Аннотация: В статье проанализированы результаты исследования, позволяющие выяснить, как социально-экономические преобразования 2000-х годов повлияли на молодежь республики, какую роль выполняют традиционные ценности в становлении личности молодого человека, каким образом молодежь участвует в процессах сохранения и развития калмыцкой культуры.
Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» (проект КИГИ РАН «Современная молодежь и традиционная культура (на примере Калмыкии)»).
Ключевые слова: калмыки, калмыцкая культура, молодежь, этническая культура, этнокультурное воспроизводство, Калмыкия.
Youth participation in ethnic
and cultural reproduction in the Republic of Kalmykia
L. V. Namrueva
Abstract: Тhe article analyzes the results of a study to learn how the socio-economic transformation of the 2000’s influenced the youth of the Republic, what role do traditional values play in the development of a young person, how young people are involved in the processes of preservation and development of Kalmyk culture.
Keywords: youth, ethnicity culture, socio-cultural reality, assimilation, knowledge of traditions and customs.
Отдел социально-политических и экологических исследований Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН в 2011–2013 гг. выполнял тему научно-исследовательской работы «Современные социокультурные процессы в молодежной среде Республики Калмыкия», результатом которой стала коллективная монография, изданная в 2014 г. Коллективный труд представляет собой первое комплексное исследование молодежи Республики Калмыкия, проведенное на стыке социологии молодежи, культурологии, социологии культуры, юриспруденции, регионоведения, социальной статистики, аксиологии, социальной педагогики. В работе рассмотрены вопросы социального статуса молодежи, социализации молодого поколения, реализации молодежной политики в регионе, деятельности молодежных организаций, исторической памяти, ценностных ориентаций молодых людей (Современные социокультурные процессы 2014).
Отдел в этот период также выполнял проект «Современная молодежь и традиционная культура (на примере республики Калмыкия)» (2012–2014гг.), который получил поддержку Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре». Эти научные издания в какой-то степени восполнили имеющийся недостаток в крупных научных работах по проблемам современной молодежи Калмыкии.
В данной статье мы проанализируем результаты исследования вышеуказанного проекта, а именно: как социально-экономические преобразования последнего десятилетия повлияли на молодежь республики, какую роль выполняют традиционные ценности в становлении личности молодого человека, каким образом молодежь участвует в процессах сохранения и развития калмыцкой культуры.В соответствии с поставленными задачами по проекту были проанализированы произведения калмыцкого фольклора, чтобы использовать их в воспитании подрастающего поколения (Шарманджиев 2012, 2013). Д.А.Шарманджиев считает, что калмыцкие сказки, как и народное творчество в целом, создавая образ совершенного калмыка, тем самым воспитывают молодежь на этих идеальных человеческих качествах (Шарманджиев, 2014). В рамках проекта была издана монография Д.А.Шарманджиева (Шарманджиев, 2013), которая вносит определенный вклад в осмысление проблем традиционной культуры воспитания, содействует решению новых задач в области обучения и воспитания, обращенных непосредственно к человеку, к развитию его личности.
М.Б.Марзаева проанализировала влияние традиционных конфессий (православие, буддизм) на формирование ценностных ориентаций, нравственных качеств молодежи республики (Марзаева, 2012ab). Исследователь отмечает, что деятельность традиционных религиозных организаций оказывает позитивное влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи. Так, Центральный хурул Калмыкии в рамках просветительской программы специально для учащейся молодежи организовывает встречи с известными буддийскими учителями. Работа религиозных организаций основывается на привлечение молодых людей к делу сохранения и развития национальной культуры. Например, Элистинская и Калмыцкая епархия ежегодно проводит Рождественский сочельник, в котором активное участие принимает православная молодежь. На протяжении многих лет Центральный хурул Калмыкии является местом проведения различных мероприятий, направленных на пропаганду калмыцких традиций, обычаев и родного языка. Участие молодежи в просветительских и культурных программах традиционных конфессий содействует их духовно-нравственному становлению, способствует к приобщению национальной культуре.
Е.А.Гунаев выполнял исследовательские задачи, направленные на изучение правовой культуры, в аспекте правового воспитания молодежи Республики Калмыкия. Правовая культура как один из итогов воспитательного процесса права является обязательным атрибутом гражданского общества, правового государства. На современном этапе она выступает важнейшей детерминантой, обеспечивающей успех внедрения и функционирования демократических норм и ценностей (Гунаев, 2012ab, 2013, 2014).
Молодежь республики играет важную роль в этнокультурном воспроизводстве, осознавая всю ответственность, возложенную на нее, ведь от ее позиций, активного участия зависит будущее этноса. В этой связи весьма актуальны положения, выдвинутые К. Мангеймом. В своем трактате «Диагноз нашего времени» ученый утверждает, что «проблемы молодежи в современном обществе имеют два аспекта: что может дать нам молодежь и что может ждать от нас молодежь» (Мангейм, 2004: 441). К.Мангейм очерчивает круг параметров, в рамках которых возможно гармоничное, социально значимое развитие личности молодого человека. Среди таких параметров выделены следующие:
1)Состояние социального окружения как необходимое условие, позволяющее индивиду (молодому человеку) вносить вклад в данное общество;
2)Приверженность молодых людей действующим в обществе идеям, культурным нормам и ценностям;
3)Потенциал молодых людей и условия, необходимые для преобразования этого потенциала в действие (Мангейм, 2004: 441; см. также: Ламажаа, 2011: 259–279).
