Аннотация издания: Как молоды мы были ... ВИА Тувы 1970–90-х годов / сост. В. Ю. Сузукей. Кызыл: ОАО «Тываполиграф», 2015. 212 с.
Vocal and instrumental ensembles of Tuva from 1970’s to 1990’s
V. Yu. Suzukey
Summary: How young have we been... Vocal and instrumental ensembles of Tuva from 1970’s to 1990’s / composed by V.Yu. Suzukey. Kyzyl: "Tyvapoligraph” JSC, 2015. 212 P.
Одним из значимых и ярких событий нашей музыкальной жизни советского периода была деятельность бурно расцветавших в то время вокально-инструментальных ансамблей (ВИА). Почти в каждом селе, в районных ДК, в школах и институтах был свой вокально-инструментальный ансамбль.
Известно, что музыкальная культура Тувы богата, многогранна и разнообразна. К настоящему времени наиболее научно исследованными являются сфера традиционной музыки и творчество профессиональных композиторов. По изученности традиционной музыкальной культуры Тува даже находится на передовых позициях, по сравнению с такими соседними регионами, как Алтай, Хакасия, Бурятия и Якутия.
Однако, при всем богатстве и многогранности разных направлений музыкального творчества, к сожалению, совершенно неосвещенными остаются такие сферы музыкальной культуры, как творчество композиторов-песенников и творческая деятельность музыкантов, работавших и до сих пор работающих в разных направлениях современной эстрадной музыки. А эти направления ведь играли большую роль в формировании духовной культуры советских людей и были важной частью их досуга. Не одно поколение жителей республики выросло на музыке современных направлений. Песни композиторов-песенников и музыкантов-эстрадников всегда были любимы народом, многие их песни исполнялись и исполняются до сих пор во всех уголках республики.
Тем не менее, к сожалению, до сих пор отсутствуют публикации, где отражалась бы деятельность этих музыкантов, не говоря уже об анализе и оценке их вклада в духовную культуру республики. По причине недостаточности внимания к этим сферам и отсутствия обстоятельных публикаций, существует серьезная угроза полного исчезновения памяти о композиторах-песенниках и музыкантах-эстрадниках, которые имели большое влияние на своих современников. Но, поколения сменяются, и, к сожалению, вместе с ними уходит в небытие и память о музыкантах, творчество которых имело большое значение для духовного формирования тех поколений. В этом случае только научная фиксация и описание может спасти положение и оставить для истории имена наиболее ярких и талантливых музыкантов.
Одной из наименее освещенных (точнее будет: совсем не освещенных) сфер музыкальной культуры Тувы является деятельность вокально-инструментальных ансамблей. И это удивительно, потому что всеобщее внимание и любовь к ним и даже наличие фанатичных поклонников некоторых ВИА должно было бы оставить какой-то значимый «след» в истории музыкальной культуры Тувы в виде публикаций. Однако, как это ни странно, этого не произошло. И это очень большая, на мой взгляд, несправедливость. Причем несправедливость по отношению к ВИА проявлялась не только в том, что о них почти не писали ничего. Даже тогда, когда был период их активного процветания, несмотря на всеобщее поклонение и любовь, они, т.е. все ВИА оставались, скажем так, лишь неофициальными любимчиками публики. Можно было бы сказать и так: ВИА были «нелюбимым ребенком» официальной власти, которая чинила им препятствия на каждом шагу. Поэтому многие проблемы того времени были общими для всех групп.
Во-первых, большой проблемой была невозможность приобретения качественных электрогитар и звуковой аппаратуры. В Кызыле просто не продавались хорошие гитары. Да и для молодых ребят того времени стоимость хороших гитар была слишком высокой. Тем не менее, они проявляли чудеса изобретательности, чтобы приобрести хорошие гитары, ударную установку и звуковую аппаратуру скидывались сами, или им помогали родители и родственники, или такие детали, как звукосниматели, «создавали» сами. Приходилось приспосабливать мембраны с телефонных трубок, затем «сочинять» и придумывать, как присоединить все это к аппаратуре самим. В основном пользовались микрофонами от магнитофонов. Их прикрепляли изолентами к стойкам. Орлан Сарыглар из группы «Арбай-Хоор», например, даже сам изготовил неплохую самодельную электрогитару, которой они несколько лет пользовались. В основном, многое покупали у приезжавших в то время на гастроли в Туву групп, естественно, по завышенной цене.
Другой проблемой было отсутствие постоянного места для репетиций. Многим группам приходилось заниматься на квартирах, в подвалах, в гаражах, в различных помещениях, где только можно найти место, куда можно было бы лишь присесть и начать играть. Играли-то, в основном, на акустических гитарах.
