Contest diploma winner
What can Tuva become by 2050
V. S. Petrov
Я бы хотел видеть Туву к 2050 году экономически развитым, духовно богатым, красивым и известным на весь мир регионом. Хотелось бы конечно описывать прекрасное, смакуя подробности, включая свое воображения, и впадая в некую футуристическую эйфорию. И это мне, возможно, удалось бы. Но я бы хотел акцентировать внимание на другом. Как сделать Туву самой прекрасной? Какие пути выбрать?
Чтобы не утруждать и себя и вас лишними словами, опишу в нескольких пунктах свое видение возможного развития Тувы.
Экономика
За 40 лет экономика Тувы может стать идеальной экономикой мира. Многие скажут, что идеального не бывает. Отнюдь. Экономика ТНР, например, могла бы развиться и претендовать на звание «идеального». Что такое для меня «идеальная экономика»? Это экономика с большим товарооборотом, с крупными фирмами и предприятиями и с преобладанием традиционного хозяйства. Но самое главное, идеальная экономика – это конструкция, которой не страшны любые экономические катаклизмы, начиная от финансового кризиса, кончая другими глобальными потрясениями. В такой экономике приоритетным должно быть традиционное хозяйство, ибо только оно гарантирует жизнь, когда человеку не грозит голодная смерть. Мясо, молоко, мука и прочие товары первой необходимости должны производиться тувинцами в избытке.
Традиционное хозяйство можно сравнить со степной травой, в то время как индустриальную экономику – с громадным дубом. В спокойное время именно дуб олицетворяет мощь, прочие блага и достижения.
Степная трава на фоне ветвей дуба выглядит невзрачно. Но когда начинаются катаклизмы, то ураган может вырвать дуб с корнями, в то время как степную траву ураган только прижмет к земле. Идеальное сочетание, это если дуб и трава вместе, тогда это удачный симбиоз. При этом традиционное хозяйство должно быть приоритетным в экономике.
Что можно сделать, чтобы сочетание заработало? Надо стимулировать традиционные виды деятельности. Чтобы каждая тувинская семья имела в районах свое хозяйство, способное прокормить данную семью. Например, бабушка и дедушка с внуками разводят скот, в то время как мать и отец работают на предприятиях, принося стабильную прибыль, а дети получают образование. При падеже скота, мать и отец помогают своим престарелым родителям. Если же мать и отец попадут под сокращение или нагрянут плохие времена с невыплатами зарплаты, то уже бабушка и дедушка, опираясь на свой скот, смогут прокормить своих детей и обучить внуков. Т.е. такой семье уже не грозит ни финансовый кризис, ни падеж скота. А если каждая семья будет следовать этому принципу? То уже всей Туве не будет грозить экономические потрясения.
Но, развивая натуральное хозяйство, не надо забывать и про «дуб». Ибо только он в сытые годы приносит наиболее больше плодов. Поэтому производя что-то или пытаясь построить заводы и предприятия, надо учитывать специфику Тувы.
Первое: малочисленность республики. Нет смысла строить на территории Тувы громадные заводы и фабрики, например конвейеры по выпуску автомобилей. Элементарно не хватит людей. Но почему бы не развивать инновационные технологии и не вкладывать средства на строительство научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, чтобы тувинские инженеры создавали новейшие разработки в области автомобилестроения? На одних патентах можно заработать миллионы, ибо то, что создаст горстка тувинских ученых, будут покупать крупнейшие авто концерны. То же касается и других областей, начиная от создания кремов от загара, кончая зубной пастой. Ведь не обязательно можно зарабатывать, производя зубные пасты. Можно просто ее придумать, чтобы другие производили, а мы получали проценты.
Вторая специфика Тувы – это ее уникальность. Тува – это, пожалуй, единственное место в мире, где с одной стороны уникальный глубокий культурный пласт, и с другой – неповторимая природа. Тува буквально утыкана местами, которые можно сделать туристическими брендами. Начиная от Устуу-Хурээ, заканчивая Пор-Бажыном. Но учитывая отсутствие инфраструктуру Тувы, следует комплексно подходить к данному вопросу. От строительства небольших, но уютных гостиниц, до выпуска сувениров.
Мы не сможем конкурировать с дешевыми пляжами Анталии. Вряд ли Тува заманит массовых туристов, да и нужен ли нам ежегодный поток из миллионов человек? Но вот развить элитарный или культурно-этнографический туризм мы сможем. И получать от этого стабильный доход.
Не стоит забывать, что мы – самобытный народ. Да, мы не можем запускать массовые конвейерные производства. Значит, миру нужно предлагать что-то эксклюзивное. От изделий народного промысла, до экологически чистых продуктов.