Рассмотрим перечисленные параметры с учетом реалий современного калмыцкого общества. Используя типологию провинциальной молодежи, выделим следующие типы молодых людей республики: реально успешные, достигшие определенных результатов в своей жизни; потенциально успешные (Букин, 2011). Успешная молодежь республики потенциально и субъективно настроена на лидерство, для этого у них имеется немало предпосылок, главной из которых считается открытость новому, способность к нетрадиционным, инновационным решениям. Это делает ее способной к конструктивному межкультурному диалогу, без которого лидерство принципиально невозможно. Молодые люди свой интеллектуальный потенциал реализуют, участвуя в разнообразных конкурсах и программах.
Для молодежи открыт широкий путь к овладению народными обычаями, песенным и танцевальным фольклором, традиционным вероисповеданием. Наряду с тенденциями к традиционности среди молодежи широко развивается и профессиональная культура, в результате чего народный и профессиональный слой, активно взаимодействуя, плодотворно обогащают друг друга. Элистинский колледж искусств им. П.О.Чонкушова — единственная в республике кузница кадров системы культуры и искусства. Музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное, художественное образование в колледже ориентировано на калмыцкие национальные традиции. Своей деятельностью выпускники, заслуженные и начинающие, воспитывают у зрителей, слушателей интерес к культурным ценностям калмыцкого народа, формируют у молодого поколения историческую память, уважение к наследию прошлого, стремление участвовать в возрождении и сохранении самобытной культуры калмыков. Одним из талантливых выпускников колледжа является Игорь Лазарев, выпускник РАМ им. Гнесиных. Несмотря на молодой возраст, ему 27 лет, он — победитель многих престижных музыкальных конкурсов, награжден Национальной премией «Улан Зала». Осенью 2012 г. молодой музыкант учреждает премию «Вдохновение» для поощрения студентов Элистинского колледжа искусств и этношколы, «чьи значительные успехи в учебной и творческой деятельности являются подтверждением продолжения и совершенствования традиций национального образования в области культуры и искусства» (Шакуев, 2012). Помимо этой замечательной инициативы И.Лазарев организовал проведение осеннего благотворительного концертного проекта, который проходил во всех районах республики. В сольных концертах певца участвовали воспитанники детских школ искусств и музыкальных школ республики, а также лауреаты премии «Вдохновение». Сборы от концертов были переданы сельским музыкальным школам и колледжу искусств (Лазарев, 2012). Молодой музыкант И.Лазарев,являясь ярким представителем творческой интеллигенции, своими реальными действиями отвечает на стремление этноса сохранить свою целостность, самобытность.
Задачи сохранения элементов этнической культуры и языка являются главными в проведении традиционного республиканского фольклорно-этнографического фестиваля «Джангрин ачнр» («Внуки Джангара»), посвященного великому калмыцкому эпосу «Джангар». Учащиеся, готовя творческие работы, исследования, театральные постановки, демонстрируют неподдельный интерес к славному прошлому калмыцкой истории, желание узнать больше об искусстве, быте своих предков. Тем самым они приобщаются к вечным ценностям и высшим идеалам, оставленным им в наследство. После фестиваля многие участники принимают решение учиться в Калмыцком госуниверситете — в Институте калмыцкой и восточной филологии, на историческом факультете.
В целях возрождения культурных и национальных традиций и обычаев калмыцкого народа, популяризации национальных видов спорта в 1997г. был принят указ Президента РК К.Н.Илюмжинова о проведении в республике «Джангариады», национального культурно-спортивного праздника, целью которого является не только возрождение и популяризация национальных видов спорта (скачки, борьба, метание лука, аркана), но и восстановление в памяти забытого уклада жизни кочевника, возрождение народного творчества. В конкурсе сказителей соревнуются мастера устного народного творчества, воспевающие древних калмыцких богатырей из эпоса «Джангар». Молодые люди со всех районов активно участвуют во всех состязаниях, тем самым приобщаясь к истории, традиционной культуре. К сожалению, в республике были полностью утрачены секреты изготовления луков, забыто искусство стрельбы. Инициаторы его возрождения берут за основу бурятский вариант: пользуются их луками, осваивают технику стрелков. Интерес к старинному виду состязаний растет, прежде всего, у молодежи. Стали регулярно проводиться различные соревнования, лучшие лучники выезжают за пределы республики (Намруева, 2012а).
