Chimit-Dorzhu Ondar: "My soul, feelings and my experience…”
(by A.A. Kongu)
В Тувинском книжном издательстве вышло в свет переиздание книги воспоминаний человека-легенды, известного общественного и политического деятеля Тувы и России, лидера национальных движений страны, советника полномочного представителя Республики Тыва в г. Москве, аксакала всех московских тувинцев Чимит-Доржу Байыровича Ондара «Путь инженера» (Кызыл, 2014).
Совсем недавно (всего-то в феврале этого года в Московском доме национальностей!) мы обсуждали вышедшее в 2013 году издание (Путь инженера … , 2014: Электр. ресурс). После этого автор отправился в Кызыл, где у него также прошла презентация-обсуждение книги. И вот, не успели мы моргнуть глазом, как теперь уже распробовавший перо Ч.-Д. Б. Ондар, вдохновленный всем услышанным в свой адрес, по поводу своего труда, сразу засел за исправления и дополнения в текст, и тут же издал обновленный вариант воспоминаний.
Причем вдохновения оказалось еще больше, чем вышедшее издание. Он сам предложил интервью нашему изданию, в котором хотел бы объясниться перед своим читателем, перед земляками.
— Чимит-Доржу Байырович, в первую очередь позвольте поздравить вас с переизданием вашей книги. За любой книгой, за писательством стоит колоссальный труд, упорство и терпение. Теперь вы для всех нас еще и писатель. Как вы оцените свою новую работу? Как вам она далась?
— Спасибо вам огромное за теплые слова! В целом, считаю, что получилась интересная книга. Честно признаюсь, что даже и не думал никогда писать книгу. Люблю очень читать. За свою долгую жизнь прочел огромное количество разных книг. Вот сам себе теперь задаю вопросы: как же я ее написал, как у меня это получилось?
Конечно, за жизнь писал много проектов писем и постановлений, приказов, ходатайств в различные государственные органы и учреждения, разным лицам. Но это было не творчество. Для написания книги нужен совершенно иной подход, требующий особого состояния ума, сердца и души.
Хотелось бы мне подчеркнуть один очень важный момент: на моем пути встречались и продолжают встречаться талантливые люди. В частности, назову имя Кыргыса Надымовича Диига, который был управделами Совмина Тувинской АССР, а также очень талантливым журналистом. Под его пером все становится совершенно другим. Второй человек — это Кужугет Сереевич Шойгу, работавший моим заместителем, секретарем Тувинского обкома КПСС, главным редактором газеты «Шын», также был писателем и журналистом. Мне посчастливилось встретить этих замечательных людей, работать с ними и учиться у них. Думаю, что именно они «заложили» в мою голову зерно писательства. Поэтому мне удалось написать эту книгу.
— Когда вы начали работу над книгой, это было острое желание? Что все-таки побудило вас взяться за перо?
— Прошлый век — это время, в котором мы жили, в котором прошло наше детство, юность, становление. Это был переменчивый, переходный период, сложный и во многом драматичный. Мы — тувинцы — перешли с полуфеодального образа жизни на совершенно другой. Как это повлияло на людей? Я стал все больше задумываться над этим и другими вопросами.
Подтолкнуло то, что, когда мне исполнилось 65 лет и когда по этому случаю мы устроили небольшой праздник, я услышал от своих друзей много хороших и добрых слов, поздравлений, пожеланий, воспоминаний. Захотелось это все зафиксировать.
Еще к написанию меня подтолкнули философские размышления, связанные с нашим первым «домом» — детской люлькой, кавай на тувинский. Мы, люди моего возраста, все «выползли» из кавая. И никогда не надо забывать этот «дом». Сейчас такой люльки нет, все по-другому растят детей, дети другие, их родители — тоже… Но корни свои забывать нельзя.
Еще одной причиной написать книгу стали смерть, уход одного за другим моих дорогих друзей, с которыми мы дружили, работали, делили и радость, и горе... Так, ушел из жизни бывший директор комбината «Туваасбест» Виктор Алексеевич Ухов, носитель высших правительственных наград, в том числе таких орденов, как орден «Октябрьской революции», орден «Трудового Красного знамени», «Дружбы народов», избиравшийся депутатом Тувинской АССР. Он приехал в Ак-Довурак со своей супругой в 1962 г… Потом умер Дмитрий Михайлович Свавильный, который был секретарем парткома, главным инженером, исполнял обязанности директора комбината. Он со своей супругой Галиной Ивановной, также работавшей в комбинате инженером, приехали в Туву в 1963 г. Они и многие другие мои друзья, коллеги, работники, все они приехали в Туву в 1960-х годах. Все они — молодые парни и девушки — были энтузиастами, романтиками; сорок с лишним лет проработали в республике инженерами, директорами, став основателями не только комбината, но и первым поколением технической интеллигенции Тувы, внесшей огромный вклад в развитие промышленности Тувы. Тогда была объявлена Всесоюзная ударная комсомольская стройка, в одном комбинате работали около четырех тысяч человек разных национальностей.
