Аннотация: Статья посвящена таинственной стране Шамбала, которая упоминается во многих буддийских легендах и рукописях. Основываясь на разных источниках, автор убеждена, что Шамбала является не вымыслом, а реальностью, которая достижима для духовно реализованных людей.
Ключевые слова: буддизм, тантра, Калачакра, Шамбала, Тибет, Тува, Далай-лама ХIV, Богдо-гэгэн IX.
Mysterious Shambhala: reality without fiction
M.V. Mongush
Abstract: The article is about mysterious Shambhala country, which is mentioned in many Buddhist legends and manuscripts. Basing on different sources, author proves that Shambhala is not fiction, but is a reality, achievable for spiritually realized people.
Keywords: Buddhism, Tantra, Kalachakra, Shambhala, Tibet, Tuva, Dalai-Lama XIV, Bogdogegen IX.
Осенью 1992 г. Его Святейшество Далай-лама XIV впервые посетил Туву. Это было поистине историческое, яркое и незабываемое событие в жизни республики, которое долго отзывалось эхом в сердцах людей. К тому времени у меня за плечами были кандидатская диссертация и монография по тувинскому буддизму.
Стоял теплый сентябрьский день. Помню, как я трепетно внимала речам Учителя, находясь в многотысячной толпе на центральной площади Кызыла (Лекция Далай-ламы XIV …, Электр. ресурс). На высоком троне перед входом в Национальный драматический театр восседал Его Святейшество Далай-лама XIV. С правой стороны от него в нескольких метрах возвышался монументальный памятник Владимиру Ильичу Ленину, великому вождю мирового пролетариата, призывавшему вести беспощадную борьбу с религией, являющейся, по его глубокому убеждению, ни чем иным как опиумом для народа. «Как странно устроена человеческая природа. Только вчера мы верили в одно, а сегодня верим совершенно в противоположное», — думала я тогда. Между тем Его Святейшество выступал перед народом с простой и в то же время очень глубокой речью. Из нее следовало, что буддизм — вовсе не пережиток прошлого, а очень живое учение, практическое применение которого дает человеку избавление от многих личных проблем и несчастий. С этого момента мой научный интерес к этой религии значительно расширился. Меня стали интересовать не только история буддизма в Азии, но и его направления и школы, учение о карме и реинкарнации, тантрические практики и различные виды медитаций, знания о таинственной стране Шамбале и т. д.
Прошло шесть лет. За это время в духовной жизни Тувы произошли разительные перемены: буддизм активно возрождался, установились культурные контакты между тувинской и тибетской сангхой, восстанавливались ранее разрушенные и строились новые буддийский храмы.
Я же в своих стараниях самостоятельно познать сложные аспекты буддийского учения зашла в тупик. Все, что можно было осилить с помощью образования, интеллекта и общей эрудиции, я вроде осилила. Однако оставались такие темы, которые я без опытного гуру не была в состоянии понять и осмыслить. Чтобы преодолеть эту трудность я набралась смелости и написала письмо Далай-ламе с просьбой помочь мне в совершенствовании буддийских знаний. Написала на конверте, не мудрствуя лукаво: «Далай-ламе, город Дхарамсала, Индия». Ответа долго ждать не пришлось и он был положительным: приезжайте учиться, мы поможем. Письмо было подписано личным секретарем Его Святейшества господином Тензином Гьяче.
В Дхарамсалу я приехала в январе 1999 г. Это оказался небольшой и довольно уютный городок в штате Химачал Прадеш, что на севере Индии. Своей известностью он во многом обязан Его Святейшеству Далай-ламе XIV, который проживает здесь с 1959 г. вместе с несколькими тысяч тибетскими беженцами.
Вскоре я обратилась в офис Далай-ламы с просьбой о небольшом интервью у тибетского лидера, в чем мне, к счастью, не отказали. Встреча состоялась 31 марта во второй половине дня. Общение происходило предельно просто, иногда Далай-лама шутил, почти не задавал встречных вопросов, зато охотно отвечал на мои вопросы. Обсудив несколько вопросов политического характера, мы перешли, как мне казалось, к самой интересной теме — о Шамбале.