В республике целенаправленно осуществляется поддержка одаренных детей в обучении национальным видам искусства. Так, в этношколе — специализированной школе для творчески одаренных детей, прекрасно владеющих родным языком, развивают их литературные способности, приобщают их к богатым традициям народных калмыцких песен и танцев, знакомят с методиками и техниками, использовавшимися в народном декоративно-прикладном искусстве, также обучают искусству исполнения эпических произведений. О том, что решение о создании образовательного заведения было правильным, свидетельствуют успехи воспитанников школы-интерната. В марте 2012 г. танцевальный коллектив этношколы Республиканского центра детского творчества завоевал Гран-при международного фестиваля-конкурса «Звездный час» (г. Москва). Жюри высоко оценило самобытность калмыцких танцев «Ишкимдык», «Мингн байр», «Чичердык», хороший уровень исполнения юных танцоров, преемственность в сохранении традиций в области национальной хореографии. Ученики школы также успешно выступили в номинации «Народный вокал», заняв призовые места; в их исполнении прозвучали протяжная песня «Маля», народные домбровые песни «Галдма», «Бичкн кер мөрн».
Сохранение и приумножение традиций исполнительской и музыкальной культуры, повышение профессионального уровня учащихся и выявление одаренных и перспективных детей для дальнейшего профессионального ориентирования являются основными задачами регулярно проводимого в республике конкурса «Молодые дарования Калмыкии». Традиционно конкурс проходит в дни весенних каникул на базе Элистинского колледжа искусств им.П.Чонкушова, с каждым годом число его участников растет. В 2012г. в нем приняли участие 220 воспитанников школ дополнительного образования от 7 до 19 лет из 10 районов и столицы республики, которые соревновались в номинациях «Национальные инструменты Калмыкии», «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство», «Оркестровые духовые инструменты» (Балакаева, 2012).
Весной 2012г. в республике были проведены два крупных культурных мероприятия: детский конкурс калмыцкой песни «Теегин айс» («Песня степи») (совместный проект Мэрии Элисты и ГТРК «Калмыкия») и шоу «Голос нации». Телезрители активно голосовали за понравившихся участников по Интернету. Основные задачи конкурса «Теегин айс» — возрождение национальных духовных традиций путем приобщения к нему молодого поколения, выявление юных талантов, воспитание патриотов. Конкурс показал, что в республике много талантливых детей, хорошо знающих родной язык, прекрасно поющих. В финале шоу «Голос нации» участвовало 13 молодых людей, прошедших отборочный тур. При поддержке спонсоров, которых волнует судьба национальной культуры, проведены в столице страны концерты призеров конкурса «Голоса нации». Такие творческие соревнования способствуют развитию калмыцкого языка, песенного творчества в молодежной среде, сохранению этнической культуры.
К категории успешных отнесем и молодежь республики, которая отмечена различными премиями. 22 августа 2013г. лучшие студенты «Колледжа искусств имени П.О.Чонкушова» и студенты вузов культуры и искусства России были награждены премией Главы РК «За особые достижения в учебной и творческой деятельности» 2013 г. Эта почетная награда была учреждена в апреле 2009г. и адресована одаренной молодежи Калмыкии, обучающейся по творческим специальностям в учебных заведениях культуры и искусства, как в республике, так и за ее пределами. Представители студенческой молодежи своим примером доказывают, что в жизни можно многого добиться ярким проявлением своей творческой одаренности, редким индивидуальным даром и проявлением креативности. Молодые люди, ставшие победителями конкурса на соискание премии Главы Республики Калмыкия, выбрали своей профессией служение Искусству. Все они уже успешно заявили о себе отличной учебой и победами в престижных конкурсах российского и международного значения.
К потенциально успешным, т. е. уверенным в достижении жизненных успехов, следует причислить и тех ребят, кто, являясь студентом и старшеклассником, стремится активно участвовать в социально-экономической и культурной жизни республики. Для этой категории молодых людей специально организован молодежный образовательный форум «Уралан», его программа построена по аналогу проведения всероссийского форума «Селигер». Цель республиканского форума — содействие раскрытию потенциала молодежи. Для этого созданы площадки, на которых любой молодой человек или команда молодых людей могут продемонстрировать свой талант, найти единомышленников, партнеров, наладить взаимодействие с представителями власти, малого и среднего бизнеса, получить общественную и государственную поддержку.
Из вышеперечисленного видим, в Калмыкии созданы необходимые условия, которые позволяют молодым людям участвовать в процессах сохранения и развития этнической культуры (см.: Ламажаа, Намруева, 2014). В системе образования республики для наилучшего восприятия элементов этнической культуры, формирования национального самосознания у молодого поколения нацелены образовательные программы «Основы буддизма», «История и культура родного края», «Тодо бичиг» («Старокалмыцкая письменность»), которые преподаются в школах региона с середины 1990-х гг. Разнообразные конкурсы и фестивали — «Цаган ботхн» («Белый верблюжонок»), «Танцевальная весна», «Веселая карусель», «Юность Калмыкии», фольклорно-этнографический фестиваль «Джангрин ачнр», («Внуки Джангра»), конференция «Бичкн төрскн» («Малая родина») — направлены на передачу подрастающему поколению республики уважения к языку и культуре, знания традиций, опыта жизни этноса. В этой связи мы разделяем мнение З.В.Сикевич о том, что «институты образования и воспитания осуществляют гуманитарное (духовное) воспитание подрастающего поколения, в частности, воспитание этнокультурное, призванное формировать этническую идентичность, и патриотическое, призванное способствовать становлению национальной идентичности (Сикевич 2011: 51). Наши исследования постоянно фиксируют, что в республике наблюдается растущий с каждым годом интерес школьников и молодых людей к изучению истории и традиционной культуры народа, своей малой родины.
Рассмотрим отдельные результаты анкетного опроса (N=652), проведенного в рамках проекта в 2012г., которые позволяют определить отношение молодежи к такому элементу этничности, как традиции и обычаи. Традиции и обычаи являются основой духовного воспроизводства данной общности (посредством передачи культурного наследия от поколения к поколению в рамках первичных групп) (Намруева 2014).
На вопрос «Нужны ли современной молодежи обряды и традиции народа?» большинство опрашиваемых (78,2%) ответили, что нужны. Эта позиция в большей степени свойственна сельской молодежи (47%), чем городской (33,8%); респондентам-калмыкам (42,8%). В целом 40% массива считают, что молодежь должна усвоить обряды и традиции и передать их детям. Более всего этого мнения придерживаются молодые женщины (45,6%). Это вполне понятно, т. к. именно они являются основными трансляторами знаний этнической культуры. Пятая часть имеет иное мнение по этому поводу (21,8% — суммированный ответ по трем отрицательным вариантам), молодежь может обойтись без знаний народных обрядов и традиций. Из них 8,6% респондентов считают, что жизнь кардинально изменилась, эта позиция более всего характерна респондентам-мужчинам (12,6%) и респондентам-русским (12,7%). В целом, 6,0% отмечают, что нужно создавать новые традиции, отвечающие требованиям современности. А 7,2% опрошенных не смогли дать однозначный ответ.
На закрытый вопрос «Если вы считаете, что традиции и обряды нужны, то укажите главную причину» половина опрошенных (50,2%) ответили, что знания и мудрость предков, выраженные в обрядах и традициях, не позволяют народу исчезнуть. 31,4% придерживается мнения, что молодежь, знающая традиции своего народа, чувствует себя его частью. 7% респондентов отметили, что обряды красивы, мне доставляет удовольствие наблюдать за ними, принимать в них участие. 6,7% опрошенных заметили, что традиции широко распространены среди молодежи моего народа, значит, и я должен их знать. Полученные результаты свидетельствуют, что молодежь, понимает значимость традиций, обрядов, которые являются важнейшим этнодифференцирующим показателем, одним из основных маркеров этничности.
Важнейшим фактором развития и воспроизводства этнической культуры выступает процесс передачи базовых элементов культуры (образцов поведения, ценностей, знаний, умений, навыков) от предшествующих поколений к последующим (см.: Ламажаа 2008). В процессе воспитания, обучения, совместной деятельности хранители культуры (родители, родственники, учителя, наставники) передают свои знания, умения, навыки, ценностные установки будущим носителям культуры, которые в свою очередь присваивают эти элементы культуры, обретают единство миропонимания, отдельные черты их психики и поведения, обретают сходство с представителями данной этнической общности. При этом процесс культурной передачи влияет на воспроизводство всех структурных компонентов и уровней культуры этноса.
Один из вопросов анкеты определял, какие факторы повлияли на приобщение молодых людей к традициям и обычаям народа, степень их влияния. Полученные данные позволяют выстроить своеобразный список факторов, различающихся по силе влияния на этническую социализацию молодых людей. Наиболее сильное влияние на этот процесс оказывают родители (65,6%). Далее по убывающей следуют фактор «Я сам» (45,4%), школа (25,3%), друзья (19,0%), СМИ, Интернет (12,3%), вуз, ссуз (9,5%).
Рассмотрим три основных фактора, оказывающих наибольшее влияние на процесс этнической социализации молодых людей. Роль родителей на приобщение к традициям и обычаям народа опрашиваемые оценивают следующим образом: сильное — 65,6%, слабое — 23,0%. По мнению 6,9% респондентов родители никак не повлияли на их приобщение к традициям и обычаям народа. Фактор «Я сам» имеет сильное влияние для 45,4% опрошенных, на 38,7% — слабое. Собственное желание, стремление приобщиться к этнической культуре не было сформировано у 8,7%. Влияние школы на этническую социализацию опрашиваемые оценивают как сильное — 25,3%, слабое — 44,6%. По мнению 21,9% респондентов, школа никак не оказала никакого влияния на их приобщение к традициям и обычаям народа.
Особую роль в личностном развитии человека играют обряды. Кроме внешней, у любого обряда есть внутренняя сторона, направленная на развитие физических, психических и интеллектуальных способностей. Одна из главных функций любого обряда — обеспечивать трансляцию знаний. Один из закрытых вопросов анкетирования выяснял степень знакомства молодых людей с обрядовой культурой народа. Из всех рассматриваемых обрядов — свадебные, религиозные, праздничные, похоронные, родильные — опрашиваемые более всего знакомы со свадебными обрядами. Более половины респондентов (56,3%) имеют представление о них, 13,2% — знают, как их проводить, 20,4% умеют организовать эти обряды, т. к. сами участвовали, 7,5% респондентов ничего не знают о них. Далее степень знакомства с другими обрядами уменьшается, увеличивается количество тех, кто ничего не знает о них. Респонденты оценили низко знание родильных обрядов, 43,6% указали, что ничего не знают об обрядах, связанных с рождением детей. Это вполне объяснимо, наши опрашиваемые еще не обзавелись своими детьми, когда этот момент наступит, они обязательно обратятся к источникам, чтобы пополнить свои обрядовые практики.
Таким образом, наш анализ показал, что обрядовая культура, являясь одним из основных показателей этничности, не проявляют тенденции к ослаблению и тем более к исчезновению в молодежной среде республики. Доказательством этих выводов служит то, что в республике идет процесс конструирования и внедрения в структуру этнической культуры новых, нестандартных идей, инициатором многих из которых является молодежь. Возможно, это явится в перспективе значимым способом функционирования этничности.
Второй параметр социально значимого развития личности молодого человека (по Мангейму), рассмотрим, используя результаты социологического исследования, проведенного автором в 2011г., в рамках которого было опрошено 272человека, учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений республики (Намруева 2012b). Распределение по этническому признаку выглядит таким образом: 54% респондентов — калмыки, 46% респондентов — русские. Полученные результаты показывают, что более половины (56,7%) анкетируемых приобщены к этнической культуре калмыков, из них 48% опрошенных могут исполнить песню, йорял (благопожеление), калмыцкий танец. 8,7% могут обучить других петь по-калмыцки, исполнить калмыцкий танец, т.е. эти молодые люди достаточно хорошо владеют рассматриваемыми видами народного творчества. По признанию же 42,9% респондентов, они ни одним из предложенных умений не владеют. Следовательно, эта часть не включена в процессы этнической социализации. Данные опроса свидетельствуют, что молодежь включается в этническую культуру посредством чтения республиканских газет (38,9% респондентов), просмотра спектаклей в калмыцких театрах (20,4%), чтения произведений калмыцких авторов (14,0%). Почти каждый пятый (22,4%) ничего не выбрал из предложенных вариантов, тем самым продемонстрировав равнодушное отношение к этим видам деятельности. Результаты опроса свидетельствуют, что большинство опрошенной молодежи приобщено к культуре калмыцкого народа, однако это не характерно в отношении пятой части опрошенных.
Закрытый вопрос «Что вы будете делать охотно?» выявлял, какое из предлагаемых действий по включению в этническую культуру является наиболее привлекательным. Согласно полученным данным, в равной степени являются привлекательным посещение выставок в Национальном музее РК (23,4%) и участие в художественной самодеятельности (23,4%). Каждый шестой опрошенный (15,6%) охотнее побывал бы на встрече с калмыцким художником. Следует отметить, что 37,6% респондентов не нашли привлекательным ничего из предложенного списка. Данный вопрос также позволил определить и направленность интересов учащихся, которые, судя по ответам почти четверти опрашиваемых, связаны с художественной самодеятельностью и работой музея (далее следует интерес к творчеству калмыцких художников).
На закрытый вопрос «Беспокоит ли вас будущее калмыцкой культуры?» 23,1% респондентов отметили, что их эта проблема беспокоит, поэтому они сами готовы участвовать в работе по ее сохранению. 46,7% респондентов признались, что иногда эта проблема их волнует. 15,9% опрошенных придерживаются мнения, что не стоит переживать, поскольку ассимиляция —это закономерный процесс. По признанию 14,2% респондентов, их указанная проблема совсем не волнует. Полученные данные свидетельствуют, что в молодежной среде одновременно существуют два противоречивых мнения относительно будущего калмыцкой культуры, большая часть опрашиваемых (69,8%) озабочена ее перспективами.
Отвечая на вопрос «Что Вы можете предложить в решении проблемы сохранения калмыцкой культуры?», ребята указывают, что могут организовать мероприятие по калмыцкой тематике (12,2%), участвовать в таком мероприятии (37,6%), наблюдать за ходом такого мероприятия (49,9%). Полученные результаты показывают, что половина опрашиваемых (49,8%) настроена принимать активное участие в организации и проведении мероприятий, направленных на сохранение калмыцкой культуры. Другая половина нацелена занять пассивную позицию сторонних наблюдателей. По всей видимости, для этих молодых людей высока прагматическая ценность образования, они в большей степени ориентированы на достижение определенного социального статуса, позволяющего в дальнейшем достичь жизненного благополучия или успеха, чем на реализацию своих интеллектуальных и творческих способностей в интересах страны, республики, народа (Быкова, Зотов, 2011: 72).