Когда умер Виктор Алексеевич Ухов, я был в Москве и позвонил в Кызыл, чтобы сообщить об этой грустной вести. На другом конце трубки у меня спросили: «Кто такой Ухов?..»
Ко мне пришло осознание того, если я не напишу, то эти люди будут забыты, их имена никто не будет знать. О них, возможно, будут писать, но уже совершенно по-другому, будут писать те, кто их близко не знает. К сожалению, именно так появляются слухи и неправильные факты, неправильная интерпретация и искаженное восприятие прошлого. Мне же нужна правда.
К тому же я страшно переживал, с одной стороны, что, то, что все мы строили — развалилось. С другой стороны, мне хотелось не только зафиксировать и написать про развал, показать, что мне жалко, но самое главное хочется рассказать о том, что можно создать и построить заново.
Все эти причины и побудили меня взяться за перо и написать книгу.
— Название придумали сразу?
— Нет, оно пришло в самый последний момент. Вариантов было много.
Почему остановился на названии «Путь инженера»? Во-первых, это не политизированная книга и, соответственно, мне не хотелось использовать официальных терминов. Во-вторых, для Тувы сейчас очень актуальна специальность инженеров. Без них республику мы не поднимем.
— Думается, что читатели могут почувствовать ваши переживания, даже разочарование и боль, связанные с развалом всего того, что вы и ваши друзья, коллеги так упорно и долго создавали, строили. Тем не менее, через всю вашу книгу красной нитью проходит идея надежды, что все еще можно вернуть, построить, но уже в других условиях и в этом новом времени.
— Вы как читатель в какой-то степени уловили мою идею, за это вам спасибо.
Если человек будет с интересом и серьезно читать эту книгу, то найдет много важного и интересного. Если просто так пролистает, посмотрит на фотографии, то многого и не узнает. Очень глубокий отзыв на книгу написала литературовед Мария Хадаханэ. Он был опубликован в газете «Тувинская правда». Мария Андреевна, на мой взгляд, изложила в своей небольшой статье всю суть книги.
Я считаю, что если человек не читает, не развивается внутренне, он не сможет достаточно хорошо разбираться даже в технических вопросах. Потому что всегда нужны фантазия и творчество, чтобы суметь все увидеть и понять. Надо постоянно мечтать. Люди же мечтали открыть Америку, другие страны и континенты. Ими двигали мечты. Поэтому всегда надо мечтать, особенно молодым. Нельзя ни про кого говорить, что он большой мечтатель, философ, абстракционист. Мне хотелось отразить это в своей книге и, думаю, что мне это удалось.
Для нынешних и будущих инженеров и руководителей пытался описать приемы эффективного управления коллективом, работниками, людьми, приемы раскрытия лучших качеств людей.
Я в своей жизни встречал разных людей, разных возрастов, национальностей, характеров и работал с ними. Самое главное в отношениях с людьми, особенно если ты начальник или руководитель — это открытость, честность и прозрачность отношений, уважение человека, понимание его внутреннего мира. Я никогда, даже при самой большой занятости не считал беседу с любым человеком лишним делом. Если человек интересуется, хочет поговорить, кем бы он ни был, чем бы ни занимался — ему надо уделить время. Нет плохих и хороших людей, есть люди разные. Надо уметь это понимать и уметь общаться с каждым. Это целое искусство.
Еще надо уметь ругать людей, но не обижать. Надо так ругать, чтобы человека ни капельки не обидеть, а наоборот — постараться сделать так, чтобы он увидел свои ошибки и исправил их. Можно вежливо, аккуратно сказать что-то человеку, но обидеть, а можно отругать очень сильно, но не обидеть… Это тонкая граница и тоже искусство.
В самом начале книги я, например, специально привел такие слова французского дипломата Шарля Талейрана «Высокие должности подобны скалам, их достигают орлы и пресмыкающиеся». В любой работе могут быть такие негативные стороны, как прием на работу по родственным связям, пресмыкательство перед начальством, нечестные отношения, зависть. Относительно последней хорошо сказал Чарльз Дарвин, автор теории эволюции: «… Он весь с ног до головы начинен завистью, как чахоточный — туберкулезными палочками». Великий полководец Чингисхан о зависти высказывался так: «Зависть — мать источника предательства».