Я спросила Его Святейшество, действительно ли существует легендарная страна Шамбала, упоминаемая в некоторых буддийских текстах и, по предположениям, скрытая в незаселенных местностях Тибета, где-то в районе священной горы Кайлас. Далай-лама сказал, что Шамбала реально существует, но совсем не в том смысле, как это понимается. «Чтобы попасть туда, надо иметь особый билет», — сказал Учитель и внимательно посмотрел мне в глаза. А в них было полное недоумение и немой вопрос: как это сделать?
Приехав в Дхарамсалу во второй раз в 2005 г., я решила вновь вернуться к теме Шамбалы. С вопросами, предварительно записанными на бумаге, я отправилась к Его Святейшеству Богдо-гэгэну IХ Джебцуну Дамба Римпоче.
— Не секрет, что многие народы, особенно исповедующие буддизм, верят, что Шамбала действительно существует. Мои пожилые информанты, например, рассказывают, что бывали случаи, когда опытный мастер отправлялся после смерти в Шамбалу, чтобы получить там знания и через несколько лет вновь возвращался в мир людей. При этом он оставлял описания своей будущей внешности, по которым и идентифицировали его.
Это красивый вымысел или все же реальность?
— Шамбала совершенно точно есть. Когда ученые из разных стран спрашивают Его Святейшество Далай-ламу XIV о том, есть ли Шамбала, он всегда отвечает, что она есть. Но она не существует на таком физическом уровне, как, например, наша планета. Ее местонахождение нельзя определить так: садитесь на такой-то самолет, летите туда-то и там попадете в Шамбалу. Она существует на другом уровне реальности, в более тонком мире. Вход в нее крайне ограничен, а потому для большинства недоступен. Во всяком случае за одну жизнь попасть туда нереально, если нет достаточных кармических накоплений, т. е. благих заслуг.
Известны случаи, когда большие мастера отправлялись туда и возвращались оттуда. Например, будучи Таранатхой, я посещал много раз Шамбалу, получал там бесценные духовные знания. Уходил туда утром, а возвращался вечером. Это реальность, а вовсе не вымысел. Хотя Шамбала не может быть обнаружена на этой планете или даже в другом дальнем мире, тем не менее, она является миром человеческим, в котором все благоприятно для духовной практики, и в особенности для практики Калачакры Тантры.
Приведу один пример. В прошлом, в местности Амдо в Тибете жил известный лама, который многократно уходил и возвращался из Шамбалы. Однажды его помощник попросил, чтобы он взял его с собой в эту страну, на что лама сказал: к сожалению, у тебя нет кармы, чтобы оказаться там, но ты можешь подождать меня у ворот Шамбалы. Прикрыв своего помощника накидкой, лама отправился в Шамбалу. Он оставил его у ворот Шамбалы, а сам вошел в нее и провел там какое-то время. Помощник в ожидании ламы вырвал цветок, который рос у ворот. Потом они вернулись на землю вместе с этим цветком. У многих была возможность увидеть этот цветок в Тибете.
— Чем Шамбала отличается от мира людей?
— Там существа прибывают не в грубых физических телах, а в тонких, так называемых энергетических телах. Состояние их сознания совершенно иное: там живут просветленные существа, свободные от всевозможных страданий, которыми обременен наш мир, вернее наше сознание. А во всем остальном Шамбала напоминает мир людей. Поэтому она считается максимально благоприятным местом для нас, где мы можем духовно продвинуться.
— Как можно попасть в Шамбалу?
— Для этого необходимо практиковать Калачакру Тантру — Тайное Учение, о котором я упомянул ранее. Слово тантра означает «вечно длящийся поток продолженности». Он действует на трех уровнях: как основа (это наше сознание, в особенности его тончайший уровень, который известен как ясный свет), как путь (это метод становления Буддой, а именно медитативная практика) и как результат (это непрерывность тел Будды, которое мы достигаем с Пробуждением). Посвящение в Калачакру непосредственно связано с чистой землей Шамбалой. Оно дается людям, чтобы заложить у них причину в будущем для рождения в этой стране.
Когда-то Будда Шакьямуни дал Учение о Калачакре Тантре. И некоторые его ученики, получив это Посвящение, отбыли в Шамбалу. Там они получали новые знания, а завершив обучение, вновь вернулись на нашу землю (родились из чрева матери и прожили в облике людей), где начали давать Посвящение уже живущим здесь людям.
