Представители монгольских народов считают, что на чужбине имеют больше перспектив в сравнении с другими азиатами – в этом котле, переварившем многие народы мира, они накапливают силу, чтобы посвятить достижения Родине – Монголии.
Вчерашняя публикация АРД «Монгольский американский миллиардер - бизнесмен и кочевник» вызвала немалый отклик у наших читателей. Как ранее большой резонанс получили такие публикации о монголах в США, как «Только монголы сумели воздвигнуть в США памятник своей святыне», «В Нью-Йорке буряты отметили Сагаалган вместе», «Монгольские экспаты вернутся домой с сокровищем» или «Чингисхан покорил США» и другие. Как оказалось, эта тема мало кого оставляет равнодушным.
Монгольский американский миллиардер - бизнесмен и кочевник Жалса Урубшуров. Фото grandnews.mn
Примером тому – и подобные публикации в монгольских СМИ. АРД продолжает освещать эту актуальную тему. Особенно интересным нам кажется то, что за рубежом представители всех монгольских народов становятся едины – буряты, калмыки или халхи – чужбина объединяет их под общим именем «монгол». Об этом, к примеру, рассказывает один из читателей АРД, живущий в Нью-Йорке.
Более того, как оказалось, их объединяет даже некая общая «национальная идея».
Некоторые считают, что способны вновь завоевать мир – хоть и в новых реалиях, отличных от 13-го века – на меньшее они не согласны…
Однако в жизни монголов в США появляются и новые проблемы – и о разобщенности монгольского этноса в США рассказывает, к примеру, другой монгол, из Чикаго. Представляем оба мнения на суд читателей АРД…
Монголы в США
С момента массового появления монголов в США прошло уже 25 лет. На сегодняшний день невозможно сказать о точном количестве монголов, проживающих в США. По сравнению с другими городами большая часть их проживает в Чикаго, что связано с возможностью найти там работу, рассказываетХулганайн Тэргэл, живущий ныне в этом знаменитом американском мегаполисе.
В США немало азиатов, чьи предки переселились из Кореи и Китая еще 200-300 лет назад и завели маникюрные салоны, закусочные, химчистки и другой мелкий бизнес, и некоторые из них сейчас занимают высокие правительственные должности.
Тем не менее, я не перестаю удивляться нашим соотечественникам, которые поистине проявляют незаурядную находчивость в поисках самореализации на чужбине. Всего лишь 3 года назад можно было по пальцам руки пересчитать монгольские маникюрные салоны и закусочные, то сейчас их количество перевалило за второй десяток. Разве это не повод для гордости? Много также монгольских парней и девушек, которые лидируют в спорте и в учебных заведениях США.
Бурят-монголы во время празднования Сагаалгана – Цагаан сар – в Нью-Йорке танцевали ёхор. Фото Любови Баировой.
Прошло немало времени с тех пор, когда монголы работали под руководством корейцев, теперь же они работают повсюду. Сейчас уже американские работодатели единодушно признали, что монголы могут ответственно и профессионально относиться к работе.
Если посмотреть в целом, то напрашивается одна мысль – если монгол выезжает заграницу с целью заработать деньги, то он может одолеть лень, работать не покладая рук и добиваться своей цели.
На сегодня в Чикаго монголы имеют собственные закусочные, бары, караоке, парикмахерские, больницы, химчистки, медитативные центры, компании и многое другое, что говорит об их успешности в США. Но, тем не менее, есть одна вещь, о чем можно немного сожалеть. Часть монголов устремилась в христианские церкви, часть стали последователями Шугдена, а остальные стали прихожанами Ажаа ринпоче, что говорит о их духовной разобщенности.
Конечно, я с уважением отношусь к религиозному выбору человека, но мне хотелось бы, чтобы нас все-таки объединяло сознание, что мы единый народ – монголы.
Если посмотреть на местных корейцев, то, несмотря на то, что они не всегда хорошо относятся друг к другу, для них всех слово «кореец» значит многое. Например, если один кореец не симпатизирует другому корейцу, владеющему магазином, то он все равно будет продолжать покупать продукты в его магазине. В то же время наши соотечественники при возможности будет стараться купить у иностранца, что, конечно, просто меня не перестает удивлять.
Разобщенность наших соотечественников особенно проявляется по праздничным дням. В эти дни одновременно проводятся разные праздничные мероприятия, порой складывается впечатление, что они получают удовольствие от того, что организуют несколько мероприятий в один день, тем самым ставя человека перед выбором того или иного мероприятия.
Кроме этого, никогда наши соотечественники не собираются вовремя: обычно объявляют начало концерта в 19.00 часов, но он начинается фактически в 22.00-23.00 часа, заканчиваясь глубоко за полночь.
Мне иногда думается, что у нас, монголов, есть большой недостаток – мы не умеет работать как одна команда, недостаточно командного духа. Конечно, можно все спихнуть на гены предков, которые были кочевниками-индивидуалистами.
Несмотря на это, правда в том, что монголы все же имеют силу духа, трезвый ум, и не хуже чем у любой другой нации, если даже не лучше. В нужное время всегда поддержат друг друга. Я просто уверен в солидарности всех монголов.