Попытался также в книге раскрыть вопросы, касающиеся самого тувинского народа, его культуры. Задавался такими вопросами, например, «Кто такие тувинцы?», «Что с нами может случиться в будущем, если мы не будем заниматься самими собой?» Мы прошли очень долгий и трудный путь. У нас богатая история и культура, талантливые люди. Мы, я так думаю, очень долго пребывали в состоянии зажатой пружины, когда были под властью многих кочевых империй, в частности Цинской династии Китая. В 1911 г. после Синьхайской революции Тува освободилась от маньчжуров, в 1914 г. мы приняли покровительство России, затем создали свое государство — Тувинскую Народную Республику, в 1921–1944 годах. В 1936 г. мы создали свою тувинскую письменность. В 1944 г. вошли в состав Советского союза. За все это время эта пружина постепенно раскрывалась и, в конце концов, она полностью раскрылась, мы достигли высокого культурного и духовного уровня развития. Представьте себе: за один век численность тувинцев выросла в пять раз! Это же о многом говорит. Для меня это феномен, в практике мировой демографии, я так предполагаю, такого не было, чтобы за один век количество населения какого-либо народа так увеличилось! Это говорит о крепком организме всей нации, о силе, крепкости и потенциале заложенного в нас нашими предками генетического кода. Думаю, что этот вопрос мог бы стать интересной темой для научных исследований.
Также в книге приведены очень важные данные о Великой Отечественной войне, участии и помощи Тувы Советскому союзу.
В конце книги, в приложениях читатели найдут интересные фотографии, статистические данные и карту-схему проектируемой железной дороги «Кызыл–Курагино». Синей линией, например, там показан первый вариант дороги, красной — последний, по которой и пройдет дорога. Многие в Туве думают, что железная дорога пройдет по красивым местам, волнуются из-за этого, не зная и не видя схемы на карте. Она пройдет через Красноярский край, через реку Ус. На территории Тувы ей отводится около 100 км.
В самом конце книги я выписал из трудовой книги свой пройденный трудовой путь. И перечисляя все это, я только сейчас понял, какой тяжелый груз несли мои «хрупкие плечи».
В книге описан путь человека, сначала маленького мальчика, родившегося и выросшего в далеком в 1932 г. в семье простых кочевников, который достиг своей цели, имея только одну специальность инженера. Он развил и промышленность, и горнодобывающую отрасль, и сельское хозяйство, и экономику Тувы. Работал в сфере политических и межнациональных отношений. Это путь человека, который боролся, прорубал дороги, доказывал, смягчал сердца, наставлял, воспитывал, искал, находил, любил и терял. Это путь человека, который несмотря на все достижения, победы, награды, высокие посты, смею надеяться — остался Человеком.
Но книга не только обо мне. Книга написана для того, чтобы молодые люди, прочитав о моем пути, поняли, что как жили их отцы, задумались о том, как им жить. Ведь мой путь — это путь той национальной технической интеллигенции нашей республики. В книге также освещены также дорожные, хозяйственные, экономические, социальные, культурные, нравственные и философские стороны этого пути.
Можно использовать эту книгу как «дорожную карту», как навигатор для достижения своих целей. Жизнь специалиста, его дорожная карта определяется двумя важными составляющими — стартом и конечной целью. Если человек нашел свою дорогу, то должен по ней идти. Надо постоянно ставить цели.
Пожалуй, самое главное, что хотелось бы сказать: у нас есть наша малая родина — Тува. Не она распоряжается нами, а мы ею; судьба Тувы находится в наших руках и в руках подрастающего поколения Тувы.
В конце я написал небольшое завещание на полторы страницы о том, каким я вижу будущее Тувы и России. Я с оптимизмом смотрю на будущее нашей родной республики и страны в целом. Для этого мы должны сейчас работать, трудиться, не покладая рук. Считаю, что энергию тувинского общества восстановить можно. Можно создавать новые промышленные объекты и развиваться в условиях современной экономики.
— Были у вас помощники при подготовке книги?
— Конечно. Я от всей души также хотел бы поблагодарить тех, кто помог мне написать эту книгу. Хотел бы поблагодарить интереснейшего человека Ховалыга Мадыр-оола Бартыштаановича, редактора книги. Он помог мне выпустить первое издание книги. Он оценил книгу как путь инженера, хозяйственника, как путь человека, написавшего просто и живо о том, что он творил и делал. Маадыр-оол Бартыштаанович, в частности, сказал, что для молодых людей будет интересен мой путь как горняка, бросившего даже аттестат зрелости и освоившего сложную и трудную профессию горняка. Тувинец-кочевник может стать и горняком.