Взять к примеру агальматолит. Да, это не золото. Он дешевле даже серебра и прочих драгоценных камней и металлов. Но почему бы не последовать примеру американских бизнесменов и сказать «не спрос рождает предложение, а предложение рождает спрос»? Ведь чему учит классическая экономика? Мол, спрос рождает предложение, и если маркетинговые исследования показывают, что рынок может потребить, грубо говоря, 100 литров кока-колы в день, при условии, что ее цена не должна превышать 30 рублей (при повышении цены до 40 рублей, потребление колы уменьшится на 50%). Большинство бизнесменов следует этим аксиомам и получают свои крохотные прибыли, в то время как американские корпорации делают все с точностью до наоборот. Они сразу предлагают 1000 литров кока-колы в день, ставят цену в 50 рублей и вбухивают огромные деньги на рекламу. В итоге, они убеждают людей, в том, что нужно покупать кока-колу именно столько и именно по такой цене, ибо это модно, круто и т.д. и т.п. И люди охотно начинают потреблять не 100 литров колы в день, а сразу 1000 и по цене 50 р. В итоге предложение рождает спрос. Почему бы это не сделать с агальматолитом? Увеличив ее цену в десятки раз, вложив средства на рекламу, сделать из нее элитарный камень дороже слоновой кости? В выигрыше останутся наши мастера, которые будут получать огромные средства от продажи своих изделий. И это послужит дополнительным стимулом к развитию традиционной тувинской культуры.
Духовность
К сожалению, на сегодняшний день, я могу констатировать полную религиозную безграмотность тувинцев. В чем это выражается? Тувинцы не знают основ своей веры. Если большинство христиан смогут рассказать о том, кто такой Иисус, что такое библейский потоп, кто такой Иуда, кто такие ангелы, а кто демоны и что такое рай и ад, и перечислить несколько заповедей (не убий, не укради…), то этого не скажешь про тувинцев.
Когда спрашивают «Ты – буддист?», мы гордо отвечаем «Да!» Но когда задают элементарный вопрос, а кто создал мир и сколько в буддизме богов, большинство тувинцев только моргают глазами. А есть ли ад и рай в буддизме? Если есть, то какие они? В чем различия буддистских ветвей и сколько их? На эти вопросы ответят, пожалуй, лишь только монахи и рьяные верующие. И это главное наше упущение.
Человек хочет найти опору в религии, но он совершенно не знает ее основ, хотя бы элементарных положений. Такой человек в глубине своей души будет чувствовать свою некую ущербность, может и не осознавая этого. Такой человек может легко подвергнуться влиянию сект, которые и попытаются заполнить данный пробел. Такому человеку будет труднее жить в современном мире с расплывчатыми понятиями добра и зла, плохого и хорошего. Вера, которая и должна быть в данном случае маяком, попросту не будет гореть. Потому нам и необходимо избавляться от религиозной неграмотности и невежества. С помощью масс-медиа, фильмов, книг, журналов и статей – надо заложить хотя бы базовые знания о буддизме. Чтобы даже маленькие дети знали, кто такой Будда, и что надо хорошо относиться не только к людям, но и ко всем живым существам.
Ко всему прочему, мы должны учитывать поведенческий стереотип нашего народа и, отталкиваясь от него, стимулировать развитие традиционных способов взаимоотношений между людьми.
Ведь отчего происходят в тувинских семьях недопонимания и трагедии? С одной стороны, у нас особый менталитет, и под этот менталитет наши предки создали свои идеальные способы взаимоотношений, систему ценностей, свою модель видения мира, и нашего места в нем.
Современный же мир учит западноевропейскому способу мышления. Журналы, фильмы и прочее учат тому, что противоречит тувинской психологии.
Например, воспитанный в сельской среде юноша с преобладанием традиционного тувинского стереотипа поведения берет в жены девушку из Кызыла. И тут происходят невероятное. Вроде бы и девушка, и парень тувинцы, оба могут быть корнями из одного кожууна. Но мыслят они совершенно по-разному. Воспитанную журналами и телевизором девушку будет шокировать вереница его родственников. Окажется даже, что у нее их и больше, только своих она не знает. Заложенный принцип «время – деньги» будет приводить ее к истерике из-за медлительности парня. Парень будет хотеть себе и пять, и шесть, и семь детей, в то время как девушка, думая о своей карьере, фигуре, здоровье, остановится на одном ребенке. Может это смешно, но я встречал много тувинских девушек, заявлявших, что они не хотят портить свою фигуру и потому больше одного, максимум двух – рожать не будут категорически.
Парня будет выводить из себя ее пренебрежительное отношение к некоторым тувинским обычаям. На слова парня о том, что жена должна быть такой-то и такой, она будет реагировать болезненно, ведь ее этому никто не учил, а журналы и кино говорят об обратном. Да и в конституции это не прописано. Все это будет приводить лишь к семейным ссорам и скандалам.