— Откуда идут истоки этого тайного Учения?
— Согласно древним текстам, Будда учил Калачакра Тантре более чем 2800 лет назад на земле современного штата Андхра Прадеш, что в Южной Индии. Правители северной страны Шамбалы были основной аудиторией его слушателей и они сберегли это Учение в своей стране. В Х веке два индийских учителя независимо попробовали достичь Шамбалы. На пути каждый из них испытал чистое видение этой земли, в котором и получил передачу посвящения Калачакры и весь свод материала. Каждый распространил это Учение в Индии, с небольшими различиями в изложении.
Калачакра на сегодняшний день является одной из самых поздних по историческому выявлению систем тантры, она занимает выдающееся место в монастырских школах Тибета, Индии, Непала, Бутана и других стран буддийского мира.
— Вы несколько раз бывали в России и давали Посвящение в Калачакру Тантру. Когда в 2003 г. вы давали его в Туве, некоторые присутствующие видели, как на обряд пришли духи-хозяева местности — существа без плотной телесной оболочки. Они выглядели очень страшно: были очень голодные и ободранные. Но во время обрядов и ритуалов эти духи стали преображаться, от них начал исходить приятный свет. Как вы можете прокомментировать это?
— Я очень рад слышать об этом, потому что одной из главных целей подготовительных ритуалов к Калачакре Тантре является именно благословение местных духов, принесение им пользы. Если духи получили удовлетворение от ритуалов, это значит, что в будущем это место, то есть Тува, будет развиваться в позитивном русле, созидательные процессы там ускорятся. Это также свидетельствует о том, что республика и ее народ получили благословение самого божества Калачакры. Это очень благоприятный знак.
— Калачакра Тантра показана только буддистам? Всякий ли может вступить на путь Тантры?
— Посвящение в Калачакру Тантру считается одной из самых закрытых, сложных, но в то же время самых глубоких учений, позволяющих проникнуть в величайшую тайну мира — тайну мистической жизни Космоса и Вселенной. Она полезна не только для буддистов, но и для любого человека, независимо от его вероисповедания и этнической принадлежности. Считается, что путь Тантры предназначен лишь для тех, кто уже заложил основы духовного развития, объясненные в системе сутр, т.е. пожелал полностью избавиться от причин страданий, освоил теорию пустоты и начал развивать бодхичитту, т. е. альтруистическую устремленность достичь пробуждения на благо всех живых существ, основанную на любви и сострадании.
Ритуалы посвящений невероятно сложны. Высшая йога-тантра использует четыре основных категории посвящений: «посвящение сосуда» сфокусировано на теле и дает полномочия для практики визуализации стадии сотворения; «тайное посвящение» сосредоточено на речи и уполномочивает для начальных стадий практики трансформации стадии завершения; «посвящение мудрости-интуиции» направлено на мысль и дает право на более высокие ступени стадии завершения; а «посвящение драгоценного слова», обращенное нераздельно к телу, речи и мысли, дает вам полномочия для наивысшего уровня интеграции стадии завершения, соответствующего учениям Великого Совершенства.
Если в древние времена посвящение в Тантру получали лишь самые подготовленные из учеников, то сейчас времена изменились. Сейчас повсюду имеется глубоко ощущаемая потребность как во внешнем, так и во внутреннем мире. Посвящение Калачакры — это церемония, которая собирает и объединяет людей всех наций, имеющих различные корни, в одной миротворческой духовной деятельности, которая заметным и конструктивным образом оказывает воздействие на самих этих людей (прежде всего путем преобразования их сознания), а затем и на окружающую среду.
Первое посвящение Калачакры, которое даровал Его Святейшество Далай-лама XIV за пределами Тибета в 1970-х годах прошлого столетия, посетила буквально горсточка иностранцев. С тех пор он передал посвящение во многих странах мира: Северной Америке, Европе, Монголии, Австралии. Ваш покорный слуга делает это в России.
— Почему именно сейчас вы так активно даете Посвящение в Калачакру?
