В период 1560 – 1640-х годов, пока шло завоевание Московией Сибирского ханства и строительство острогов в Восточной Сибири, бурятские племена и группировки интенсивно мигрировали.
Результат миграций получился весьма интересный. К началу XVII века карта запада этнической Бурятии словно сделала попытку вернуться к состоянию, которое имела до походов полководцев Чингисхана.
Поэтому, чтобы понять, что двигало миграцией бурятских племен, ненадолго вернемся и мы в XIII век. В 1207 году старший сын Чингисхана Джучи привел под власть отца лесные народы нынешних Тувы и Хакасии практически без единого выстрела. В списке племен, покорившихся Джучи, указаны буряты. И это маленькое указание в «Сокровенном сказании монголов» до сих пор вызывает горячие споры. Какой смысл в него вкладывали тогда монголы? Но ученые считают, что этот уникальный поход не затронул основную территорию расселения этносов, позднее составивших костяк бурятского народа. По мнению некоторых историков, речь идет о небольшом этносе, жившем у реки Бурят, что где-то в современной Туве. Одно известно точно – среди народов, встречавших ханского сына с данью, не упомянуты ни баргуты, ни хори-туматы. Зато летописцы пишут про тоёлёсов, вероятно, предков сэгэнутов, также подчинившихся империи Чингисхана. Баргуты вошли в нее позже и добровольно, но с особой гарантией. За них «поручителями» стали хунгиратские нойоны, с которыми баргуты приняли акт побратимства.
– На протяжении завоеваний чингисидов баргуты с берегов Байкала уходили большими и маленькими партиями на запад, как минимум до современного Узбекистана. Последняя их группировка, державшаяся на родине, отошла в сторону озер Хулун и Буйр относительно недавно. Возможно, это случилось в середине XVI века или чуть раньше. Впрочем, некоторые исследователи не исключают, что баргуты еще успели повстречаться с казаками, – говорит исследователь этнической истории бурятского народа, ученый БНЦ Дорж Цыбикдоржиев.
Расцвет хори
Больше всего на изменения этнической карты Бурятии в XIII веке повлияли хори-туматы – крупнейшее в Баргуджин-ороне (земли вокруг Байкала) вокруг военно-политическое объединение. Оно в ту пору переживало период своего расцвета, по крайней мере, в территориальном смысле. С древних времен населяя степи Ольхонского района, Верхнюю Лену, Приангарье, они также имели выдвинувшийся глубоко на юг клин. Горские хори-туматы занимали Тунку и Хубсугульский край. Именно оттуда происходит легендарная женщина, изменившая этнополитическую карту онон-керуленских степей и гор. Имя ее Алан-Гоа. Большинство исследователей полагает, что она родилась у нынешней реки Ариг (Ариг ус или Аригийн гол), на восточной стороне Хубсугула. С небольшой группой хоринцев она переселилась на восток, ближе к Керулену. Алан-Гоа почитала как праматерь особая группа монголов – нируны. Внутри нирунов два племени – борджигины и тайчиуты – претендовали на власть и соперничали между собой. Победителем в этой борьбе и вышел будущий Чингисхан, а тогда просто борджигинский Тэмуджин. Хори-туматы же в этой борьбе поддерживали своих ближайших соседей – тайчиутов. Хоринцы предоставляли убежище и другим соперникам Тэмуджина, мэркитам из племени хоас, тоже своим непосредственным соседям. Такая политика понятна и сейчас: никому не хочется иметь под боком врага.
– Но был у хори-туматов еще один вектор политических интересов. Вектор, благодаря которому до недавних пор булагаты оставленные хоринцами памятники называли «китайскими». Речь идет не о ханьцах, собственно китайцах, а о киданях, монголоязычном народе Маньчжурии, – объясняет Цыбикдоржиев. – После гибели своей Железной империи крупная партия киданей отошла далеко на запад, где создала государство Кара Кидань. Я поддерживаю версию Л.Н. Гумилева о том, что в середине XII века от него отложилась северная часть, образовавшая Найманское ханство. Судя по всему, хоринцы контактировали с киданями со времени их империи и продолжали сотрудничество с найманами. Этим я объясняю тот факт, что, согласно летописям, многие хори-туматы еще до 1207 года оказались на землях хакасов (енисейских кыргызов).
Предки нынешних хакасов потерпели крупное поражение от киданей и позднее входили в состав Наймана. Хоринцы же в союзе с киданями получали шанс ликвидировать давний натиск енисейских кыргызов на свои западные земли.
