Аннотация: В статье анализируется роман «Посторонняя женщина» Салима Сазыговича Сюрюн-оола, классика тувинской литературы.
Ключевые слова: роман, тувинская литература, художественность, Салим Сюрюн-оол.
The novels of S. Surun-ool: ideal-artistic innovation
S. S. Kombu
Abstract:Article analyzes the novel "Stranger woman” by classic Tuvan writer Salim SazygovichSurun-ool.
Keywords:novel, Tuvan literature, artistry, Salim Surun-ool
Ведущим жанром в тувинском литературном процессе является роман, в котором присутствует живой интерес к социально-бытовым проблемам современности. Здесь особенно заметно воздействие творчества А. Чехова на произведения тувинских романистов. Так, влияние А. Чехова мы находим и в творчестве С. Сюрюн-оола.
Салим Сюрюн-оол как писатель состоялся вначале как автор повестей «Озалааш хем» («Глушь»), «Ынакшыл-дыр» («Это — любовь»), «Лейтенантынын даалгазы» («Поручение лейтенанта»), «Авазынга дангырак» («Клятва матери»), «Кымнын оглул? («Чей сын?»), «Ногаан ортулук» («Зеленый остров»). В повестях он предстает как писатель с яркой творческой личностью, ибо его повести отличаются глубиной и содержательностью коллизий и человеческих характеров, насыщены социально-философскими и нравственными аспектами, ярким взглядом на жизнь, общество. Писатель много работал в жанре рассказов, раскрывая новые черты в духовном, нравственном облике современного человека. Произведения С. Сюрюн-оола глубоко национальны. «Для великого поэта, — писал В. Г. Белинский, — нет большей чести, как быть в высшей степени национальным» (Белинский, 1948: 296). В ранних его повестях было заложено начало романного мышления, которое все время развивалось и проросло в произведения «Өске кадай» (Сюрюн-оол, 1980).
Как мы знаем, автор волен назвать жанр своего произведения. Однако, лишь позже читателям, критикам определяется истинный жанр, который предъявляют фактическое содержание и проблематика произведения. Основываясь на принятом определении романа как большой формы эпического жанра, наиболее общими чертами которого являются изображение человека в сложных условиях жизненного процесса, многолинейность сюжета, многоголосие, большой объем сравнительно с другими жанрами, мы можем с уверенностью считать произведение С. Сюрюн-оола «Посторонняя женщина» (которое сам писатель назвал повестью) является романом.
Подробному анализу подвергает этот роман в своей рецензии критик Антон Калзан (Калзан, 1991: 31–40). Им правильно отмечены как положительные, так и негативные стороны этого произведения. И критик А.К. Калзан, впервые высоко оценив произведение, подчеркнул и попытался дать жанровую суть, назвал его романом. В сюжетном развитии произведения обнаруживаются элементы романтического повествования. И действительно, здесь есть эпическая широта, обстоятельность повествования, разностороннее отображение исторических событий. В судьбе главного героя происходят всевозможные препятствия и перипетии, характерные для романтического стиля. Героиня претерпевает удары судьбы, удаляется от общества, многократно ошибается: не выходя замуж, рожает сына. «Когда Эмер-кыс родила Кежика, мать ее очень обрадовалась». И вот опять беременна… И работать не хочет... Ей помогает совсем другая, посторонняя женщина Дензиваа. Хорошее не всегда и не сразу берет верх над негативом. Вот так и происходит и с посторонней женщиной и с девушкой Эмер-кыс.
В центре первого романа С. Сюрюн-оола — проблемы морально-этического характера. Писатель пытается показать общественные проблемы как бы «изнутри», в отличие от других, которые прямолинейно обличающих социальные пороки устами посторонних наблюдателей. Писатель раскрывает эту тематику на другом уровне, изображая личную драму человека. Этот роман является одним из тех немногих произведений, авторы которых сумели добиться подлинной реалистической глубины в разработке социально-этической проблематики.