— С точки зрения буддийской астрологии считается, что сейчас мы переживаем эпоху великого упадка. Это время характеризуется резким падением нравственности, забвением морально-этических устоев общества, увеличением количества всевозможных природных и техногенных катастроф.
Отличительной чертой нынешнего времени стало и то, что ум у большинства людей стал возбужденным, агрессивным, алчным. Невероятно большое значение стало придаваться интеллекту, благодаря которому изобретаются не только очень полезные для нашей жизни вещи, но всевозможные виды оружия массового уничтожения. Сами по себе оружия, снаряды, бомбы не возникают, их создает человек с помощью своего интеллекта. Поэтому самым лучшим средством, позволяющим противостоять этому безмерному хаосу и упадку, является Посвящение в Калачакру Тантру.
Его Святейшество Богдо-гэгэн IX, безусловно, очень обогатил мои знания о таинственной стране Шамбала. Однако семь лет спустя, 1 марта 2012 года из монгольской столицы Улан-Батора поступила грустная весть об уходе Учителя. За несколько месяцев до этого он по просьбе монгольского правительства переехал из Индии в Монголию, где находится его резиденция. Исторически сложилось, что он является главой монгольской буддийской церкви. И таковым он продолжит линию своей преемственности.
Через какое-то время я получила от своего коллеги Андрея Стрелкова, известного буддолога и тибетолога, в подарок его книгу, посвященную Шамбале (Стрелков 2011). Я прочитала ее на одном дыхании. Было впечатление, что я продолжаю получать знания об этой удивительной стране из одного и того же источника. Эти знания лишь дополняли те, что я получила от Далай-ламы XIV и Богдо-гэгэна IX.
Из книги А. Стрелкова я почерпнула любопытные детали. Оказывается, до получения Посвящения в Калачакру, жители Шамбалы были обычными людьми, а сама страна — обычным местом их проживания. После получения Посвящения в эту Тантру и по мере успехов в ее практике, жители страны стали могущественными йогинами, обладающими сверхобычными способностями — сиддхами, вследствие чего и сама страна-обитель обрела чудесные свойства. Именно успешная практика всем населением Шамбалы учения Калачакра явилось причиной того, что эта страна стала недоступной — в силу своей чистоты — для обычных людей. Не являющийся святым не может идти в Шамбалу (Стрелков 2011: 65–66, 116).
В настоящее время в Шамбале правит Ригдан ХХI Магаг. Он взошел на трон в 1927 г. (там же: 73). Люди там живут долго, до 1000, а то и более лет.
Интересно в книге описывается путь йогина в Шамбалу. Он состоит из подготовки и собственно пути в священную страну. Подготовка в свою очередь состоит из двух частей: созерцательно-ритуальной практики и поклонения святым местам. Созерцательно-ритуальная часть начинается с «осуществления» идама — созерцаемого йогином божества. Минимальный созерцательный цикл включает в себя начитывание 100 тысяч раз мантры божества, сопровождаемое его йогическим созерцанием и занимает как правило три года. После завершения созерцательного цикла в сновидениях должны возникнуть разрешающие знаки. В их отсутствие путь закрыт. При наличии разрешающих знаков, намеревающийся идти в Шамбалу, вновь приступает к созерцательной практике и исполняет по завершению ее циклов очистительные ритуалы жинсрег, выполняя и то и другое в громадных объемах (по 800 тысяч раз начитать каждую мантру, а количество мантр не ограничивается одной).
Вторая часть подготовки к выходу в путь в Шамбалу — совершение паломничества к священным буддийским местам. Во время совершения этого паломничества приносятся тысячи жертв и совершаются десятки тысяч обходов святынь.
В саму Шамбалу йогин оправляется из Индии, и на пути в священную страну его подстерегают многие трудности и смертельные опасности, которые он преодолевает, главным образом, с помощью тантрийских практик и ритуалов. Йогин подчиняет посредством этих практик и ритуалов различных сверхъестественных существ и обретает необходимые для преодоления трудного и долгого пути чудесные силы, вкусив очищенные и использованные в ритуалах чудодейственные растения. Путь йогин держит в северном направлении, уклоняясь иногда на северо-восток или северо-запад.