Во втором десятилетии XXIв. у калмыцкой молодежи наметилось нарастание интереса к изучению основных составляющих калмыцкой культуры — родного языка и религии предков. Однако отдельные исследователи фиксируют при этом, что у подавляющего большинства опрошенных студентов и школьников 9–11 классов отсутствует интерес к изучению родного языка. Причины: невостребованность калмыцкого языка вне школьных занятий, недостаточно интересная подача материала, высокий уровень сложности заданий, отсутствие принципа ступенчатости (нарастающей сложности) изучения языка. Гораздо больше интереса у молодых калмыков к изучению западных языков (Нуксунова, 2012).
Некоторые специалисты отмечают, что по приблизительным подсчетам лишь около 7% всей калмыцкой молодежи говорят на калмыцком языке, 55% не знают калмыцкого языка, но проявляют интерес к его изучению, из них 20–25% активно изучают калмыцкий язык: посещают занятия, клубы по развитию разговорного калмыцкого языка, читают калмыцкую литературу, ведут переписку на языке либо с использованием фраз калмыцкого языка, посещают мотивирующие этнопаблики в соцсетях, используют русско-калмыцкие электронные словари, генерируют новый контент на родном языке (Кальдинова, Нуксунова 2013).
Возросший уровень этнопатриотизма молодых калмыков сочетается с нарастанием гражданской идентичности, отождествление себя к гражданам великого государства. Калмыцкий язык и буддизм являются одними из основных этноконсолидирующих факторов. Исследователи отмечают, что движение за сохранение бытового языка поднялось «снизу», что называется, из народа. Активные популяризаторы калмыцкого языка, такие как блоггер Виктор Манджиев, руководитель общественной организации «Иткл» Виталий Боков, руководитель Центра по сохранению калмыцкой культуры «Тенгрин Уйдл» Басан Захаров, молодые эстрадные исполнители Лиджи Горяев, Дмитрий Шараев, Феликс Шорваев, разработчик приложения для смартфонов на платформе Android «Русско-калмыцкий словарь» Арслан Мучкаев, разработчик приложения для айфонов и смартфонов на платформе Android «Хальмг келн» Алексей Зунов и многие другие активисты участвуют в работе Общественного совета по сохранению калмыцкого языка при Главе Республики Калмыкия (РК), молодежного парламента, молодежной общественной палаты при Народном хурале РК. В обществе давно назрела потребность в подобных культурных агентах (Нуксунова 2014:72). Они участники всех официальных встреч и научных конференций, посвященных сохранению калмыцкого языка. Методы этих деятелей по реконструкции и активизации калмыцкого языка современные, понятны желающим изучать родной язык, поэтому охотно принимаются молодым поколением калмыков. Благодаря усилиям таких активистов и СМИ в Калмыкии сегодня появилась мода на калмыцкий язык.
Басан Захаров, руководитель «Тенгрин уйдл» отмечает: «Есть молодежь национально ответственная, это люди, ощущающие свою личную ответственность за судьбу нации, они активны, их немного, к сожалению, но их голос заметен, слышен. Есть музыканты, школьники, студенты, что-то делающие для развития родной культуры». Виталий Боков, руководитель «Иткл», признался: «Я вижу позитивные сдвиги: говорить на родном языке становится модным, тот, кто говорит на родном языке, воспринимается как истинный калмык, который искренне любит свою Родину. Изучать родной язык не плохо. Вот первая стадия, которую мы прошли. Вторая стадия — если ты искренне любишь, то ты должен проявлять усердие в изучении родного языка» (там же: 73).
Наиболее активны в популяризации калмыцкого языка молодые люди, выросшие в поселках, очагах калмыцкого языка, то есть в тех местах республики, где калмыцкая речь еще сохранялась вперемежку с русской речью. Но язык этнического происхождения не был освоен в период юности. Молодые люди, самостоятельно изучающие родной язык, становятся активными агентами по обучению молодых калмыков калмыцкому языку. Активисты молодежных организаций изучили калмыцкий язык уже после учебы в вузе и работы за пределами республики. Ныне они активные пропагандисты калмыцкого языка и буддизма. По инициативе «Иткл» и «Тенгрин уйдл» созданы клубы калмыцкого языка не только в г.Элисте, но и в отдельных районах. А в 2013г. открыт клуб калмыцкого языка в Москве на базе ресторана калмыцкой кухни, где молодежь во время дружеских бесед, разучивания калмыцких песен, игр изучает разговорный калмыцкий язык.
Третий параметр, выделенный К. Мангеймом, — потенциал молодых людей и условия, необходимые для преобразования этого потенциала в действие, — рассмотрим на примере деятельности молодежных организаций Калмыкии, лидеры которых, имея твердую жизненную позицию, нацеленность на конкретные действия, готовы противостоять усилению ассимиляционных процессов. За последние два года в регионе созданы молодежные организации, основными направлениями которых стали развитие калмыцкой культуры и языка, возрождение этнических традиций. Так, Центр развития современной ойратской культуры «Тенгрин уйдл» («Млечный путь»), объединивший общественных деятелей, журналистов, молодых преподавателей, постоянно реализует интересные этнокультурные проекты.
Один из проектов Центра развития современной ойратской культуры «Тенгрин уйдл» связан с возобновлением выпуска газеты «Өөрдин Зәңг», первый номер которой вышел 15 ноября 1917 г. Руководитель центра Басан Захаров отметил, что создатели первой калмыцкой газеты, Очра Номт и Боован Бадм, судьба которых оказалась весьма трагичной, успели выпустить всего пять номеров. В память об их инициативе и в целях сохранения духовной преемственности было решено возродить первое калмыцкое издание. Поэтому первому выпуску обновленной газеты, вышедшей 13 апреля 2012г., дан порядковый номер — № 6. «Ойратские Известия» выходят с периодичностью 1 раз в месяц и распространяются бесплатно в Элисте и районах Калмыкии.
Молодежная организация «Иткл» (руководитель — Виталий Боков), в составе которой выпускники различных вузов страны, организовывает бесплатные концерты в калмыцкой столице и в районах, на которых звучат не только современные песни, забытые народные мелодии, но и совершаются народные обряды. Молодежная организация успешно проводит массовые конкурсы знатоков языка, традиционной культуры, в которых принимают участие школьники и студенты различных учебных заведений г.Элисты. В 2011г. молодые люди организовали и успешно провели праздники калмыцкого чая, калмыцкой песни, соревнования по калмыцкой борьбе. Ребят из «Иткл» называют подвижниками, которые посвящают себя делу спасения культуры калмыцкого народа. И это тогда, когда казалось, что ничего нельзя вернуть, что многое бесследно исчезло. «В жизни Калмыкии "Иткл” — явление особое. Эти парни, блестяще знающие калмыцкий язык, прекрасно танцующие и поющие на родном языке, родом из калмыцких сел. Значит, народ способен из глубин своих выталкивать новых людей, с кодом и шифром культурной памяти. Если б таких ребят было бы человек сто, то вопрос исчезновения нашего языка был бы снят с повестки дня. И навсегда» (Конеев, 2012: 3). Иткловцев также волнуют проблемы физического совершенства народа через спорт, нравственное оздоровление, через веру и возрождение исконных традиций. И в этом деле они сами подают пример, т. к. считают, что никакие указы и увещевания не дойдут до сознания человека, если не будет примера для подражания.
Как видим, руководителей молодежных организаций — Басана Захарова, Виталия Бокова — отличают динамичность, креативность, приверженность к новым идеям, они конструируют социокультурную реальность, которая отвечает запросам молодого поколения. Эти лидеры, имея твердую жизненную позицию, нацеленность на конкретные действия, стремятся противостоять давлению ассимиляции. Культура существует и развивается благодаря усилиям талантливых личностей. Молодежь, как самая динамичная страта общества, носительница новых идей и обладательница права на будущее, пополняет его ряды и расширяет возможности творческой самореализации.
Рассмотренная в данной статье социальная проблема участия молодежи в этнокультурном вопроизводстве выходит в современной России на передний план, так как от того, как будет решаться задача социокультурного инвестирования в молодежный сегмент российского общества, во многом зависит его цивилизационное будущее. Анализируя результаты социологического исследования 2011, 2012гг., отметим, что молодые люди в большинстве своем готовы участвовать в этнокультурных процессах, происходящих в республике. С начала 1990-х гг. многое сделано для возрождения и развития калмыцкой культуры, духовных этнических ценностей, народных обычаев и обрядов. В этом процессе большое внимание уделяется молодому поколению, т. к. оно будет определять сохранение и развитие культуры в недалеком будущем. Несмотря на сложное социально-экономическое положение в регионе, здесь созданы необходимые условия, позволяющие молодым людям, молодежным организациям вносить значительный вклад в развитие калмыцкого общества, сохранение этнической культуры.
Список литературы:
Балакаева, Н. (2012) Молодые дарования Калмыкии // Известия Калмыкии. 5 апреля.
Букин, В.П.(2011) Социализация молодежи российской провинции в современных условиях : автореф. … д-ра социол. н. Саранск.
Быкова, Д.Ю., Зотов, В.В. (2011) Социокультурный подход к формированию молодежной политики инновационного общества // Вопросы культурологи. №4. С. 68–73.
Гунаев, Е.А.(2012a) Молодежный парламентаризм в Республике Калмыкия в 90-е годы XX -начале XXI века» // Четвертый Очередной Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие» (г. Уфа, 23-25 октября 2012 г.). Уфа ; М. : Изд-во ИС РАН.
Гунаев, Е.А.(2012b) Правовая культура и правовое воспитание молодежи (на примере Республики Калмыкия) // Мат-лы регион. науч.-практ. конф-ции «Участие калмыков в укреплении российской государственности» (г. Элиста, 29 ноября 2012 г.). Элиста: Изд-во КИГИ РАН
Гунаев, Е.А.(2013) Социально-культурный потенциал Республики Калмыкия и мнение молодежи о культурной жизни республики (по данным социологического опроса 2012 г.) // Развитие человеческого потенциала как приоритет государственной политики: Мат-лы междунар. конф-ции (г.Элиста, 7-11 июня 2013г.). Элиста : ЗАОр «НПП «Джангар». 286 с. С. 225–228.
Кальдинова, Г.П., Нуксунова, А.М. (2013) Этнокультурная идентичность студенческой молодежи Калмыкии // Россия — Монголия: культурная самобытность монголоязычных народов : сб. науч. тр. Элиста. С. 207–220.
Конеев, М. (2012) Цаган Сар на берегах Невы // Элистинский курьер. 2012. 1 марта. С.4.
Мангейм, К.(2004) Диагноз нашего времени / пер. с нем. М.И. Левина. М. : Юрист. 700 с.
Лазарев, И. (2012) Таланту нужен труд // Известия Калмыкии. 5 октября.
Ламажаа, Ч. К. (2008) Поколения Тувы ХХ века // Человек. № 4. С. 57–73.
Ламажаа, Ч. К. (2011) Тува между прошлым и будущим. 2 изд. М. : Книжный дом «Либроком».
Ламажаа, Ч. К., Намруева, Л. В. (2014) Комплексные проявления неотрадиционализма и архаизации в регионах Южного федерального округа // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 27–39.
Марзаева, М.Б.(2012a) Деятельность буддийских организаций Калмыкии по формированию ценностных ориентаций молодежи // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. № 3. С. 90–94.
Марзаева, М.Б.(2012b) Влияние традиционных конфессий на формирование нравственных качеств молодежи // Становление духовно-нравственной личности человека на традициях православной культуры. Мат.-лы Всерос. науч.-практ. конф.- ции. Пятигорск : ООО Рекламное агентство «Аверс». С. 118–121.
Намруева, Л.В. (2012а) Участие молодежи в этнокультурных процессах (на примере Калмыкии) // Панорама Евразии. №2 (10). С. 49–53.
Намруева, Л.В. (2012b) Молодежь и возрождение этнической культуры в Калмыкии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. №4. С. 76–80.
Намруева, Л.В. (2014) Отношение молодежи Калмыкии к обрядовой культуре (по итогам опроса 2012 года) // Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. «Государственно-правовое и социально-экономическое развитие современной России». Волгоград: Изд-во ВИЭСП. Вып. 14. 156 с. С. 139–142.
Нуксунова, А.М. (2012) Буддизм в текстах западной культуры и в восприятии калмыцкой молодежи. Компаративистский анализ // Духовная культура этноса. Мат-лы круглого стола «Духовная культура этноса», посв. 40-летию кафедры философии и культурологии КГУ. Элиста: Изд-во КалмГУ. С. 112–116.
Нуксунова, А.М. (2014) Возрождение бытового калмыцкого языка и буддизма как факторы этнической самоидентификации современной калмыцкой молодежи (по материалам социологического исследования) // Теория и практика общественного развития. №10. С. 67–76.
Современные социокультурные процессы в молодежной среде Республики Калмыкия (2014) / Намруева Л. В., Гунаев Е. А., Шарманджиев Д. А., Марзаева М. Б., Бадмаева Н. В., Иджаева Б. В. Элиста: КИГИ РАН.
Сикевич, З.В. (2011) Влияние этнического фактора на современное общество и человека // Журнал социологии и социальной антропологии. № 2. С. 41–58.
Шакуев, В.(2012) Вдохновение от Игоря Лазарева // Профсоюзы Калмыкии. №9. (104) сентябрь.
Шарманджиев, Д.А.(2013) Идеал человека у калмыков: традиции и система воспитания. Элиста : Изд-во КИГИ РАН. 2013.
Шарманджиев, Д.А.(2012) О роли СМИ в формировании национальной картины мира и духовно- нравственных ценностей молодежи РК // Мат-лы круглого стола «Духовная культура этноса», посв. 40- летию кафедры философии и культурологии Элиста : Изд-во КГУ. С. 160–163.
Шарманджиев, Д.А.(2013) Учебно-развивающий курс «Человек племени ойрат» как средство формирования личности младшего подростка на народном идеале человека. Центральноазиатские чтения. Сб. мат-лов II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 5-7 июня 2013 г.). / ред. З. Ю. Доржу, А. А.Стороженко. Кызыл: РИО ТувГУ. Вып.2. С. 138-140.
Шарманджиев, Д.А.(2014) О роли народных сказок, загадок-триад и мифов в формировании традиционных ценностей подрастающего поколения калмыков (на материалах калмыцкого фольклора)» // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Государственно-правовое и социально-экономическое развитие современной России». Волгоград: Изд-во НОУ ВПО ВИЭСП. Вып. 14. 156 с. С. 142–148.
Дата поступления: 10.02.2015 г.
Скачать файл статьи:
Библиографическое описание статьи:
Намруева Л. В. Участие молодежи в этнокультурном воспроизводстве в Республике Калмыкия [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2015, № 1. URL: https://www.new-tuva.info/journal/issue_25/7773-namrueva.html (дата обращения: дд.мм.гг.).