Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 19 декабря 2024 г.

В школах Алтая будут обучать каю

altПрограммы обучения основам национального стиля горлового пения(кая) и сказительского искусства для образовательных учреждений региона планируют разработать в Республике Алтай.

В частности, положение об этом есть в резолюции научно-практической конференции "Кай - феномен устного народного творчества", прошедшего в рамках 4-й Международного Курултая сказителей, собравшем представителей Республики Алтай, Горной Шории, Казахстана, Республики Тыва, Республики Хакасия, Республики Калмыкия, Томской и Иркутской областей.

В главном же этот документ также зафиксировал необходимость для республики профессиональной подготовки кадров, включающей систему совершенствования музыкально-художественного образования детей и молодежи, издание книг, информационных материалов, методических пособий, обобщающих опыт певцов и сказителей.

Более того, предложено начать организационную работу по созданию в Республике Алтай Международного центра по развитию сказительского искусства и по подготовке заявки для номинирования в ЮНЕСКО горлового пения и сказительского искусства.

Справка(по профильным сайтам интернета):
Сайт этногруппы Токэ-Ча
Горловое пение (Гортанное пение, Throat singing) - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.

Основные стили, виды горлового пения:
- каргыраа (кыркыра)
- хоомей (кюмей)
- сыгыт (сыхыт)
- борбаннадыр (бербендер)
- эзенгилээр
Кроме того, существуют ещё несколько разновидностей - думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа), чыландык, деспен борбан, опей хоомей, буга хоомей, канзып, хову каргыраазы, кожагаркаргыраазы, даг каргыраазы....итд

Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере удивление. Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев. "Своеобразное впечатление, производимое "пением без слов", не передается словами. Это пение называется горловым - "кумайлер" (т.е. "хоомейлээр") и слагается "из целой гаммы хрипов". Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает "извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей", непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой. За сим следует новый глубокий вдох и продолжение "таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме" - инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, далекой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию "таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии".

Викепедия
Горловое пение - техника пения, в которой певец создаёт звук колебаниями не только голосовыми связками, но и сокращениями горла, издавая мелодию в основной частоте и обертонах. Обычно горловое пение состоит из низкочастотного жужжания и мелодии на высокой частоте, как у флейты.

Обертона хорошо слышимы, когда компоненты звука усиливаются путём изменения формы резонирующих полостей рта, горла и глотки. Это позволяет певцу издавать одновременно несколько тонов.

Наиболее известным является тувинское горловое пение, использующее технический приём хоректээр. Часто горловое пение в целом в Монголии и Туве обозначается словом хоомей, так как это наиболее распространённый и внутренне разнообразный стиль в регионе.

Горловое пение характерно для культуры ряда тюркских (кроме тувинцев, также алтайцы, башкиры, хакасы) и монгольских (монголы, калмыки) народов. У алтайцев распространён стиль кай, в первую очередь предназначенный для исполнения длинных эпических сказаний. Горловое пение башкир называется узляу.

У тибетцев горловое пение используется для речитации буддийского канона, и в тибетской традиции существует ряд учебных институтов, готовящих исполнителей горлового пения специализированно. Среди них выделяются монастыри Гьюме (Гьюдмед) и Гьюто.

Известно также горловое пение южноафриканского народа ко?са и канадских инуитов.

Overtone.ru, сайт о горловом пении
 Стили горлового пения
Европейский Хоомей
Это совершенно новое направление горлового пения, возникло из за чрезвычайной популярности г.п. в европе ( и Америке). На мой взгляд совершено уникальное звучание с использованием реального двухголосья! Один голос поет "аккомпонимент" в низком регистре обертоном исполняется сама мелодия. ОЧЕНЬ!!!! КРАСИВО!!!! Данную композицию исполняет Wolfgang Saus ( Германия)
Звукоизвлечение такое же как в сыгыт (см ниже) просто нижний регистр используется подругому.

Хоомей (khoomei) (Тыва)
В основе лежит принцып звукоизвлечения хоректээр. Крайне мелодичный, "певучий" стиль. На фоне мелоди в среднем регистре звучит обертон основного голоса - мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом либо без него.