В сознании тувинского человека уже происходит ломка, ибо не может человек одновременно жить разными, порой противоположными установками. Где-то в глубине своего подсознания, мы все еще мыслим архаичными образами, которых не стерла советская система. Но не успели мы адаптироваться к социалистическим ценностям, как нам дали новые, совершенно иные. И это все накладывается друг на друга, рождая немыслимые мутации, что приводит только к худшему. И чтобы избежать многих проблем, связанных с основой нашего общества (семьей), мы должны внедрить некий образ идеального мужа и жены, основываясь на своей традиционной психологии. Чтобы люди с детства знали, какой должна быть жена, а каким – муж. Что полагается настоящему тувинскому мужчине, какие ценности он должен проповедовать, а какие – женщина. Создавая некий идеальный образ тувинца, мы постепенно можем подтянуть народ к этому образу, сделав его лучше, тем самым решив многие социальные проблемы, связанные с алкоголем и криминалом.
И когда женятся парень и девушка с одинаковым образом мышления, в такой семье наступает полная гармония.
Красота
Она может и не спасет мир, но уж точно сделает нас лучше. Мы должны полностью перестроить нашу столицу и сделать ее самой уютной и чистой. Сделать самым красивым городом. Полностью перекроить, изменив ее до неузнаваемости. Чтобы было много площадей и скверов, уютных дворов и прекрасных фонтанов, с домами с азиатской архитектурой.
Многие возразят, что у нас элементарно нет денег и будут правы. Но ведь деньги есть у других. Почему бы не пригласить или создать строительные компании, которые на свои деньги будут строить новые красивые дома и получать прибыль, продавая нам уютные квартиры?
От правительства и мэрии ничего не требуется, кроме разрешительных документов и гарантий. Это не затратно для бюджета, ибо строить будут не на государственные деньги, а на частные.
По такому пути пошел Томск. Когда я впервые приехал в этот город в 2002 году, я был шокирован. Это был грязный город с убитыми дорогами и ужасными, черными домами. Не было ни одной дороги с уложенной тротуарной плитки. Все здания серые и мрачные. По сравнению с Томском Кызыл был просто шикарной столицей. Но с каждым годом мой шок увеличивался. Буквально на моих глазах за несколько месяцев вырастали красивые высотные дома из кирпича. И каждый дом был по своему уникален. Через год центральная улица была выложена плиткой, появились фонтаны, новые скверы, аллеи, реставрировались дома, представляющие архитектурную ценность, сносились советские постройки.
Через три-четыре года я не узнал этот город. Наверное, четверть всех домов в Томске – это новые здания. И ведь все это благодаря нескольким томским строительным компаниям, которые брали в банке кредиты, в максимально сжатые сроки строили дома, продавали их, возвращали кредит, а на вырученную сумму строили новые дома, брали новый кредит… – и так они изменили весь город к лучшему. Теперь это один из самых красивых городов Сибири. В итоге счастливы все: чиновники, не потратившие и рубля, строительные компании и банки, заработавшие миллионы, и простые люди, которые живут в этих уютных и красивых домах.
А ведь если все вокруг будет красиво, то человек становится лучше. Он облагораживается. Заметили или нет, но там где идеально чисто, люди не сморкаются; они плюют там, где грязный и убитый асфальт. И если дорога будет уложена мрамором, то тот же человек, что сморкался в грязный асфальт, никогда не сделает того же самого в чистом и красивом месте. И самое важное, что мы тоже в силе изменить свой город к лучшему. Томску потребовалось всего пять лет.
P. S. Все, что я здесь перечислил, не так уж и сложно. Нашим предкам удавалось решать и более грандиозные задачи: завоевания хуннов, Вечный Эль тюрков, создание собственного государства ТНР. А здесь всего лишь – обустроить свой дом.
Хотя главную задачу я вижу в другом. В сохранении самобытности нашего народа, своего «Я», своей души, если можно так выразиться. Именно душа определяет человека, его Эго, отделяя от других людей. Без души человек превращается в подобие животного, ждущего своего конца. Душа народа есть. Ибо только она связывает нас в единый этнос. Не разрез глаз, не цвет кожи. В одном народе могут быть разные люди, с причудливой смесью крови. Не язык, ибо часто на одном и том же языке говорят разные народы. Не территория и прочее. А именно душа – эта незримая оболочка, которая шепчет нам, что мы – один народ.
И вот сохранить свою душу – важнее всего. Мы можем ее потерять и стать очередной нацией, раздавленной мировой глобализацией, мы можем раствориться в среде других народов. Или просто существовать, без души и цели, как феллахи. Египет погиб не тогда, когда умер последний фараон, а именно тогда, когда у египтян пропала душа. И они стали просто феллахами – народом без души и цели, которые существуют и поныне. Но что толку от такой жизни?
Будущее Тувы можно описывать радужными тонами и говорить, что нас ждут непременно светлые дали. А можно предположить, что все будет не так хорошо, как хотелось бы, и впасть в некий пессимистический транс. Но суть одна: наше будущее зависит от нас. И прежде чем ответить на вопрос о том, какой Тува станет, стоит для начала ответить на вопрос, а каким мы хотим видеть наше будущее?
Скачать статью в PDF: