Аннотация: Племена Саяно-Алтайского региона внесли существенный вклад в создании скифо-сибирского искусства. Тува в скифское время представляла собой один из важных центров кочевой цивилизации евразийских степей. По уровню социально-экономического и культурного развития она не уступала другим территориям скифского мира.
Ключевые слова: скифский период, звериный стиль, искусство, археологические памятники, Аржан-1, Аржан-2.
On the issue of the origin of Skifo-Siberian "Animal style"
M. H. Mannay-ool
Abstract: Tribes of the Sajano-Altay region have brought an essential contribution to creation of the Skifo-Siberian art. During the Scythian times Tuva represented one of the important centers of nomadic civilisation of Euroasian steppes. By the level of social, economic and cultural development it did not concede to other territories of the Scythian world.
Keywords: The Scythian period, animal style, art, archaeological monuments, Arzhan-1, Arzhan-2.
Народы Саяно-Алтайского нагорья являются одними из древнейших тюркоязычных этносов, населявших Южную Сибирь и Центральную Азию. Ближайшие исторические предки современных тувинцев, алтайцев, хакасов, шорцев и тофаларов с давних пор имели тесные хозяйственные и этнокультурные связи как с родственными тюркоязычными, так и иноязычными этносами Центральной и Средней Азии. Жители Саяно-Алтайского региона прошли через определенные стадии исторического, социального и этнокультурного развития. Они имеют многовековую историю, самобытную культуру, богатое историко-культурное наследие.
Одной из важных составных частей историко-культурного наследия кочевых тюркоязычных народов Саяно-Алтайского региона, в частности Тувы, являются самые разнообразные и многочисленные археологические памятники, относящиеся почти ко всем периодам истории человечества. Эти памятники, оставленные нашими отдаленными и ближайшими историческими предками - яркое свидетельство их вклада, которого они внесли в общечеловеческую цивилизацию и мировую культуру.
Среди многочисленных и разнообразных археологических памятников Тувы исключительно важное место занимают памятники так называемого скифского времени (IX-III вв. до н.э.), исследованные разными исследователями почти по всей территории Тувы. Большой вклад в изучение памятников этого времени внесли известные ученые - доктора наук, профессора Л. Р. Кызласов, С. И. Вайнштейн, М. П. Грязнов, а также А. Д. Грач и другие. Наибольший интерес среди них занимают цепочки курганов огромного размера в долине р. Уюк Пий-Хемского района, являющие фамильные кладбища племенной знати - вождей, «царей» того времени, занимавших самое высокое положение на иерархической лестнице правящей элиты.
Исходя из изложенного, в свете новейших открытий на территории республики центра Азии в данной статье я хотел бы кратко остановиться на одном из актуальных и до сих пор дискуссионном вопросе скифологии - о возникновении и формировании всемирно известного, уникального явления мирового искусства - «звериного стиля». Известно, что скифское время, совпадающее с ранним железным веком, сыграло исключительно важную роль в истории многих народов, которые населяли бескрайние степи, растянувшиеся тысячи километров от Дуная до Ордоса (Китая) на востоке.
В культуре и искусстве этих народов было много общего, что позволило называть их общинный мир скифо-сибирским. Сходство в искусстве народов скифского времени, проявилось в типологической близости курганного обряда захоронения, в типах оружия и особенностях стиля искусства - «звериного стиля».
Вместе с тем эти культуры нельзя рассматривать как нечто единое. В их огромном ареале прослеживаются локальные варианты, отличающиеся друг от друга специфическими особенностями.
Если говорить о Туве, то изучение памятников рассматриваемого времени свидетельствует о существовании в Туве специфической в ряде отношений местной археологической культуры, являющейся частью широкого круга культур Евразии скифо-сибирского типа. В процессе раскопок многих курганных комплексов скифского времени в разных районах Тувы найдены многочисленные и замечательные образцы произведений искусства, выполненные в хорошо сложившихся формах скифской триады: в оружии, конском снаряжении и «зверином стиле».
Основным объектом изобразительного искусства в этот период были главным образом дикие и фантастические животные. Многочисленных и уникальных произведениях изобразительного искусства в Туве позднескифского периода касаться не буду. Остановлюсь лишь на материалах самого древнего памятника раннескифского периода - кургана Аржан-1 (IX-III вв. до н.э.).
Вопрос о происхождении скифо-сибирского «звериного стиля» у народов Великого пояса степей от Дуная до Ордоса остается недостаточно выясненным и дискуссионным, хотя по этой проблеме существует ряд точек зрения. Некоторые исследователи связывают происхождение этого стиля с проникновением в среду степных кочевников образов, родившихся в лесной зоне Евразии, что было связано с самим генезисом кочевых форм быта и хозяйства, получившего развитие под влиянием идеологии ранних кочевников.
Распространен и другой взгляд на эту проблему, связывающий историю стиля, с одной стороны с древним искусством Ближнего Востока, в частности Ирана, с другой - с единым процессом сложения и развития скифо-сибирских культур в степях от Дуная до Китая
.
