Аннотация: Текст доклада участника II Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность» (1-3 июля 2011 г.).
Ключевые слова: Тенгри, история, монголы, Сокровенное сказание монголов.
Representation of the Mongol view to Tenger in "Secret History of the Mongols”
Luvsandamba Dashnyam (Mongolia)
Abstract: A report of participant of the 3rd International Science and Practice Conference "Tengriism and epic heritage of Eurasian people: origins and modernity” (July 1-3, 2011).
Keywords: Tengri, history, Mongols, Secret History of the Mongols.
Историческая жизнь монголов отчетливо отражена в «Сокровенном сказании монголов», написанном в 1240 году. Этот источник повествует о родословной Чингис-хана, о жизни самого правителя, его упорстве и героических деяниях в создании великого государства, о роли монгольских воинов-всадников в завоевании мира, их доблестях и подвигах. В нем очень реалистично отражены не только материальная сторона жизни и быта монголов, но и их духовный мир. Кому поклонялись, и какова была вера в то время у монголов? Что руководило их разумом? Именно в «Сокровенном сказании монголов» даются ответы на многие подобные вопросы. Труд написан художественным языком, а сам автор высказал обширные идеи и помыслы, основанные на собственных взглядах и «симпатиях».
Мы постараемся особо выделить взгляды монголов, связанные с божественным началом поклонения Небу — Тенгер. «Сокровенное сказание монголов» начинается с повествования о Борте чоне.
Только одно это предложение в «Сокровенном сказании монголов» исследователями было интерпретировано однозначно, и ни одна строка не была растолкована.
Многие авторы, изучавшие «Сокровенное сказание монголов», отмечают, что автор произведения признает Тэмужина как родившегося по воле всевышнего Неба — Тенгер (С. Козин), указанием всевышнего (П. Пеллео), судьбой, завещанной от всевышнего (А. Мостерт, Ф. В. Кливз), повелением Неба — Тенгер, а сам источник, как просто священное произведение (Э. Хэниш, Гэй-Гүй Cүн).
Причисляя себя к небесному началу, монголы определяют непосредственную сущность человека. Одним из ярких примеров того, что монголы связывают свою судьбу с Небом — Тенгер, является оптимистическое определение «небесный», которое содержит в себе следующее понятие: «мы — дети космического круговорота», а не только земного, и «нашими судьбами вершат на небесах». В этом отчетливо проявляется мысль, что нашими судьбами ведают не на земле, а именно на Небе. Поэтому, считая себя связанными с «матерью-землей и небесным отцом», у монголов и существует традиционное понятие о Небе — Тенгер, как об отце, основном хозяине, определяющим судьбу человека.
Такое воззрение было связано с происхождением шаманизма. В традиционном смысле шаманы — это те, кто с помощью своей силы принимает всю инерцию вселенной, впитывает в себя энергию отношений с Космосом, как сверху «указанной» истины. Согласно мудрой восточной пословице: «Все сотворено мыслью неба, а плоды деяний — самим человеком».
Надо принимать во внимание то, что «соблаговоление неба» не высказывается напрямую шаманами, а косвенно или же через специальных посредников. По высказанному выше, поклонение Небу для монголов является великой силой, изъявлением истины, которая предопределяет судьбу человека и является «взаимозависимым Я».
В «Сокровенном сказании монголов», написанном в период распространения буддизма в Монголии, в отличие, например, от греческих легенд, где повествуется о постоянных битвах воинов-богатырей, все явления, как небесные, так и земные, объясняются как существующие взаимозависимо друг от друга, а стиль изложения произведения не является «указанием» творить добро и зло.
Небо — это великая Вселенная, громадная сила, которая влияет на изменения в мире, вследствие чего происходят необыкновенные события, становящиеся историей человечества. Небо, понимаемое как огромное пространство, как материальный мир, является основным содержанием «Сокровенного сказания монголов».
В «Сокровенном сказании …» не только Чингис-хан обращается к Небу. Многие другие, например, Жамуха называет Чингис-хана другом, одаренного Небом (§ 201), ученые, шаманы (§163, §244), Ван хан (§167), Вангин Чинсан и царица Хулан, считает себя ниспосланной родителям по повелению Неба (§197).
О влиянии Неба на поступки людей говорят некоторые события, указанные в «Сокровенном сказании монголов». Так, старушка Хоогчин, предупредила о наступлении меркитов уже за день, «услышала, превратившись в радугу, увидела, превратившись в лисицу» (§103). Чингис-хан, посылая богатыря Субедея с военными действиями вместе с экипажем на телегах, так говорил: «Ты в силах парить, как сокол и в силах кусать, как тарбаган» (§199). Все это больше, чем просто слова. Они исходят из того, что «покровительствует тебе небо», «небо даст тебе силы или дало силы».
Так же, как жертвоприношение вельмож, обряды (§70), как однорогая корова сломала телегу Жамуха, как Хорчи доносит шаманам о том, как Тэмужин становится владыкой и как он позднее награждается (§121), как божественная царица Наймана Гурбэсу приносит жертвоприношение головы хана Ван даже после его смерти (§189), Найманский Буйруг, Хутуга из Ойрада зад барьж, но Небо не возлюбило их и из-за этого как они изменяют ему (§143) — все это связано с идеями Неба, о том, как они общались с Небом.