Следующая проблема касалась их внешнего вида. Сейчас эта проблема может показаться смешной, но в то время это была одна из серьезнейших проблем, которая существенно портила музыкантам жизнь. Ребятам, конечно, хотелось иметь длинные волосы и быть одетыми в ультрамодные в то время джинсовые штаны. Многие подростки-музыканты того времени были беззаветными фанатами своих кумиров из группы «Битлз». У многих были вьющиеся густые волосы, которые в слегка отросшем виде придавали им даже особый шарм. Однако цензура советской эпохи была категорически против их длинных волос, и также против их джинсовогоприкида. «ВСЕХ ПОДСТРИЧЬ! ПРИЧЕСАТЬ! И ОДЕТЬ В КОСТЮМЫ!!!» — таково было неумолимое требование. Это была своеобразная борьба, в процессе которой музыканты также приобретали особую «закалку».
Время было такое — всяких парадоксов и запретов хватало. На сцене не должно было быть аппаратуры и инструментов, на которых были бы надписи на иностранных языках. Такие надписи требовалось заклеить русскими буквами. Все музыканты на сцене должны были быть одеты в черно-белую одежду, доходило даже до того, что требовали, чтобы музыканты на сцене не покачивались, не опускали гриф гитары слишком низко, чтобы от микрофона не отходили далеко, чтобы не допускали неприличных танцевальных движений и т. д.
Всякие запреты и ограничения касались и репертуара. Но ребята проявляли творческую фантазию и умудрялись обходить эти запреты самым «остроумным» способом. Самой существенной проблемой, на мой взгляд, являлась та, которая касалась сути творческого процесса. Некоторые музыканты сами сочиняли довольно талантливые песни. Но нельзя было исполнять песни неизвестного автора, т. е. автора, который не был членом Союза композиторов. В то время за репертуаром вокально-инструментальных ансамблей был особый контроль, поэтому они сами не имели права менять программу. И на концертах и тем более на конкурсах должны были исполнять только те песни, которые были утверждены художественным советом. Относительная свобода репертуара допускалась только во время игры на танцплощадках.
Пример из практики ВИА «Аян». «В 1986 году Борис Салчак написал очень красивую песню, которая называлась "Голоса”. Во время гастролей по Хакасии мы исполнили ее во время одного из последних концертов в Абакане. Публике она очень понравилась, и мы ее исполнили даже второй раз на "бис”. Но когда мы приехали в Кызыл, нас тут же вызвали в Министерство культуры. Там нам всем объявили строгий выговор, а Алексея Шойгу, как руководителя, даже чуть не уволили за то, что мы на концерте исполняли не утвержденную комиссией песню "никому неизвестного автора, который возомнил себя композитором”, как нам тогда сказали», — вспоминает Надежда Шойгу.
Пример с группой «Скифы», по воспоминаниям Сергея Кривоуса: «Однажды проходил конкурс на тему: "Песни военных лет”. В требованиях к конкурсу говорилось, что в репертуар ансамбля должна быть включена одна из песен известного композитора. Когда сдавали репертуарный лист, Владимир Женгелович написал авторами своей песни Пахмутову и Добронравова, а автором их песни обозначил себя, т.е. поменял авторов песен. В жюри надо было представить и тексты песен. Члены жюри, рассматривая эти тексты, говорили: "Та-ак, вот это что за песня? Аа, это у нас песня Пахмутовой. Смотрите, какая хорошая песня! Вот это песня! Вот это да! А вот эта песня недоработана. Чья это песня? Автор — В. Жен-ге-ло-вич. Аа, это вы? Вам еще надо много работать, чтобы довести песню до необходимого уровня”. Было ясно, что люди просто смотрели только на имена». Эти реалии советской эпохи сейчас уже воспринимаются как анекдоты. Но в свое время творческими людьми такое к ним отношение воспринималось, конечно, довольно болезненно.
Но, несмотря на все эти идеологические «заморочки», жизнь была очень интересной. Молодежь увлеченно занималась своим любимым делом. Одной из самых положительныхсторон всего ВИА-движения, как мне кажется, является именно то, что ребятам, увлеченным музыкой, просто некогда было бесцельно слоняться по улицам. Они были заняты своим любимым делом с раннего утра до глубокого вечера. Они проявляли чудеса творческой фантазии не только в исполнительском искусстве — почти самостоятельное обучение игре на гитарах, на ударных и клавишных, в пении, в сочинении песен, но и очень много творили и своими руками. Творчество било ключом!
В эти же годы партийно-комсомольскими организациями и Министерством культуры проводилось много конкурсов на военно-патриотические темы, где активное участие принимали и ВИА. Соответственно, ребята исполняли как готовые песни советских композиторов, так писали и свои песни на эти темы. Так, например, участники группы «Патефон» на конкурсе политической песни в городе Новосибирске выступали с песнями, написанными В. Женгеловичем и стали лауреатами конкурса. Необходимо отметить, что в те годы должное внимание уделялось, таким образом, и патриотическому воспитанию молодежи посредством музыки.
Все коллективы того времени выступали ЖИВЫМ звуком. У кого хоть немного есть слух и тот, кто бывал и бывает на ЖИВЫХ концертах — тот способен оценить такое действо и отличить настоящий КОНЦЕРТ от "фанерной” поделки. Магнитофон ведь можно слушать и дома. Тем не менее, удивительно то, что люди ходят «на концерт», чтобы слушать магнитофон и смотреть, как под него открываются рты. Именно потрясающее впечатление от живых концертов ВИА являлось большим преимуществом той эпохи.
Изданная нами работа не является в строгом смысле научным исследованием феномена ВИА в Туве. Научный труд, как известно, должен опираться на наиболее полно собранный, систематизированный и проанализированный материал. Поскольку материал по деятельности ВИА в Туве никогда планомерно не собирался, то настоящая работа является лишь началом сбора материалов, где предлагается краткий хронологический обзор нескольких тувинских ВИА 1970–1990 годов и материалы про некоторых звезд тувинской эстрады.
В процессе собирания материала по данной теме обнаружилось, что у нас в Туве, оказывается, нет ни одного специализированного музыкального периодического издания, типа газеты, журнала или интернет-сайта. Материалы про музыкантов и про события из музыкальной жизни республики, в основном, освещаются разными республиканскими газетами, и то не планомерно, а преимущественно post factum, т. е. только после того, как происходит какое-либо значимое событие: прошел фестиваль…, состоялся концерт…, завоевали Гран-При…, отметили юбилей музыканта…, ушел из жизни… и т. д.
В интернете также, за редким исключением, невозможно найти что-либо существенное. Из современных рок-групп Тувы официальный сайт имеют лишь группы Ят-Ха и GenDOS (не обновляемый). Не совсем корректно работает, но все же работает сайт Международного фестиваля Устуу-Хурээ. На сайтах некоторых республиканских газет невозможно попасть в их архивы даже 2000-х годов, не говоря уже, конечно, о публикациях 1970–1980–1990 гг.
Огромную благодарность хочу выразить Надежде Мухарбековне Антуфьевой. Довольно много материалов по тувинским музыкантам мне удалось найти лишь на сайте газеты «Центр Азии». К тому же там отлично функционирует очень удобная для пользования поисковая система. Естественно, использование интернет материалов в данной работе мною оформлено должным образом со всеми положенными ссылками на источники и на адреса их сайтов.
Когда собираешь все разрозненные газетные статьи и читаешь их подряд, то это оставляет ошеломляющее впечатление, потому что многие действующие лица в этих статьях – это наши современники, те же музыканты, и они так или иначе где-нибудь да пересекаются и не один раз. Когда такие статьи в бумажном варианте выходят с большими перерывами в разных газетах и некоторые из них иногда и не попадают на глаза, то такого цельного впечатления обычно никогда не получаешь. Поэтому я сочла возможным собрать их в этой работе для полноты восприятия материала.
Автор благодарит С. Кривоуса, Орлана Сарыглара, Н. Шойгу, Г. Сюрюн, Вл. Турусова, Р. Тюлюша, Ф. Анганзорова, В. Бочкарева, А. Островидова, Т. Ортеней, А. Ядыкина, О. Мартынова, А. Панаргина, И. Милкарева, А. Надина, Л. Ондара, П. Васильеву-Ооржак, Н. Момбужай, П. Фирсова, М. М. Фирсову, М. Норбу, В. Иргита, которые любезно уделили время и поделились своими воспоминаниями и фотоматериалами.
В начале 2013 года в №№ 05, 06, 07, 08, 09, 11 номерах газеты «Плюс-Информ» была опубликована серия моих статей под заголовком «Ретро-альбом музыки былых времен» о тувинских ВИА. Хочу также выразить благодарность всем тем, кто откликнулся на эти публикации, и поделился своими воспоминаниями и фотоматериалами. Огромное спасибо еще раз всем нашим читателям: и тем, кто отозвался, и тем, кто просто читал, и тем, кто звонил и спрашивал, где можно купить записи того или иного ансамбля. И все-таки остается еще надежда, что когда-нибудь каким-нибудь чудесным образом найдутся еще и магнитофонные записи в исполнении ВИА 1970– 1990-х годов.
Дата поступления: 12.04.2015 г.
Скачать файл статьи в PDF:
Библиографическое описание статьи:
Сузукей В. Ю. ВИА Тувы 1970–1990-х годов [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2015, № 2. URL: https://www.new-tuva.info/journal/issue_26/7924-suzukey.html (дата обращения: дд.мм.гг.).