А. Стрелков, сравнивая разные источники, в которых говорится о пути в Шамбалу, отмечает следующие моменты: 1) Шамбала полагается местом, где сохраняются буддийские традиции (главным образом Тантры) и соответствующие тексты, отсутствующие в других местах; 2) дорога в Шамбалу сочетает как обыденные черты (следование с купцами в начале этого пути, прохождение через леса и пустыни, переправа через реку по ветвям деревьев и т.д.) и мистические (посещение Шамбалы в видениях, помощь божеств, использование магических сил йогинов и т. д.) (там же: 118–119, 128).
Территория Шамбалы имеет форму лотоса из восьми лепестков. Лотос выступает символом чистоты; он вырастает в священных обителях или местах рождения святых. В стране очень много света, его источниками являются тело и украшения царя Шамбалы; драгоценные камни, из которых сделан его дворец; чудесный самосияющий хрусталь горных вершин. Соединение света от этих источников не оставляют в Шамбале место мраку и тьме — включая ночную тьму.
Здания городов Шамбалы имеют два этажа и подобны индийским зданиям. Столицей Шамбалы является Калапа. В этом городе имеются все «элементы»: жемчуг, хрусталь, красный сапфир, морские раковины, топаз, коралл, золото и прочее. Здесь так же имеется много серебряной воды; слышны журчанье водных потоков и пение пчел, постоянно звучит проповедь святого учения, наполняющая радостью подвижников.
О жителях Шамбалы в источниках говорится следующее. Рожденные в этой стране люди исключительно прекрасны телом и своей молодостью. Они рождаются из лотоса; это считается одним из способов чудесного рождения. Шамбалинцы привержены добродетелям, свойства их натуры прекрасны, их способности восприятия остры. Большинство из них реализовали восемь сиддх, много овладевших самадхи. Ко многим верующим посредством их йогической силы приходят в качестве слуг наги и асуры, а также и другие существа нечеловеческой природы. Поле жизни шамбалинцев связано мягкими законами, битье и причинение боли в правопорядке полностью отсутствуют. Шамбалинцы обладают большой силой, поэтому не спеша проходят в день 10 йоджан (приблизительно 144 км); они никогда не рождаются в дурных участях (животные, преты — голодные духи предков, адские жители).
Цари Шамбалы носят корону, отмеченную знаками пяти родов, имеют одежду «вращающегося колесо»; и в холода связывают волосы головы на макушке. Мужчины-домохозяева имеют головные уборы и хлопчатые одеяния белого или красного цвета. Женщины носят белую или синюю одежду, имеющую немного драгоценностей и узоров.
В Шамбале также имеется множество монахов с бритой головой и босыми ногами. Здесь имеются представители всех буддийских направлений — как представители 18-ти школ шраваков (последователи Хинаяны), так и представители Махаяны – Парамитаяны и Ваджраяны. Почитание Будды у них безгранично.
Имеют широкое распространение наставление Цзонхавы и его учеников. То есть жители Шамбалы практикуют и постигают учения, возникшие в средневековом Тибете. Таким образом, оказывается, что не только жители обычных стран черпают мудрость и знание в Шамбале, посещая ее наяву или во сне, или перерождаясь в ней, но и сами шамбалинцы имеют духовными учителями людей обычных стран, в данном случае Тибета. Поэтому связь Шамбалы и обычных стран в плане религиозного учения оказывается двусторонней и взаимовыгодной (там же: 140–149, 199–200).
Среди буддистов распространено представление о том, что в соответствующие времена три главных иерарха северного буддизма, Далай-лама, Панчен-лама и Богдо-гэгэн родятся в Шамбале (там же: 149). Получается, что не зря мы получаем от них наставления и Посвящения в Калачакру Тантру, и вероятность посещения или перерождения в Шамбале для особо продвинутых учеников вовсе не исключается.
Список литературы:
Лекция Далай-ламы XIV на центральной площади г. Кызыла, 20 сентября 1992 [Электронный ресурс] // Его Святейшество Далай-лама XIV. URL: http://dalailama.ru/news/visits/visit-1992t/193-dalai_lama_in_tuva.html (дата обращения: 28.11.2013).
Стрелков, А. (2011). Легенда о Шамбале буддийского учения Калачакра. Улан-Удэ.
Дата поступления: 28.11.2013 г.
Скачать файл статьи