Обрывки военного знамени
Именно к тому времени Дорж Цыбикдоржиев относит появление особенностей национальной одежды хоринцев и многих других этносов на территории, где судьба разметала осколки хори-туматов и киданей. Это и «маньчжурский» воротник-стойка, и прямоугольный борт энгэра и цветные нагрудные нашивки. Этот покрой, видимо, принесен киданями. Он не был широко распространен у халхасцев, булагатов, южных монголов вплоть до XVII века. Зато мы видим его у дархатов в Хубсугуле, у тофаларов, в женской одежде эхиритов, в костюме некоторых шаманских родов булагатского ареала, у алтайцев и некоторых групп хакасов, а также у бурят-хонгодоров. Родство этих двух племен отражается и в наши дни в костюмах. На одной из хонгориад гости праздника приняли по костюмам одну из делегаций за хори-бурят.
– Можно образно выразиться, что все это обрывки старинного знамени. Сравнение тем более справедливое, что цветные полосы на груди идут, если верить легендам, от традиции нашивать на одежду цвета боевых знамен, – объясняет Дорж Цыбикдоржиев.
Вольные люди
Хори-туматы довольно долго не подчинялись Чингисхану. Но в конце концов империя взялась за чересчур вольных людей. Потерпев ряд поражений, воины Чингисхана все же сумели, пройдя по известной в летописях горной тропе «красных быков», добиться крупных успехов. Долгое время ученые не могли понять, что имелось в виду под тропой «красных быков». Как не была понятна и география туматских войн. Только несколько лет назад ученый Дорж Цыбикдоржиев пришел к выводу, что «красные быки» – это дикие яки и что тропу необходимо искать в районах, населенных современными хонгодорами.
– Тут и обнаружились топонимы, легенды, культы, напоминающие о событиях XIII века. В Тунке нашлось культовое место, духа-хозяина которого представляют в образе красного быка. Там же, в Тунке, находится завершение тропы Бычья (Бухатай), что ведет из Закамны, – рассказывает ученый. – Легенда гласит, что по этой тропе прибыл легендарный Буха-нойон, считающийся предком булагатов. Известно, что монгольский полководец Буха-нойон из племени джидинских баяутов и был проводником в походах имперской армии на лесные народы.
– Считается, что Джиду населяют в основном сартуулы. Моя бабушка была из бурятских казаков. Думаю, что родословная многих джидинцев хранит предания о предках – воинственных баяутах, – говорит директор нашего издательства по маркетингу Аркадий Зарубин.
Джидинский баяут Буха-нойон разделил войско на две части, одна из которых, видимо, попала в засаду и была уничтожена, после чего горцы расслабились и затеяли пир. Тем временем вторая часть монгольского корпуса с топорами, тесаками и пилами продиралась по тропе Бухатай в тыл хори-туматам.
В первый и единственный раз офицерам пришлось применить розги для понукания дисциплинированной имперской армии. Наконец степняки буквально прогрызли себе путь и обрушились на празднующих победу горцев. Так монголы установили свой контроль над Тункой и отсекли горскую часть хоринцев от ангаро-ленских собратьев, рассказывается в «Сокровенном сказании».
А поскольку первыми из покорившихся лесных народов были ойраты (хойты), Чингисхан и подчинил им горских хори-туматов и передал им часть их земель. Этот момент и стал поворотным в истории региона. Хотя северная группировка туматов сражалась примерно до 1260-х, разделение этого крупного народа в 1217 году имело далеко идущие последствия. Ойраты, до того представлявшие собой небольшой этнос в 4 тысячи воинов, начали набирать силу за счет включения в свой состав осколков баргутских народов. До сих пор в составе ойратов встречаются хоринские по происхождению роды галзут, шарайт, кубут, гучит, будангут. Позже, во время антиманьчжурских восстаний, одни только галзуты имели 4 тысячи кибиток. Но они были рассеяны объединенными войсками халха-монголов и маньчжуров далеко на западе. Не намного меньше было в Джунгарии и шошолоков. Сэгэнутские роды, как уже говорилось в прошлой статье, не просто влились в ойратский союз, но и принесли странное на первый взгляд название – Джунгария.
Откуда появились хонгодоры?
А что же стало с горскими хоринцами? Спор ученых о происхождении хонгодоров идет десятилетиями. Одни считают их осколком ойратов, незадолго до прихода русских как-то оказавашимся в Бурятии, другие видят их осколком восточных монголов, третьи – омонголенными тюрками.
