Аннотация: В статье рассматриваются вопросы происхождения двенадцатилетнего и шестидесятилетнего животного циклического календаря, который используется тувинцами. Также исследуется этимология термина «шага» — тувинского праздника Нового года.
Ключевые слова: тувинцы, древние тюрки, двенадцатилетний животный календарь, двенадцатилетний животный цикл, шестидесятилетний животный календарь, Шагаа, Новый год.
Origins of 12 year animal calendar and it’s connection with Shagaa festival
B. B. Mongush
Abstract: Article reviews the origins of 12 year and 60 year cyclic animal calendar which is utilized by the Tuvans. It also investigates into the derivation of term "shaga” – the Tuvan New Year festival.
Keywords: Ttuvans, ancient Turks, twelve-year animal calendar, twelve-year animal cycle, sixty-year animal calendar, Shagaa, New Year.
Использовавшийся тувинцами и их предками 60-летний звериный циклический календарь представляет собой хронологическую систему, основанную на астрономических циклах движения Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. По мнению некоторых исследователей, данный календарь возник именно среди кочевников Центральной Азии, и большое влияние на это оказал их образ жизни. Так, например, по мнению В. В. Цыбульского, «есть основание предполагать, что идея создания юпитерного календаря с небесной символикой 12-летнего животного цикла была воспринята Восточной Азией от кочевников Центральной Азии» (Цыбульский, 1982: 79). Он пишет, что семья кочевника имела свою юрту, купол которой в теплую часть года оставался открытым, а жерди купола служили ориентиром для наблюдения звезд и планет, что делало юрту была своеобразным семейным «планетарием», благодаря чему накапливались астрономические знания и передавались из поколения в поколение. Указанную точку зрения разделяет и синолог В. М. Яковлев, который говорит, что: «Двенадцатилетний животный цикл был, однако, известен и тюркам, и тибетцам до введения китайского календаря. Очевидно, он был в употреблении и в ставке кагана Шаболу… в 584 г.» (Яковлев, Электр. ресурс). Он заключает, что «…этот животный цикл был воспринят в Китае от народов Центральной Азии, скорей всего и постепенно, вместе с буддизмом» (там же).
Как неоднократно отмечали ученые, кочевники обладали отличным врожденным зрением (Цыбульский, 1982: 78) и поэтому установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30º и дав каждой части наименование определенного животного, кочевники Центральной Азии создали солнечно-юпитерный 12 летний календарный цикл (там же: 79). В этом лунно-солнечно-юпитерном календаре год делился на 12 месяцев, в которых попеременно было по 29 и 30 дней. Столько суток в календарном месяце связано на знании того факта, что лунный месяц равен 29,5 суткам. И чтобы календарь был простым, все месяцы были поровну поделены на 29 и 30 суток. Сложение всех суток на 12 месяцев составляло 354 сутки, что было меньше реальных земных суток в году. Еще тогда было известно, что солнечный год равен 365,25 суткам. Для согласования его с продолжительностью солнечного года, семь раз в течение 19-летнего периода вставлялся добавочный, 13-й месяц (Это соотношение названо Метоновым циклом. Так назвали его потому, что эту закономерность была установлена в 433 г. до н. э. знаменитым афинским астрономом и математиком Метоно. См.: Цыбульский, 1982: 80). Тогда получалось соотношение: 12 лет х 12 мес. + 7 лет х 13 мес. = 235 месяцев. Так как год считался равным 127/19 месяца, то, как только различие становилось близким к единице добавлялся вставочный 13-й месяц. Таким образом, добавочные месяцы вставлялись после зимнего солнцестояния на 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 16-й и 19-й годы цикла (Селешников, 1970: 121–122).
Этот календарь назывался мучел или мурчел (тув. мөчүл; хак. мӱчел; казах. мүшел; монг. мөчлөг). По тюркской народной этимологии слово мучел происходит от муче (тув. мөчү) — часть тела, туши. 12-летняя структура этого цикла соотносится с традиционными представлениями о строении животного, в соответствии с которыми туши животных до сих пор обязательно разделываются на 12 частей (Мухамбетова, 2012: Электр. ресурс). Вместе с этой этимологией, по нашему мнению, существует и другая, по которой слово мурчел произошло от арабского названия знаков зодиака бурдж — древнетюрк. bürč (Древнетюркский словарь, 1969: 48, 132).
В 12-летнем животном календаре каждый год носит имя животного. В следующей таблице даны тувинские и древнеуйгурские названия 12-летнем животного календаря:
п/п |
Русское название |
Тувинское название |
Древнеуйгурское название |
1 |
Год мыши |
Күске чылы |
Küskü jïlï |
2 |
Год коровы |
Инек чылы |
Ud jïlï |
3 |
Год тигра |
Пар чылы |
Bars jïlï |
4 |
Год зайца |
Тоолай чылы |
Tabïšγan jïlï |
5 |
Год дракона |
Улу чылы |
Lü jïlï |
6 |
Год змеи |
Чылан чылы |
Jïlan jïlï |
7 |
Год лошади |
Аът чылы |
Junt jïlï |
8 |
Год овцы |
Хой чылы |
Qoj jïlï |
9 |
Год обезьяны |
Мечи чылы |
Bičin jïlï |
10 |
Год курицы |
Дагаа чылы |
Taqaγu jïlï |
11 |
Год собаки |
Ыт чылы |
Ït jïlï |
12 |
Год свиньи |
Хаван чылы |
Laγzïn jïlï |
Месяцы собственно тувинского календаря не имели собственных названий, а назывались по порядку и начинались с новолуния:
1.Февраль — кыштыӊ адак айы (последний месяц зимы);
2.Март — частыӊ башкы айы (первый месяц весны);
3.Апрель — частыӊ ортаа айы (средний месяц весны);
4.Май — частыӊ адак айы (последний месяц весны);
5.Июнь — чайныӊ башкы айы (первый месяц лета);
6.Июль — чайныӊ ортаа айы (средний месяц лета);
7.Август — чайныӊ адак айы (последний месяц лета);
8.Сентябрь — күстүӊ башкы айы (первый месяц осени);
9.Октябрь — күстүӊ ортаа айы (средний месяц осени);
10.Ноябрь — күстүӊ адак айы (последний месяц осени);
11.Декабрь — кыштыӊ башкы айы (первый месяц зимы);
12.Январь — кыштыӊ ортаа айы (средний месяц зимы).
У тувинцев-тоджинцев существовал хозяйственный или фенологический календарь (Потапов, 1969: 280):
1.Февраль — ак ай (белый месяц);
2.Март — час ай (весенний месяц) или өл харлыг ай (месяц мокрого снега);
3.Апрель — ыдалаар ай (месяц охоты с собакой);
4.Май — чайныӊ башкы айы (первый месяц лета)
5.Июнь — бестээр ай (месяц копания кандыка);
6.Июль — тостаар ай (месяц сдирания бересты);
7.Август — айлаар ай (месяц копания сараны) илихүлбүс ай (месяц охоты на козулю);
8.Сентябрь — күстүӊ эге айы (первый месяц осени);
9.Октябрь — дииӊнээр (месяц охоты на белку) илиалдылаар ай (месяц охоты на соболя);
10.Ноябрь — соок ай (холодный месяц);
11.Декабрь — кышкы ай (зимний месяц);
12.Январь — соок ай (холодный месяц).
12-летний животный циклический календарь в исторических письменных источниках кёк-тюрок впервые появился в основном в трех больших рунических надписях, которые были поставлены в середине VIII в. н. э. в честь принца Кюль-тегина, его брата — Бильге-кагана и Онгинская надпись, которая была поставлена в честь Ильтерес-кагана. Кроме этих надписей есть датировка по 12-летнему календарю в более ранней согдоязычной надписи из Бугута[1], которая создана в конце VI в. н. э. в честь тюркских каганов Первого Тюркского каганата. Таким образом, данный календарь появился у кёк-тюрок вместе с государственностью и он использовался в основном правителями кёк-тюрок — каганами. При этом государственные деятели ниже их ранга (Тоньюкук и Кули-чор) не использовали этот календарь в своих эпитафийных надписях. Через сто лет, уже после того, как древние уйгуры уничтожили кёк-тюркскую государственность, ими была создана своя собственная государственность на развалинах кёк-тюркского государства, которая стала пользоваться более модифицированной, развитой и удобной разновидностью 12-летнего животного циклического календаря, где уже точно определялись дни месяца. После разрушения их государства и изгнания части уйгур в Турфанский оазис, восстановленное там государство уйгуров пользовалось уже близким к известному нам 60-летнему календарному циклу календарем (Базен, 1986: 375). В. М. Яковлев об этом пишет, что 60-летний цикл встречается уже в турфанских документах, в частности, в опубликованном Г. Р. Рахмати под № 4 уйгурском тексте T.II Y. 29 — календаре на 1202 г. (Яковлев, Электр. ресурс). Этот же календарь был известен и древним енисейским кыргызам. О существовании у них такого календаря сообщается вТан-шу(«Истории [династии] Тан»), гл. 217б: «Первый месяц в году называютМаоши ай.Айзначит месяц. Три месяца составляют четверть года. Годы считаются двенадцатью знаками; напр[имер], год в знаке Инь называют годом тигра» (Бичурин, 1950: 351). ВТан-шуэти и другие сведения о кыргызах, попали из более ранних источников (Яковлев, Электр. ресурс).
В. М. Яковлев нашел свидетельства о более раннем появлении 12-летнего животного календаря у кочевников. По этому поводу он пишет: «Наличие этого цикла прослеживается до раннеханьского времени. Обнаружить его следы удалось историку и литератору периода династии Цин Чжао И (1727–1814). Он убедился, что двенадцать животных очень рано появились у кочевых народностей на севере Китая…. О вероятности попадания 12-летнего животного цикла из Центральной Азии в Китай свидетельствуют переводы буддийской сутры с санскритским названием Mahasamnipata sutra» (там же).
Дальнейшее развитие 12-летнего календаря связано с китайцами. Они развили указанный календарь до 60-летнего циклического животного календаря.
Началом нового года в 60-летнем животном циклическом календаре считалось новолуние, предшествовавшее вступлению Солнца в созвездие Водолея. Эта дата начала нового года по 60-летнему животному календарному циклу в разных языках народов Центральной Азии и некоторых близких к ним народов называлась по-разному. У тувинцев он называется Шагаа, у монголов — Цагаан сар (монг. белый месяц), у бурятов — Сагаалгана, у южных алтайцев — Чага-байрам, у тибетцев — Лосар (тиб. Новый год). Традиционно у вышеуказанных народов эта дата, и, в целом, весь календарь связаны с буддизмом.
Из исследования французского тюрколога Л. Базена, мы узнаем что у древних тюрков начало нового года называлось йыл башы, т.е ‘начало года’ и определялось оно по весеннему обновлению зелени (Базен, 1986: 364). У многих современных тюркских народов временем его наступления считается 21 марта — день весеннего равноденствия, как и у иранских народов. Среди тюрок-мусульман не сохранилось исконного названия начала нового года. Они называют его иранским названием навруз (варианты: наурыз, новруз). Исконное название сохранилось только у южно-сибирских тюрков: у тувинцев — чыл бажы, у хакасов — чыл пазы, у шорцев — чыл пажы. Для обозначения начала нового года по 60-летнему животному циклическому календарю тувинцы в основном пользуются словом шагаа, происхождение которого до конца до сих пор не изучено. А название чыл бажы используется редко, в основном в новогодних обрядовых текстах.
Существуют разные мнения по происхождению термина шагаа в тувинском языке. Однако среди них есть две основные версии этимологии данного слова. Первая версия: термин произошел от монгольского названия цагаан сар традиционного начала нового года. Вторая версия: слово шагаа исконно тувинского происхождения и по другому оно читается как шаг аазы (дословный перевод на тувинский: молозиво времени). Не вдаваясь в дискуссионные споры вокруг них, хочу изложить свою собственную версию этимологии указанного термина. По нашему мнению, оба вышеуказанные этимологии, отчасти, имеют под собой некоторые основания. Возможно, что термин нужно читать как шаг агы (дословный перевод: белый цвет времени), и на древнетюркском он звучит как чак агы, которое переводится как ‘белая пора; белый цвет времени или поры’ (Древнетюркский словарь, 1969: 48, 139).
Список литературы:
Базен, Л. (1986) Человек и понятие истории у тюрков Центральной Азии в VIII в. // Зарубежная тюркология. Вып. 1. Древние тюркские языки и литература. М. : Наука.
Бичурин, Н. Я. (1950) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.–Л. : Изд. АН СССР.
Древнетюркский словарь (1969) Л. : Наука.
Кляшторный, С. Г., Лившиц, В. А. (1971) Согдийская надпись из Бугута //Страны и народы Востока. Т. X. М. С. 121–146.
Мухамбетова, А. (2012) Тенгрианский календарь (мушель) как основа кочевой цивилизации казахов [Электронный ресурс] // Международный фонд исследования Тэнгри. URL: http://tengrifund.ru/tengrianskij-kalendar-mushel-kak-osnova-kochevoj-civilizacii-kazaxov.html (дата обращения: 09.02.2015).
Потапов, Л. П. (1969) Очерки народного быта тувинцев. М. : Наука.
Селешников, С. И. (1970) История календаря и хронология. М. : Наука.
Цыбульский, В. В. (1982) Календари и хронология стран мира. М. : Просвещение.
Яковлев, В. М. Двенадцатилетний животный цикл в Китае и у древних тюрков [Электронный ресурс] // Синология.Ру. URL: http://www.synologia.ru/ a/Двенадцатилетний_животный_цикл_в_Китае_и_у_древних_тюрков(дата обращения: 09.02.2015).
Takao Moriyasu, Toshio Hayashi, (1999) Site of Bugut // Provisional report of researches on historical sites and inscriptions in Mongolia from 1996 to 1998 . Edited by Takao Moriyasu and Ayudai Ochir. The Society of Central Eurasian Studies, Toyonaka, Osaka University.
Дата поступления: 10.02.2015 г.
Скачать файл статьиБиблиографическое описание статьи:Монгуш Б. Б. Истоки двенадцатилетнего животного календаря и его связь с празднованием Шагаа [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2015, № 1. URL: https://www.new-tuva.info/journal/issue_25/7782-mongush-bb.html (дата обращения: дд.мм.гг.).
[1]Если в надписях Кюль-тегина и Бильге-кагана большинство событий, связанных с государственной историей датированы 12-летним животным циклическим календарем, то в Бугутской стеле, встречается только одно упоминание события происшедшего в год Зайца (Кляшторный, Лившиц, 1971: 132; Takao Moriyasu, Toshio Hayashi, 1999: 121).