Это роман о связи времен, о верности нравственным принципам и убеждениям. Действие происходит в 1970-ые годы в одном городке. Главная героиня Эмер-кыс попадает в нехорошее окружение таких же молодых людей, как она сама. Героиня романа находится в состоянии поиска, проходит через заблуждения и сомнения. Она не может найти работу, и своих поклонников меняет быстро. Ее мучают угрызения совести, не покидает чувство вины, ответственности перед обществом, людьми. Углубленный поиск причин отрицательных сторон и явлений нашей жизни, стремление полнее и точнее понять и обобщенно представить новые веяния в общественной жизни потребовали от писателя выдвинуть в качестве главного героя молодую девушку, глубоко ошибающуюся в жизни, не находившую себя в сложных перипетиях дорог судьбы. При этом у Эмер-кыс есть талант. Она устроилась на работу учителем хореографии. В основу повествования заложена идея победы добра над превратностями обстоятельств. Одним из самых важных моментов романа является нравственное прозрение главной героини.
Анализ романа показывает, что писатель воссоздал и осмыслил те социальные факторы, которые привели главную героиню к трагизму, к этическому спаду. Автор показывает читателям как разрушается человек под влиянием негативной социальной среды, в котором он живет. Эмер-кыс — не исключение, она воплощает в себе судьбу многих ей подобных. Этим романом автор поднимается до самых широких социальных обобщений. В идейно-тематическом плане роман дает собирательный образ тувинской молодежи тех времен, отошедшей от духовного наследия предков.
Особая сила романа «Посторонняя женщина» С. Сюрюн-оола определяется тем, что он пронизан заботой автора о духовной, идейной, нравственной чистоте нашего общества. В произведении нет масштабных событий, экстремальных ситуаций. Есть будни, есть самые обыкновенные люди с их повседневными заботами. Писатель в своем произведении передает течение жизни, но в этом течении открывает предельно напряженные конфликты, видит за неприметными, частными явлениями острейшие мировоззренческие, нравственные схватки.
Роман насыщен многочисленными жизненными событиями. Поступки героев очерчены схематично, совершенно отсутствуют психологические характеристики, но в описании бытовых сцен наблюдается мастерство писателя. Все эти детали нужны писателю для воссоздания исторической обстановки изображаемой эпохи.
Герои произведения С. Сюрюн-оола взяты из жизни, у них были прототипы. Однако писатель не только воспроизводит их, а «пересоздает» (В. Г. Белинский) на основе своего идеала. Героиня романа — посторонняя женщина — Дензиваа — стала воплощением чистой совести, верности высоким идеалам духа созидания. Она живет по соседству с главной героиней. И своим женским сердцем видит и переживает, как Эмер-кыс пошла по другой дороге. Ее материнским отношением к людям, человеческой заботой ко всему, что происходит вокруг, писатель оценивает жизнь своих молодых героев. Молодые люди обрисованы живо, правдиво, они показаны в разных обстоятельствах, и в работе, и в личных переживаниях. Заслугой писателя является то, что характер главной героини Эмер-кыс дан в динамике, в становлении.
«Посторонняя женщина» С. Сюрюн-оола обратила на себя внимание постановкой проблем, во многом новых для тувинской прозы. На первый взгляд, это очередной разговор на тему «отцов и детей». Однако самый текст романа утверждает иную, более общую и более трудную нравственную задачу, созвучную нашему времени и волнующую многих прозаиков, поэтов. Произведение исполнено раздумий о подлинном душевном здоровье молодого поколения, полно уверенности в нравственном очищении молодежи. Этот роман скорее об ответственности любого из нас, за того, кто рядом. Актуальность тематики, острота затронутых проблем, стремление найти новые эстетические пути решения проблемы — вот что отличает роман С. Сюрюн-оола «Посторонняя женщина». Роман поднимает проблему человеческих ценностей, выдвигает на первый план социально-психологическую проблематику, ставя вопрос о нравственном долге человека.
Список литературы:
Белинский, В. Г. (1948) Собрание сочинений : в 3 т. М. Т. 3.
Калзан, А. К. (1991) Өзүлдениң демдектери: литература-критиктиг чыынды. Кызыл. — На тув. яз.
Сюрюн-оол, С. С. (1980) Өске кадай. Кызыл. — На тув. яз.
Дата поступления: 24.03.2014 г.
Скачать файл статьи