Хорошее и интересное предисловие ко второму изданию написал Норбу Виктор Яковлевич, которому я также очень благодарен. Он мне после первого издания книги сказал: «Ни одно слово не выкидывай, Чимит-Байырович. Если выкинешь хоть одно слово, содержание пропадет».
Мне очень помог также редактор Николай Шагдыр-оолович Куулар.
— Сейчас, наверное, вы рады, что все сложности с написанием книги, волнения, тревоги позади?
— Что вы! Волнений и переживаний еще больше! Переживаю за книгу и думаю, какую пользу она принесет, что она людям даст, как она будет воспринята читателями.
Надеюсь, что моя книга поднимет дух многим людям. Они найдут в ней имена своих родственников, увидят на фотографиях, узнают их трудовой путь. Это будет их подбадривать.
— О чем еще переживаете?
— В XX веке были две громадные потери у тувинского народа: потеря уважения к старшим и потеря традиционных норм поведения. Причина первой беды — быстрое получение образования и новых знаний, которые подорвали у молодежи доверие к старым людям и их народным знаниям. Это очень глубокая потеря, связанная с социальными и психологическими нормами отношений между молодежью и старшим поколением. В психологии молодых людей сформировалось представление о пожилых людях как безграмотных, не умеющих читать и писать, не разбирающихся в новых технологиях. Раньше в тувинском традиционном обществе в условиях кочевого образа жизни почти все были безграмотными, все слушали старших, которые обладали народными знаниями, передававшимися из поколения в поколение. Но ведь старые люди обладают самым ценным — жизненным опытом и мудростью, которой нет у молодых. Надо поэтому обращаться к старшему поколению за советами, уважать их, ибо только такое уважение и такие взаимоотношения между поколениями создают культурно-нравственную основу общества.
Вторая беда — это алкоголизм. У тувинцев ведь алкоголя как такового не было. Перегоняли мы арагу — молочную водку только летом, когда было много молока. Пожилые выпивают немного, сидят, общаются, песни поют и все. До тридцати лет молодые люди ни разу не пили, даже не пробовали арагу, а самое главное даже и не было такого представления о том, чтобы люди до этого возраста выпивали. Это было нормой. Как встречали Шагаа — Новый год? Всю ночь играли в шахматы, рассказывали друг другу сказки, легенды, интересные истории, ходили друг к другу в гости, просто общались, отдыхали. И всё без алкоголя! Как появился этиловый спирт, даже и не водка, а спирт, то началась алкоголизация.
Что делать? Как выйти из этого зла? Тут нужно глубокое философское мышление и серьезный научный подход. Мы должны над этим серьезно думать.
Время идет… У восточного человека есть в жизни три радости: первая — родиться человеком, кем бы он ни был, плохим или хорошим. Человек — это не свинья, это человек. Вторая радость — жениться или выйти замуж, создать семью, чтобы твой род продолжал жить. Третья — умереть правильно. Моя жена и мой преданный друг Дина Николаевна умерла в радости. Перед ее смертью мы всю ночь держали друг друга за руки… Мы очень хорошо жили и всегда говорили друг другу, что когда придет смерть, примем ее с радостью. Врачи потом говорили, что очень редко видели такой уход человека — счастливый и спокойный.
А для меня ее уход был самым тяжелым испытанием... Это свалилось на меня невыносимой тяжестью. Впервые почувствовал, как будто небо опрокинулось на землю, навалилось дикое одиночество. Я обязан ей всем тем, что мне удалось достичь в жизни. Она была удивительным человеком, кристально чистым. Ухаживала за моей мамой, которая двенадцать лет лежала дома парализованной. Не зная тувинского языка, Дина Николаевна ухаживала за ней, и они прекрасно относились друг к другу.
Жизнь моей уважаемой жены и преданного друга Дины Николаевны показывает, что это очень тяжелая работа — быть женой большого начальника. Супруга должна быть очень сдержанной и кристально чистой, какой была и Дина Николаевна.
Так что я вложил всю свою душу в эту книгу. Конечно, писательского таланта вы там не найдете, но там найдете мою душу, мои переживания, мой жизненный и трудовой путь, который всегда был связан с Тувой.
Беседовала А. А. Конгу, г. Москва.
Список литературы:
Путь инженера (круглый стол по книге Чимит-Доржу Ондара) (подготовили А. А. Конгу, Ч. К. Ламажаа) (2014) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1. URL: https://www.new-tuva.info/journal/issue_21/6973-ondar.html (дата обращения: 25.05.2014 ).
Дата поступления: 25.05.2014 г.
Скачать файл статьи