Борбаннадыр (Тыва)
Родственный стилю Хоомей, так же в основе лежит принцып звукоизвлечения хоректээр. Характерна прирывистая мелодия, можно сказать что это не отдельный "стиль" а характер пения, например возможен борбаннадыр каргыраа.

Сыгыт (Тыва)
Основа - тот же принцып хоректээр. На фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист ( обертон) Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ

Даг Каргыраа - пещерное/ горное каргыраа (Тыва)
Низкий гортанный звук. Протяжное пение, с текстом и без. В этом стиле также наряду с 2 звучием возможно 3 звучие.

Хову Каргыраа -степное каргыраа (Тыва)
звук более зажатый, нежели в Даг и более высокий.

Чиландык (Тыва)
В основе чиландык лежит принцып звукоизвлечения каргыраа и сыгыт - если грубо - это совмещение этих двух стилей

Эзенгилээр ( Тыва)
Хоть по началу кажеться, что этот стиль похож на борбаннадыр - это совсем не так, хотя "стакато" безусловно присутствует и в том и в другом стиле.

Стиль певца Ойдупаа
История этого стиля весьма удивительна - собственно Ойдупаа Владимир Оюн сидит в тюрьме ОООООчень долгое время , вот прямо в тюрьме был выпущен единственный его диск, с абсолютно новым звучанием стиля каргыраа, у этого звучания нашлось множество последователей и стиль был назван Ойдупаа каргыраа. Такой звук требует весьма большого напряжения.

Кархара ( Алтай)
Принцып звукоизвлечения такой же как каргыраа, одновременно более напеное пение нежели каргыраа. Используется большее колличество текста, нежели в песнях Тывинцев. Кайчи - сказитель, с помощью Кая рассказывают "былины", легенды.

Сыбысхы ( Алтай)
Немного похоже на сыгыт и на монгольский Isgeree-hoomei , но это не совсем так. При неизменном звуке в верхнем регистре, нижний звук изменяется и им формируется мелодия в отличии от сыгыт, так же мелодия нижнего регистра поется подругому нежели в монгольском Isgeree-hoomei, хотя техники более схожие - так же поется нетолько "ртом" но и носом как и у монголов, в отличии от тувинцев.

Хай ( Хакассия)
Этот вид, хоть и называется Хай - со схожим названием, как у Алтайцев, на мой взгляд от него сильно отличается. Так же Хакаские Хайчи с помощью Хая рассказывают сказания, легенды.

Isgeree-hoomei ( Монголия )
Хоть Монголы и Тывинцы принадлежат к разным языковым группам названия стилей у них схожие ( Khoomei - Hoomij). Чем то напоминает сыгыт, но back sound звучит совершенно подругому, нежели в сыгыт. Различают 4 разновидности Isgeree-hoomei: Chooloin-hoomij , Zeedshnij-hoomij, Gedesnij davchar zochilttoi-hoomij, Chamrij-hoomi

Charchiraa-hoomei (Монголия)
В Монгольском горловом пении хоть и есть некоторая схожесть с Тывинским, но все таки это разные направления. Мелодии более "оптимистические" что ли :) и звук несколько другой. Подразделяется на Davchar zochilttoi Charchira и Zochiltoi-Charchiraa. Так же еще существует Schachaa-Hoomij

Узляу (Башкирия)
Несколько напоминает Хоомей, хотя звучание более "грубое" и обертон гораздо тише ( чем то похоже на колыбельный хоомей - есть и такая разновидность)

Dzho-Kay.
(Или Тибетское горловое пение)

Umngqokolo Umqang . (Северная африка)
Пение племен Xhosa (Северная африка) данный фрагмент - женское исполниние Umngqokolo Umqang. Весьма непростое исполнение, на фоне очень низкого для женщины динамического тона (аля каргыраа) - обертонная мелодия со сложным ритмом. Звукоизвлечение скорее всего такое же как в технике "думчуктар" ( Тыва) тоесть так называемое носовое пение. Информации по Umngqokolo Umqang практически нет.

Папуа Новая Гвинея
Ох, дорогие друзья... жаль незнаю названия этих стилей... но звучание впечатляет конечно... Чем то смахивает на эзенгилээр, хоомей, думчук каргыраа... но язык поворачивается с трудом такое сказать

Индейцы Аляски
Женское горловое пение индейцев Аляски.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта