Камни степей Хакасии… Можно увидеть небольшой пятачок земли, где сосредоточено несколько десятков камней, либо встретить одиноко стоящий менгир.
Если приглядеться, то на некоторых из них видны контуры человеческого лица.
Или, как говорят ученые, личина. Особенно она становится заметна в часы захода и восхода солнца. Эти каменные изваяния относятся к окуневской культуре. Окуневские личины можно увидеть на недавно открывшейся в Хакасском национальном краеведческом музее (ХНКМ) имени Л.Р. Кызласова выставке “Скульптура древней степи”.
— Все окуневские изваяния находятся в Хакасско-Минусинской котловине, — рассказал заместитель директора по научной работе ХНКМ Игорь Таштандинов. — Ученые спорят о времени происхождения этих памятников. Одни датируют их эпохой ранней бронзы. Другие считают их более древними и относят к завершению эпохи неолита.
Впервые окуневские изваяния, являвшиеся объектом поклонения местных жителей, были описаны Д.Г. Мессершмидтом. Сегодня в Хакасском национальном краеведческом музее собрана самая большая коллекция этих древних памятников. Более 60 находится в зале “Древнее искусство Хакасии” (не случайно именно здесь началась презентация новой фотовыставки), а также на аллее перед музеем. Большинство изваяний привезены из Аскизского, Усть-Абаканского и Ширинского районов.
— Ежегодно коллекция изваяний пополняется новыми экспонатами, — продолжил Игорь Таштандинов. — Самый первый памятник этого искусства, попавший в наш музей, — Биджинский баран. Его привез Альберт Липский в 1948 году. Самое высокое из известных изваяний — Киме тас (Каменная лодка). Найдена “лодка” была на берегу Черного озера в Ширинском районе. Памятник древности лежал на берегу и казался местным жителям длинной окаменевшей лодкой...
Обычная фотография не в состоянии передать всех линий и контуров личин. (Для иллюстрации книг и докладов ученые нередко пользовались схематичными графическими рисунками.) Благодаря же новой технологии съемки даже хорошо известные изваяния смотрятся по-новому. Фотографии, выполненные в технике светового пера, передают детали, незаметные при рассмотрении личин при дневном свете. По словам фотографа Бориса Долинина, по этой технологии аппарат устанавливается на штативе, съемка же на длинной выдержке производится в кромешной тьме. За время выдержки объект высвечивают фонариком либо другим источником света.
Если тысячелетия камни, высеченные древними сибирскими скульпторами, были известны лишь странникам степей Среднего Енисея, то сегодня лицезреть их может неограниченное число зрителей. На представленных на выставке фотографиях, повторю, — окуневские изваяния, хранящиеся в Хакасском национальном краеведческом музее имени Л.Р. Кызласова, музеях “Хуртуях тас” и Минусинском краеведческом имени Н.М. Мартьянова.
Напомним, “Скульптура древней степи” — это уже вторая выставка, организованная Сергеем Нарылковым. На первой были представлены фотографии таштыкских масок, также выполненные в технике светового пера (выставка с успехом была представлена во многих городах России, а также за рубежом).