То, что Монголия не слишком богата лесом, понимаешь, едва пересечешь ее северные рубежи. Пока мы ехали по соседней Туве, всю дорогу, вплоть до государственной границы, нас сопровождали холмы, обильно поросшие лиственницей. А после пограничного перехода как отрезало – пошла заснеженная холмистая степь, переходящая в каменистую полупустыню, одинаково поросшие колючими кустарниками. И на протяжении добрых четырех сотен верст пути к месту цели не встретилось ни одного дерева.
В аймаке (провинции) Ховд, куда по приглашению монгольских коллег направлялась делегация тувинских лесоводов из Барун-Хемчикского лесничества в главе с директором Сергеем Манчыным, только десять процентов территории относится к разряду покрытых лесом. Причем лишь на пятой части этих лесов растет то, что можно отнести к древесным породам – тополь, черемуха, а остальное приходится на хозяина монгольских степей и полупустынь– саксаул, или, как его еще называют, восточную сосну.
– Для нас эта поездка в один из самых дальних аймаков Монголии не первая, – говорит Сергей Иванович. – Когда в прошлом году к нам из-за рубежа обратились за помощью в посадках лесных культур в тех краях, мы охотно откликнулись. Причем сразу же поехали туда не с пустыми руками, а с саженцами хвойных пород, которые и высадили в нескольких местах Ховда.
О том, что колючие гости из Тувы прижились, легко было убедиться, увидев рядки крохотных елочек на территории департамента охраны окружающей среды аймака.
– Для нас минувший год тоже не прошел даром, – говорит Лхамсуренгийн Батбаяр, начальник отдела лесовосстановления департамента. – Мы заложили лесной питомник площадью 10 гектаров и теперь решаем, какими древесными породами наполнять его в предстоящий посевной сезон.
Задача не так проста, как может показаться на первый взгляд. Для юго-восточной части Монголии, где расположен аймак Ховд, практически все сибирские породы деревьев считаются экзотикой. Почти ни одного дерева из показанных им на картинках, в том числе хвойных пород, специалисты отдела не встречали в своих краях. Но, как дипломированные знатоки леса, предпочтение все-таки отдавали лиственнице и сосне. Как раз эти породы, особенно лиственница, преобладают в лесах соседней Тувы, а в Барун-Хемчикском лесничестве давно отработана технология и широко практикуется заготовка семян, которыми они готовы охотно поделиться с монгольскими коллегами.
К тому же в заложенном питомнике собираются выращивать посадочный материал декоративных пород деревьев и кустарников и даже фруктовых деревьев. Климат в центре Монголии хоть и резко континентальный, но все-таки помягче, чем в Восточной Сибири.
– Буквально через пару-другую недель, уже в новом году по восточному календарю, мы намерены приехать к вам, в Россию, – делится своими планами Батбаяр. – В первую очередь побываем в Барун-Хемчикском лесничестве, посмотрим, что такое настоящая тувинская тайга. А потом поедем дальше, в Красноярск, где расположен региональный Центр защиты леса с Лесосеменной станцией. Надеемся, что ее специалисты помогут нам советами, какие семена подходят для наших широт и климата, как правильно подготовить их к посеву, как ухаживать за всходами.
Кроме того, у монгольских лесоводов есть желание посетить учебные заведения, где готовят специалистов лесного профиля, в том числе Сибирский государственный технологический университет и Дивногорский лесхоз-техникум. К тому же у ученых СибГТУ имеется ценный опыт сотрудничества с лесоводами Китайской Народной Республики. Профессора лесохозяйственного факультета Р. Матвеева и О. Буторова неоднократно приглашались читать лекции студентам китайских университетов и оказывали практическую помощь при посадке кедровых сосен в отрогах Большого Хингана. Лхамсуренгийн Батбаяр надеется, что он тоже найдет общий язык с российскими коллегами.
Впрочем, деловые контакты лесоводов Сибири и Монголии были установлены давно, просто из-за политических бурь оказались прерваны. Так, в соседнем с Ховдом Убсунурском аймаке можно встретить многокилометровые лесные полосы, высаженные еще в советское время при содействии специалистов лесного хозяйства из регионов Восточной Сибири. Посаженные еще в ХХ веке лиственные деревья прочно укоренились, дают молодую поросль и давно живут самостоятельной жизнью. А пару лет назад, добавляет Сергей Манчын, его специалисты с целью проверки приживаемости высадили в лесном питомнике вблизи Улангома, административного центра Убсунурского аймака, с полсотни саженцев ели. Прошло два года, и результат вполне обнадеживающий: все до единого живы, набирают рост и массу.
Судя по всему, планы по созданию лесных культур в Монголии вполне серьезные. При министерстве охраны окружающей среды Монголии создан специальный Центр развития и исследований и отдел лесовосстановления аймака Ховд действует как раз в рамках его стратегии. Помимо экологических мотивов в программе озеленения древней земли Монголии присутствуют и экономические аспекты. Древесина тут ценится, в том числе как топливо и на местных рынках продается если не килограммами, то вязанками или мешками точно. Попытки браконьерства органами местной власти строго пресекаются. Так, на территории у офиса департамента охраны окружающей среды мы обратили внимание на припаркованный грузовичок, с верхом нагруженный не то ивовыми ветками, не то прутьями.
– Это незаконно заготовленная и арестованная нашими инспекторами древесина, – пояснил Батбаяр. – Задержанному с поличным браконьеру грозит штраф в один миллион тугриков, если на ваши российские деньги – 20 тысяч рублей. При повторном нарушении сумма возрастает до 50 миллионов тугриков. Так что у нас нарушения по разряду самовольных заготовок древесины – явление довольно редкое.
Прослышав о визите лесоводов из Тувы, за ними приехал Батмунх Соян, руководитель энергослужбы аймака Ховд, из этнических тувинцев, проживающих в этой части Монголии. Угостив соплеменников традиционным чаем с молоком, он показал на площадку перед зданием управления и предложил это пустующее место под посадки деревьев, лучше всего – елей. Он видел, как это красиво. Договорились.