Рецензия на книгу: Абаев Н.В., Аюпов Н.Г. Тэнгрианская цивилизация в духовно-культурном и геополитическом пространстве Центральной Азии. Часть 1. Тэнгрианство и этно-экологические традиции тюрко-монгольских народов Внутренней Азии. Абакан, 2009. - 250 с.
About Tengriist civilisation
Abaev N. V., Ayupov N. G. Tengriist civilisation in spiritual, cultural and geopolitical space of the Central Asia. Part 1. Tengriism and ethnoecological traditions of the Turkic-Mongolian people of Inner Asia. Abakan, 2009. - 250 p.
V. R. Feldman
В совместной монографии Н. В. Абаева и Н. Г. Аюпова рассматриваются процессы влияния архаических форм религии и тэнгрианства на этнокультурогенез тюрко-монгольских народов, на формирование «кочевой» цивилизации Центральной Азии и Саяно-Алтая, на их этноконфессиональные традиции, верования и культы, бытовую обрядность. В данном исследовании представлены теоретические концепты и образы, притом вполне убедительные и обоснованные, традиционного общества тюрко-монгольских народов Центральной Азии на стадии цивилизационного бытия в контексте тэнгрианской религиозно-мифологической системной составляющей.
В первой части совместной монографии Н. В. Абаева и Н. Г. Аюпова особое внимание уделяется методологическим проблемам изучения тэнгрианства как открытого мировоззрения народов Внутренней Азии, заложившего основы национально-государственной религии и экологической культуры древних тюрков, а затем и монголов. Представляет интерес ряд тем в представленном авторами образе тэнгрианства, в частности его метафизическая составляющая.
Метафизичность тэнгрианства в представлении авторов исследования являет собой некое бытие супранатуральной духовности, обладающей колоссальной творческой энергией и возможностью созидания качественной определенности настоящего, закладывающей ростки потенциального будущего. Этот образ метафизичности обладает известной привлекательностью, хотя и не может быть принят в качестве истины в последней инстанции.
Что касается методологической основы исследования тэнгрианской цивилизации, то авторы совместной монографии достаточно корректно и убедительно обосновывают в качестве понятийно-категориального аппарата теорию социальной самоорганизации. Действительно, любая цивилизация формируется как полиэтническая культурная ценностность в процессе самоорганизации. Это относится и к её структурным составляющим и к идеальной содержательности.
Социальная структура цивилизации возникает не стихийно, но складывается в некоторой процессуальности, суть которой самоорганизация. Это относится как к самим ценностям, так и к нормам и значениям (П. Сорокин), а также к системам индивидуальных и групповых отношений. Вполне убеждает вывод авторов, что «тэнгрианская цивилизация» сформировалась как цивилизация традиционная, причем центрально-азиатская, но особый упор авторы делают на том культурно-историческом регионе Центральной Азии и Евразии, который они вслед за А. С. Железняковым определяют как «Внутренняя Азия», представляющая собой, по мнению авторов, «колыбель» всей Евразийской кочевнической цивилизации.
Н. В. Абаев и Н. Г. Аюпов представляют центрально-азиатскую цивилизационную традицию в ее полной содержательности, что имеет несомненное убедительное значение и научную ценность. Тэнгрианская цивилизация народов Центральной Азии в теоретическом осмыслении авторов исследования являет синтез материальной и духовной культуры, выходящей за пределы первобытности и, в некотором отношении, образуют достаточно сложную духовно-философскую реальность. То есть, иными словами, тэнгрианство не может рассматриваться как только бытие социальной группы сугубо мировоззренческого характера, но должно рассматриваться как идеальное основание интерэтнического цивилизационного образования.
Мы полагаем, что актуальность и социально-практическое значение осуществленного авторами исследования заключается в его интенции антиэнтропийности, в особенности принимая во внимания некоторую хаотичность, которая бытийствует на современном этапе развития геополитического пространства не только России, но и стран СНГ. Учитывая вышеизложенное, можно в целом оценить данную работу как первое в отечественной науке социально-философское (цивилиологическое) и историко-культурологическое, религиоведческое исследование, в котором тэнгрианская цивилизация представлена в столь полной и адекватной форме, причем впервые достаточно убедительно обосновано употребление самого термина «цивилизация» применительно к данной религиозно-философской системе, безосновательно смешиваемой в некоторых работах с первобытным шаманством.