– Но над всеми этими версиями нависает этническое самосознание самих хонгодоров и близких к ним шошолоков. По их этногенетической мифологии, они – потомки небесной девы-лебеди, а Хонгодор, Шошолок и Хоридай (предок хоринцев) являются родными братьями! Так что хонгодоры не пришли в Бурятию откуда-то, они вернулись на свои родные земли, где некогда громили монгольские войска и славились по всему региону в качестве храбрых воинов – туматов, – считает Дорж Цыбикдоржиев.
Да и сам язык хонгодоров неопровержимо свидетельствует о том, что эта группа не разрывала надолго своих связей с бурятским языковым ареалом. Хонгодоры, скорее всего, периодически кочевали между Тункой и Тувой, находясь в орбите сначала хойтских князей, затем – хотогойтов (ветвь хойтов). Окончательно хонгодоры покинули «землю Хотогойто» примерно в 1580-х годах и начали массами возвращаться на родину предков. Если говорить о западной Бурятии, то к аларским хонгодорам принадлежат такие знаменитые фамилии ученых, как Махосоев, Сактоев, Басаев, Матханов.
Оплот немирных племен
Ангарские, ленские и ольхонские хори-туматы сражались с чингисидами еще очень долго после 1217 года. Недавно обнаруженные бурятские исторические очерки и родословные показывают, что оплотом немирных туматов стали Ольхон и прибайкальские горы. Для «контроля ситуации» империя Чингисхана вынуждена была снимать войска с востока и запада и размещать их на территории современной Иркутской области, причем размещали их с условием военного поселения, чем-то напоминающего казачьи войска. Археологи находят под стенами ангарских укреплений останки принесенных в жертву жителей Средней Азии, которых чингисиды отправляли на Ангару для создания торговых факторий. Так по-новому кроилась карта региона.
– Предполагают, что только в 1260-х годах, когда началась междоусобная война между сторонниками братьев-чингисидов Ариг Буги и Хубилая, прекратилось сопротивление туматов. На Ангаре, Енисее, в горах Саян и у Хубсугула население выбрало сторону Ариг Буги. На Лене, Ольхоне, в Куде хоринцы не захотели признавать Ариг Бугу. Ведь это означало признать власть ойратов (основных союзников претендента), с чем немирные туматы категорически не могли согласиться, – говорит Дорж Цыбикдоржиев.
Та часть, что выбрала сторону Хубилая, ушла со своей многовековой земли, колыбели культуры и языка. Ушла на восток, там, где находился оплот Хубилая. Летописи хори рассказывают: «шли девять долгих месяцев, пока не вышли к берегу Великого океана». Этот колоссальный рывок к Тихому океану и история той дальневосточной группы заслуживают отдельного рассмотрения. Пока же отметим, что повсюду в Западной Бурятии остались осколки хори. На Нижней Уде всего 20 – 30 лет назад старики еще помнили о какой-то крупной войне, в которой не захотели участвовать потомки белой птицы Саган шубуун. Не война ли Ариг Буги имеется в виду? На Лене и Ольхоне остались осколки галзутского и шарайтского родов. Так, уроженец Ольхона руководитель Агентства по спорту Владислав Бумбошкин является хори-бурятом из рода галзууд. Президент ассоциации бурят Качуга был представителем рода шарайд. Агван Доржиев тоже происходит из качугских галзутов.
Загадочные ашабагаты
Загадкой до сих пор остается происхождение ашабагатов, о которых известна поговорка: «ашабагаты прибыли в обозе (или с обозом)».
– Не могли ли они быть отставшей во время переселения группой хоринцев? Их название аша абга (внук и дядя по отцу) звучит странно, но именно так называются у хоринцев особые отношения между двумя родами, один из которых именуется родом внуков, второй – родом дядей, – высказывает предположение ученый.
Как видно по карте, ашабагаты к XVII веку зафиксированы двумя крупными группами в Куде и на Нижней Уде, между которыми расположились булагаты. Именно удинские ашабагаты облагали данью кетские и тюркские племена бассейна Енисея. Именно ашабагаты стали первыми бурятами, весть о силе и воинственности которых докатилась до Томского острога, откуда воеводы слали в Москву донесения о «прилегших к городу ордах», среди которых перечисляются и буряты.
Но прежде чем рассказывать о первых контактах бурят с казаками, нам необходимо видеть картину в целом. Мы подробно узнали, как расширилось до западных границ бурятских племен Московское царство, раздираемое Смутой. А на юге и востоке от этнической Бурятии к XVII веку происходили не менее бурные события.