Новая книга профессора Беимбета Ирмуханова "Этническая история древнего Казахстана" приоткрывает завесу тайны происхождения казахского народа.
Беимбет Бабиктиевич развенчивает миф о преемственности генетической связи между казахами и рядом древних племен. Мишенью для профессора становится и попытка представить род адай генетически связанным с даями Авесты.
Вообще, эта книга посвящена одной из запутанных, малоисследованных проблем отечественной историографии – этнической истории Казахстана, берущей истоки в эпохе бронзы. Стоит напомнить, что Беимбет Ирмуханов (на фото) в газете "Экспресс К" за 10 октября 2009 года дал отпор историкам, желающим отыскать в своем происхождении корни чингизидов.
В этот раз он ставит под большое сомнение утверждения некоторых исследователей о тюркоязычности отдельных племен древнего Казахстана, в частности, саков и усуней. По уверениям профессора, подобная точка зрения не имеет под собой доказательной основы. Все сводится к желанию историков не только "удревнить" происхождение казахского народа, но и стремлением сохранить лингвистическую связь между европеоидными ираноязычными племенами древности и монголоидными тюркоязычными этносами средневекового Казахстана.
– Нам часто приходится слышать о генетической связи между саками и казахами. Однако сторонники этой теории не приводят никаких аргументов, кроме сходства звучания имени легендарного первопредка скифов Таргитая с казахским, – поясняет Беимбет Ирмуханов. – Популярна и версия о тождестве между древними усунями и казахскими уйсунами, но она также не имеет под собой основы. Все эти версии сводятся к сходству образа жизни кочевников, порождающему у различных народов общие признаки. Например, то, что они питались мясом, пили кумыс, жили в юртах-кибитках. Но это не дает никому основания делать предположения о едином происхождении.
Как пишет в своей книге профессор, в этногенезе казахского народа принижена роль гуннов, тогда как именно они положили начало процессу тюркизации. По словам Беимбета Ирмуханова, наиболее прочная генетическая связь наблюдается у представителей казахского народа с канглами (кимаками).
Беимбет Бабиктиевич развенчивает миф о преемственности генетической связи между казахами и рядом древних племен. Мишенью для профессора становится и попытка представить род адай генетически связанным с даями Авесты.
Вообще, эта книга посвящена одной из запутанных, малоисследованных проблем отечественной историографии – этнической истории Казахстана, берущей истоки в эпохе бронзы. Стоит напомнить, что Беимбет Ирмуханов (на фото) в газете "Экспресс К" за 10 октября 2009 года дал отпор историкам, желающим отыскать в своем происхождении корни чингизидов.
В этот раз он ставит под большое сомнение утверждения некоторых исследователей о тюркоязычности отдельных племен древнего Казахстана, в частности, саков и усуней. По уверениям профессора, подобная точка зрения не имеет под собой доказательной основы. Все сводится к желанию историков не только "удревнить" происхождение казахского народа, но и стремлением сохранить лингвистическую связь между европеоидными ираноязычными племенами древности и монголоидными тюркоязычными этносами средневекового Казахстана.
– Нам часто приходится слышать о генетической связи между саками и казахами. Однако сторонники этой теории не приводят никаких аргументов, кроме сходства звучания имени легендарного первопредка скифов Таргитая с казахским, – поясняет Беимбет Ирмуханов. – Популярна и версия о тождестве между древними усунями и казахскими уйсунами, но она также не имеет под собой основы. Все эти версии сводятся к сходству образа жизни кочевников, порождающему у различных народов общие признаки. Например, то, что они питались мясом, пили кумыс, жили в юртах-кибитках. Но это не дает никому основания делать предположения о едином происхождении.
Как пишет в своей книге профессор, в этногенезе казахского народа принижена роль гуннов, тогда как именно они положили начало процессу тюркизации. По словам Беимбета Ирмуханова, наиболее прочная генетическая связь наблюдается у представителей казахского народа с канглами (кимаками).