В 1911 г. Монголия провозгласила свою независимость от империи Цин как теократическая монархия, великим ханом которой стал глава ее буддийской церкви – Богдо-гэгэн Джебцзундамба-хутухта VIII. Однако попытки интегрировать остальные монгольские земли не привели к успеху, и в 1915 г. Внешняя Монголия (ныне Государство Монголия) была признана Кяхтинским Российско-китайско-монгольским соглашением автономией под сюзеренитетом Китайской Республики. Власть Китая была номинальной, и Монголия при поддержке Российской империи продолжала свой путь фактической независимости. В этот период развитие буддизма в стране достигло наивысшего уровня. В 1919 г., пользуясь ослаблением России в гражданской войне, Китай оккупировал Внешнюю Монголию и стал превращать ее в свою провинцию.
В 1920 г. в Монголию из Забайкалья вступила дивизия белогвардейского генерала барона Р.Ф. Унгерна. После боев с китайскими войсками, 3 февраля 1921 г. белогвардейские и монгольские солдаты освободили от них столицу страны – Нийслэл-Хурэ, или Ургу, и продолжили очищать страну от оккупантов. С помощью барона Унгерна Богдо-гэгэн VIII был вновь возведен великим ханом Монголии, страна вновь стала независимой буддийской монархией.
Самые жестокие бои с оккупантами шли в начале апреля 1921 г. в местности Улан-Хад. Здесь белогвардейцы барона Унгерна и монгольские солдаты общей численностью около 2500 человек разгромили китайский отряд около 6000 человек в жестоких боях, которые продолжались три дня.
Изгнание китайских оккупантов из Монголии и восстановление ее независимости как буддийского государства имело решающее значение. Без этого не было бы современного Государства Монголия. Место боев при Улан-Хаде до недавнего времени было точно неизвестно исследователям. Через много лет, в 1977 г., там был основан госхоз Атар. Теперь это территория сомона Баянхангай Центрального аймака Монголии, в 106 км к западу от Улан-Батора.
В ходе исследований последних лет, проведенных российскими и монгольскими историками, было установлено точное место, восстановлен ход боев и найдены многочисленные артефакты. Это привлекло широкое внимание, и хурал гражданских представителей сомона Баянхангай решил объявить это место памятным, и создать турбазу.
Для продвижения этой идеи, которая исходила от руководства сомона Баянхангай, при участии Института археологии и истории Академии Наук Монголии 5 ноября в центре сомона был открыт музей барона Унгерна. На церемонии присутствовал директор Института археологии и истории С. Чулуун, руководители нескольких отделов этого института, глава сомонной администрации У. Цолмон, глава хурала гражданских представителей Х. Уламсайхан, члены администрации сомона, учителя и сотрудники местной средней школы.
На церемонии открытия музея сотрудники Института археологии и истории рассказали о деятельности Унгерна, его роли в восстановлении буддийской монархии Монголии, боях при Улан-Хаде.
В музее выставлены стенды с фотографиями и биографией Унгерна, описанием его борьбы против китайских солдат, схемы боев, найденные в Улан-хаде артефакты, литература по этим вопросам. Руководство сомона Баянхангай собирается использовать экспозицию как постоянный музей в этом памятном месте и привлекать туристов. Музей ставит целью не только ознакомление с историей дореволюционной Монголии и биографией барона Унгерна, но и ознакомление жителей Баянхангая с подлинной историей той местности, где они живут.
Подготовила Ж. Оюунчимэг
по материалам history.mas.ac.mn