальности “хоровое дирижирование”, что позволило ему “по профессионализму идти в гору”. Теперь же учится в Казахском национальном университете искусств и работает солистом государственной филармонии в Астане.
После церемонии награждения обладатель роскошного баритона, на бис исполнивший свою коронную песню, выглядел абсолютно счастливым. Сиял в полном соответствии со своим именем (Нурбол в переводе с казахского означает “Стань лучом”). Благодарил коллегу и преподавателя Нургали Турлыбекова, тоже приехавшего в Хакасию, за поддержку (“Он всегда меня подбадривает, дает советы”), вспоминал семью (“И мама, и младший брат тоже поют”), делился планами (“На призовые, наверное, песни запишем”).
Радовал лучистым взглядом и самородок Омак Ооржак, которому жюри присудило первое место. На втором месте — Борбак-оол Салчак и певица из Бурятии Арюна Лодоева, полностью вписавшаяся в формат конкурса. Третье место поделили Юнир Сагинбаев из Башкортостана, влюбленный в народные песни и курай, и предпочитающий мощь этнорока Эдуард Власов из Республики Саха (Якутия). Всем этим профессионалам чистой воды присуждены звания лауреатов.
Кроме того, награждены дипломами “За лучший вокал” Алибек Дасмаганбетов из Томска и все тот же Борбак-оол Салчак. Вручены и специальные призы: “Шелковый путь” — Чимиту Санжимитулову из Бурятии, “Белый путь” — группе “Вереск” из Хакасии (про наших земляков со сцены сказали: “Крутая группа, у нее все впереди”), “Надежда” — молодому Алексею Тазранову из Республики Алтай. Приз “Чаян” присужден еще одной представительнице Хакасии — Марии Бурнаковой. (Кстати, ее творчество как незаурядное отметили многие профессионалы).
Ну а приз зрительских симпатий достался хакасской группе “Солбан”. Коллектив из села Усть-Чуль Аскизского района давно известен в нашей республике благодаря подвижничеству Альфреда Бурнакова. Как сказала его коллега Жанна Саражакова, “в “Солбане” рядом с музыкантами есть место и трактористам. Это деревенская группа. И для нас самое главное — любовь народа. Так что присуждение нам награды зрителей означает только победу”.
ГОСТИ “От Ыры”, с которыми удалось пообщаться, отмечали его необыкновенную атмосферу. Чылтыс Таннагашева, представляющая культуру шорского народа на российских и международных фестивалях, сказала: “Здесь всем правит дружба, и мне, когда приезжаю в Хакасию, так приятно встречать друзей. У вас я чувствую себя как дома”. А Чингис Хандажапов, не пропустивший ни один фестиваль в Хакасии с 2006 года, отметил: “Я часто сижу в жюри на различных конкурсах. Сравнивая их, могу сказать, что “От Ыры” — самый честный и самый открытый”. Болот же Байрышев, объездивший со своими песнями весь мир, признался: “В 1994 году я выступал на “От Ыры”. И хотя у меня за плечами уже была победа на международном конкурсе “Голос Азии”, именно в Абакане, когда мне присудили Гран-при, к своему удивлению, я заплакал. Эта дорогая для меня победа. Она дала мне энергию, чтобы дальше идти вперед. Поэтому всегда стремлюсь приехать в Хакасию, чтобы увидеть друзей”.
А собирает их неутомимый Герман Танбаев. И на достигнутом хакасский продюсер не собирается останавливаться. Со сцены он заявил буквально следующее: “Приглашаем в соучредители “От Ыры”* весь Саяно-Алтай, чтобы и в Туве, и в Горной Шории, и в Республике Алтай, а не только в Хакасии, можно было представить фестиваль этнической эстрады”.