Это свидетельствует о том, что в XIII в. монголы не только осознавали сущность Неба, но и были способны воспользоваться «знанием», ниспосланным им с Неба. Естественно, на это были способны одаренные люди с большими возможностями, талантом и судьбами.
Таких людей в Монголии было много и во времена социализма, однако с ними обращались жестоко. Такова грустная история.
Из «Сокровенного сказания монголов» мы наблюдаем этикет глубочайшего почтения при обращении к Небу. Небо выбирает достойного кандидата на трон: «только ты в силах творить», тем самым, оправдывает его действия, защищает, помогает своему избраннику и дополняет его силу. В силу «участия» Неба в жизни людей, результаты их были различны, однако деяния Чингисхана Небо всегда благословляло.
Несмотря на то, что Чингис-хан чувствовал благословение Неба, свою благодарность вначале он выражал земле, рекам, например, горе Бурхан Халдун, принося ей пожертвования. Другими словами, он изображался «земным человеком», постигавшим все собственным умом и жившим земной жизнью. Однако из «Сказания…» ощущается, что он общался, молился и раскаивался только Небу.
Есть образное описание, где он, сняв свой пояс и повесив его на шею, держа шапку и приложив руки к груди, встает на колени лицом к Солнцу, и девять раз поклонившись горе Бурхан Халдун, почтительно заканчивал свое обращение (§103). Позднее Чингис-хан перестал молиться в определенных местах, например, перед горой Бурхан Халдун. Это может быть связано с военными действиями в разных странах, и стал обращаться лишь к Небу. Его осознание Неба стало более глубоким.
Христианин Плано Карпини, который неплохо узнал жизнь и быт монголов, живя среди них, рассказывал: «... Они верят Небу: природе живой и не живой — как творителю всего, ведающему и приводящему в гармонию все в мире, рождение и смерть человека, его болезни, страдания, счастье и радость суть его воля». То же отмечали разведчики династии Сун Пэн Да-Я и Сюй Ти в своих заметках «Хэй да ши люц» или «В кратких заметках черных татаров»: «Монголы в своей речи всегда использовали слова «Сильны под вечным Небом»». Таким бросающимся в глаза для иностранцев было понятие о Небе, распространенное среди монголов.
Из «Сокровенного сказания монголов» абсолютно очевидно, что понятие Неба стало пониматься глубже, вследствие чего стало называться «всесильное и вечное Небо». Совершенно ясно содержание и значение Неба, как «курьера» Вселенной с его обширным владычеством и как вечного явления. Из «Сказания…» мы убеждаемся в том, что Небо — это вечная, неизменная Вселенная и Космос.
Из «Сокровенного сказания …» явствует, что Чингис-хан в разных случаях обращался к Небу и проявлялось это по-разному. Например, когда в ночь Огоодей и Борхул пропали без вести среди врагов, внутренне молились: «Знать вечному Небу!» и когда вера доходит до крайности (§172), тогда возвращают захваченную силой жену. В этом им помогли Тоорил и Жамуха, и все были безгранично рады. Когда невольно упоминается о могуществе Неба, о власти (§113), когда Шихихутагт в своих словах, высказанных на церемонии, награждая своих князей тысячников после установления мира в стране, говорил: оценив за заслуги, что был «Под покровительством вечного Неба, «оком видеть, ухом услышать» возвели его иском страны и дали право «губить тех, кто должен быть погубленным, убить тех, кто должен быть убит», то, что написано на белом листе бумаги синими чернилами никто не вправе изменить, кроме Чингис-хана. Эта неприкосновенность сказана так величественно и четко, что перед глазами отчетливо видно, как естественно находится под покровительством Неба (§203).
Вместе с желанием, покровительством и силой, «указанными» Небом, проявляется мастерство и способности также и автора «Сокровенного сказания монголов», показавшего как Хан, ставленник Неба и рожденный под защитой Неба, в то же время был обычным «земным существом», которому были присущи все человеческие слабости.
Надо учитывать и то, что было развито стремление исправить земную жизнь по велению Неба, восстановить на земле господство Неба с Вечных времен. Это развивалось с поздних монгольских ханов, в частности, с Гуег хана. С возникновением такого принципа, как «В небе единственное солнце, а на земле единственный хан», это было осознано и претворено в жизнь.
Подводя итоги, могу сказать, что в «Сокровенном сказании монголов», как зеркале жизни монголов XIII века, ясно отражено понятие о Небе. Это был период осмысления шаманизма и понятий, основанных на предписаниях, традициях, нормах и небесных правилах Всевышнего. Согласно этим идеям и приходило стремление изменить жизнь на земле. Осмысление, рожденное природой, превратилось в процессе жизни во взгляды, идеи и направления, более того, развивалось, строго придерживаясь традиций. Чингис-хан воплотил свои идеи в законах «Великого правления».
Скачать файл статьи