Сегодня монголы, проживающие в США, добились немалых успехов, многие из них имеют хорошую работу. Однако, в основном, это люди, которые закончили американские вузы, имеют право на жительство и знают язык. Многие из них на своем примере подтверждают, что могут работать в ведущих компаниях США.
Все это подтверждает, что монголы конкурентоспособны, и могут приспосабливаться к условиям жизни за рубежом.
Эти два фактора дадут нового Чингисхана планетарного масштаба
Комментарий читателя АРД под ником Болод, монгола ныне живущего в Нью-Йорке, о представителях монгольских народах в США:
Малые всегда кучкуются на чужбине. В НЙ наше землячество единое: халх, убэр, буриад, хальмг, хазар. Никто не организовывал сверху: сами потянулись, искали друг друга, организовались. И все увеличивается. Причем только монголами одного Большого яблока.
Есть целая футбольная команда одних парней-бурят в одном только Бруклине, части НЙ. Бруклин – это бывший когда-то нидерландский город Броокелен, соединившийся с Манhатаном-Нью-Йорком. Ребята встречаются с калмыками. В октябре проводим чествование Чингисхана, Потом Сагаан-Сар, Летом - hур-hарбаан.
Ирина Пантаева в фильме "Мортал Комбат”. Топ-модель, бурят-монголка родом из Бурятии, много лет живет и успешно работает в США. Недавно вновь побывала в Монголии.
Кроме этих монголо-бурятских символьных мероприятий проводятся мелкие по приезду ЕСДЛ, других патриархов буддизма или науки (толковых обществоведов, не позёров), научные или общественные конференции монголоведов США, молодежь сама по своему графику организует свои тусовки, вводят новоприбывших, влюбляются-женятся...
В нашем дацане (построенном калмыками, первыми монгольскими эмигрантами), в соседнем через Гудзон штате Нью-Джёрси постоянно проводятся буддийские вещи, куда едут калмыки, но больше буряты, и монголы – правда, реже. Буддизм и Шаманизм для нас как нац. символы, для питания нац духа, самоидентификации…
Халхи самодостаточны, поэтому меньше голода на ...Монгольскость, на Общемонгольскую пассионарность, где более энергичны буриады и хальмаги. Я так полагаю, возможно, субъективен.
Калмыки-первопоселенцы из Нью-Джёрси почти не участвуют в общемонгольских мероприятиях. У них уже третье поколение – с 1960х гг., растет здесь, поэтому ...закон Американского плавильного котла, перемалывающего все пришлые этно-или конфессиональные группы, работает. Не "плавятся" китайцы, индусы, арабы, и, возможно, евреи, ибо их гос-во судорожно, учитывая приближающийся конец от арабов, поддерживает инкорпорацию в тело Америки, но без ассимиляции.
Малые же исчезают в котле через 1-2 колена, вывариваются в нечто чужое. Так рождается в котле мировая нация землян – американская: смугляно-приятная внешне, с огромными фастфудными телесами, слоновьими ногами и белозубой американской улыбкой.
Индусы – наследники древнейшей мировой цивилизации, самодостаточны просто по духу – осознанию своей Древней Историчности, когда иные на деревьях сидели. Арабы-муслимы, цивилизация самая молодая, мало что имеющие Историчного и гордого, кроме Алгебры, имеют то, чем грозил миру великий создатель Палестинской автономии Ясир Арафат.
Китайцы не ассимилируются, живут везде Чайна-таункварталами, все свое сохранили бережно: язык, способы громко кушать, разговаривать криками, загрязнять всё вокруг и т.д. Они оккупировали все ландроматы и овощные маркеты США, но теперь пробиваются в муниципалитеты и даже пытаются выше. Корейцы Страны Утренней Свежести тоже обособляются кварталами, ресторанами, улицами, они культурнее, это исторически.
Японцев практически нет, ибо эта нация Ямато не изменяют Родине, вообще никому в мире не кланяются. Америке до Японии как до луны, это понятно. Редкие эмигранты из Японии, как правило, в США – ученые с мировыми именами, первые величины Америки, они, конечно, космополиты-земляне по сознанию, нежели японцы.
Монголы же имеют больше перспектив, ибо имеют Историю Мирового значения, вклад их в мировую культуру самый-самый, какие там японцы-китайцы-корейцы-арабы. Монголы имеют голод на технизацию, на прорыв – по всем направлениям. Эти два главных фактора при умелом направлении (и идеях!) дадут нового Чингисхана, планетарного организатора.
Экспозиция музея Чингисхана, открывшегося недавно в штате Филадельфия, США.
Нам меньшего не надо – нам подай Мир. Вот в чем дух Чингисхана, который надо ВОЗРОДИТЬ. Сегодня - пока! - идет накопление (миллиардеров, умеющих делать деньги, технологов-специалистов по всем прорывным профессиям и отраслям, накопление знаний, которые непременно овеществятся), и одновременно генерация Духа, Пассионарности.
Сотни народов сморщились, согласившись на третьестепенные роли. А наша Монголия поднимается. Наша единственная Родина-Мать. Которая потрясет мир. Надо ВЕРИТЬ. Железобетонно! Мы – потомки Чингисхана, Человека Тысячелетия, не какие-то там безродные бродяги по ковыльным степям Семиречья. Нельзя изменять. Я так думаю.