В Санкт-Петербургском издательстве «Издание А. Терентьева» («Нартанг») вышло в свет исследование истории Тибета С. Кузьмина «Скрытый Тибет. История независимости и оккупации» (СПб., 2010).
В книге прослеживается история тибетской цивилизации с древнейших времен до наших дней, рассказывается о жизни тибетцев до и после "мирного освобождения" - насильственного включения Тибета в состав КНР. Автор приходит к выводу, что ранее Тибет не был частью других государств. В те времена, когда Китай входил в монгольскую империю Юань или маньчжурскую империю Цин, Тибет сохранял самостоятельность; мнение о том, что Тибет был частью Китая, исходит лишь из древнекитайской идеи глобальной императорской власти. Поэтому включение Тибета в состав КНР не было легитимным, и Тибет является оккупированной страной.
Многие фотографии и сведения, касающиеся последнего периода истории Тибета, публикуются впервые.
Рецензия на издание (сайт издательства):
Книга «Скрытый Тибет» представляет собой подробнейшее исследование политической истории Тибета. Хотя автор уделяет внимание вопросам религии и культуры, главное для него — политика. Тем более что применительно к Тибету политика и религия неразделимы.
Центральная мысль книги (ради которой она и написана) — Тибет ни в коем случае не является «неотъемлемой частью Китая», его нынешнее нахождение в составе КНР незаконно и представляет собой оккупацию. Автор приводит множество аргументов в пользу этого тезиса, опираясь на исторические факты, а также на законодательство прежних эпох и на современное международное право.
Автор подчеркивает, что ещё в VIII в. Тибет был страной, не просто равновеликой Китаю, но даже более сильной, чем Китай. Постепенно, однако, он попал в вассальную зависимость от Китая, степень и формы которой менялись в зависимости от смены китайских династий. Попутно автор исследует вопрос, что такое вообще китайская династия и чем она отличается от династий европейских (это, пожалуй, одно из самых интересных мест в книге). Постоянно проводится мысль о том, что вассальная зависимость от Китая ни в коем случае не означала и не предполагала нахождения Тибета в его составе.
А после Синьхайской революции 1911 г. Монголия и Тибет провозгласили полную независимость от Китая, причем обе страны искали покровительства у России. Но если Монголия получила это покровительство, а затем и реальную независимость, то Тибет Россия «уступила» Великобритании, которая сдала его Китаю. Тем не менее до середины ХХ в. ни о каком китайском контроле над Тибетом не было и речи, поскольку Китай, по сути, не контролировал и самое себя.
Наибольшее место в книге, разумеется, отводится истории оккупации Тибета нынешней КНР. Автор категорически отрицает официальный китайский взгляд, достаточно распространённый и в России, согласно которому этот шаг был прогрессивен, поскольку в Тибете перед этим имел место крепостнический строй, совершенно недопустимый в середине ХХ в. Во-первых, уровень «крепостного гнёта» был сильно преувеличен. Во-вторых, этот строй просто вполне соответствовал менталитету тибетцев и сложнейшим природно-климатическим условиям. В-третьих, китайский коммунистический строй был уж точно ничем не лучше.
Автор не отрицает, что уровень медицинского обслуживания и продолжительность жизни в Тибете, степень развития инфраструктуры сегодня гораздо выше, чем были до оккупации. Однако перед этим Тибет прошёл через два геноцида — общекитайский («большой скачок» и «культурная революция») и местный, в ходе подавления многочисленных антикитайских восстаний. Кстати, в этом подавлении активнейшее участие принял будущий архитектор китайских реформ Дэн Сяопин. Вообще, описание событий времен «культурной революции» очень впечатляет, а рассказ о деятельности хунвэйбинов наводит на мысль, что всё это может быть очень актуально и для современной России, поскольку свои хунвэйбины у нас уже есть.
В книге говорится о том, что ЦРУ США оказывало помощь тибетским повстанцам, однако характер этой помощи не оставляет сомнений — целью Вашингтона было ослабление Китая, но никак не независимость Тибета. Как только в 1970-е годы американо-китайские отношения улучшились, Тибет был американцами забыт.
Значительное внимание уделяется в книге описанию китайских исторических концепций, поистине не имеющих аналогов в мире. Официальный китайский подход к истории таков, что обосновывает претензии почти на всю Евразию. В связи с этим совершенно абсурдными представляются регулярные заявления некоторых наших «китаеведов» о том, что Китай якобы никогда не выходил за пределы своих «исторических границ». Дело в том, что сами по себе «исторические границы» Китая проходят там, где это выгодно Пекину. Перефразируя старый советский анекдот, «Китай с кем хочет, с тем и граничит». Только это не анекдот, а правда.
Автор отмечает, что проблема Тибета является составной частью проблемы непризнанных государств. И с сожалением констатирует: «Испокон веков главное право в международных отношениях — это право сильного».
Недостаток книги является продолжением её достоинств: она очень велика. Впрочем, цель автора заключалась в том, чтобы разобрать проблему детально, а не подгонять факты под концепцию. Книгу «Скрытый Тибет» надо читать очень серьёзно. Она не про что-то далекое и экзотическое. Она описывает проблемы, самым прямым образом касающиеся нас.