Однако новейшие открытия последних лет, в частности самого древнего памятника раннескифского времени - кургана Аржан-1, исследованного археологической экспедицией Тувинского НИИ языка, литературы и истории в 1971-1974 гг. в долине р. Уюк под общим руководством автора данной статьи (начальник экспедиции) совместно со своим учителем и наставником профессором М. П. Грязновым (научный консультант) позволяют совершенно по новому подойти к рассмотрению вопроса о возникновении и формировании скифо-сибирского «звериного стиля».
Курган Аржан-1 имел внушительный внешний вид и сложные погребальные сооружения. Он возвышался над местностью огромной каменной насыпью (первоначальная высота 4-5 м.), диаметром 120 м. В процессе его раскопок под насыпью на поверхности земли было обнаружено сложное деревянное архитектурное сооружение, состоящее из радикально расположенных вокруг него 70 срубов-камер с бревенчатым потолком. По предварительным подсчетам, на их сооружение потребовалось около 5000 массивных лиственничных бревен, длина которых достигала 8-10 м. Посередине центрального сруба находился малый сруб из тонких бревен, отесанных сверху примерно на одну треть. Это основная могила центрального сруба - могила «царя» и «царицы». Вокруг нее вдоль трех стен сруба расположены шесть деревянных колод и два маленьких срубика. Это могилы сопровождающих «царя» наиболее преданных и высокопоставленных людей.
Вдоль восточной стены захоронены лошади «собственного седла», т.е. «царя» богатым убранством. Их было всего шесть. Все эти люди были именитыми и погребены со всеми полагающимися им почестями в индивидуальных гробах (колодах) и специальных срубах. Всего же в кургане похоронили 15 чел., сопровождающих «царя» и более 160 коней. Все эти люди были именитыми и погребены со всеми полагающимися им почестями в индивидуальных гробах (колодах) и специальных срубиках. Многочисленные драгоценности из золота, серебра и импортных вещей также являются доказательством знатного происхождения погребенных.
Несмотря на разграбление в древности в кургане Аржан-1 были найдены самые ранние уникальные находки, выполненные в строгом соответствии с канонами лучших образцов «скифо-сибирского звериного стиля». Эти предметы вооружения, конского снаряжения и изобразительного искусства. Особый интерес представляют различные личные и бытовые украшения из бронзы, золота, драгоценных камней, рога и кости.
Среди находок кургана Аржан-1 особо выделяются прекрасно отлитая бронзовая бляха с великолепным изображением свернутого в круг хищника (пантеры), бронзовый кинжал с исключительно реалистически выполненной фигурой дикого кабана, бронзовые навершии с великолепным реалистичным изображением горных баранов (архаров) и многие другие изделия из рога, кости, выполненные в лучших образцах «звериного стиля».
В своих первых публикациях мы с М.П. Грязновым с учетом археологических памятников исследованных того времени датировали курган Аржан-1 VIII-VII вв. до н.э. При этом мы имели в виду, что эта датировка может быть уточнена и пересмотрена в свете новейших археологических открытий.
Однако в результате раскопок другого более позднего неразграбленного «царского» кургана в долине той же реки Уюк-Аржан-2 (VII-III вв. до н.э.), исследованного в 2001-2003 гг. совместной археологической экспедицией Государственного Эрмитажа и Германского археологического института (руководители К. В. Чугунов - нач. экспедиции, Г. Парцингер, А. Наглер) - может быть пересмотрена первоначальная датировка кургана Аржан-1. Замечательные находки этого кургана многочисленные золотые изделия и украшения, выполненные в «скифо-сибирском зверином стиле», представляют настоящие произведения изобразительного искусства.
Уникальные материалы кургана, Аржан-1 (прежде всего), а также кургана Аржан-2 и других погребальных памятников свидетельствуют о том, что племена Тувы, жившие в то время, были одними из создателей оригинального, яркого всемирно известного скифо-сибирского искусства, а их территория обитания (Тувы) являлась очень важным центром его зарождения.
Это подтверждается еще и тем, что в аржанских курганах полностью представлена вся скифская триада в исключительно хорошо сложившихся формах. Великолепные образцы «звериного стиля», отражающие сложившиеся устойчивые формы обнаружены также в ранних оленных камнях монументальных каменных надгробных памятниках и наскальных изображениях Тувы того времени.
Таким образом племена Тувы в целом Саяно-Алтайского региона внесли существенный, очень важный вклад в создании замечательного и яркого скифо-сибирского искусства, обогатившего мир изумительными произведениями искусства. Что касается территории Тувы, то она в скифское время представляла собой один из важных центров кочевой цивилизации евразийских степей. По уровню социально-экономического и культурного развития она не уступала другим территориям скифского мира.
Племена, жившие в Туве в рассматриваемое время составили этническое ядро сложения современного тувинского народа. Элементы скифо-сибирского «звериного стиля» прослеживаются в традиционном декоративно-прикладном искусстве современных тувинцев.