Аннотация: В статье говорится о происхождении одного калмыцкого рода — мааткуд. История названия этого рода имеет древние корни, связанные с культом дерева.
Статья подготовлена при поддержке РГНФ «Мифы, легенды, предания (несказочная проза)», подготовка к изданию (грант № 13-14-08001/р).
Ключевые слова: калмыки, род, культ дерева, юрта.
A legend about the Kalmyk clan of Maatkud
T. G. Basangova
Abstract: Article tells about an origin of one of Kalmyk clans — Maatkud. The name of the clan has ancient roots based on the cult of tree.
Keywords: Kalmyks, clan, cult of tree, yurt.
В мифопоэтической традиции калмыков значительное место принадлежит культу деревьев. Почитание дерева, восприятие его как центра мира распространено во всей мировой культуре. Так, священный ясень Иггдрасиль — центр и ось мира в скандинавской мифологии. Его крона поднимается к месту обитания богов — небу, его ствол олицетворяет жизнь среднего мира, а корни простираются до мира подземного. В Индии почиталась ашваттха — священное дерево у горы Меру, в Египте — золотое древо, в Китае — шелковица, на которой жила Сихэ — богиня-мать десяти солнц. Славяне поклонялись священному дереву Перуна — дубу.
Название дерева «бодун модн» присутствует в калмыцком фольклоре, идентифицирующем род мааткуд. Он принадлежат к дербетскому роду асмат, относящемуся к Абганеровскому улусу.
Род мааткуд, согласно преданию, пошел от богатыря по имени Бодун Модн (крепкое дерево). Предание о происхождении названия этого рода в переводе автора этих строк звучит следующим образом:
«Давным-давно жил-был Эрдни-богатырь, отличающийся большой силой. У него был единственный брат. Однажды его младший брат в двенадцатилетнем возрасте, охотясь, застрелил с помощью лука и стрел марала и тут же разделал его тушу.
Вдруг со стороны восхода солнца появился огромный человек, у которого были черные усы. Приблизившись к охотнику, он попросил у него добычу. У двенадцатилетнего юноши не было сил ему противодействовать, поэтому он отдал всю добычу.
Огромный богатырь с добычей ускакал.
Мальчик, сильно разозлившись, обо всем рассказал старшему брату по имени Эрдни.
Брат сказал следующее: «Ты сможешь отомстить этому богатырю за содеянное, когда тебе исполнится семнадцать лет».
Но в шестнадцатилетнем возрасте младший брат опять решил помериться силой с богатырем, отнявшим у него его добычу. Вышел он из дома вместе со старшим братом. Взошли они вместе на холм, старший брат говорит младшему: «Толкни меня». Младший брат, приблизившись к старшему, толкнул его, но он не стронулся с места. Толкнул двумя руками, брат остался неподвижен. Разогнавшись, что есть силы толкнул, но сам отлетел от брата.
Тогда брат сказал: «Сил у тебя маловато, отправишься на будущий год».
Прошло немного времени, младший брат догнал старшего ростом и весом.
Отправились два брата в путь, захватили с собой длинную толстую палку, лежавшую в степи. С палки они убрали кору так, что она стала блестящей.
Шли они долго и увидели вдали черноусого черного человека. Догнали его, и на эту палку подняли богатыря вместе с конем.
Крикнули ему братья: «Наконец мы победили тебя!»
Черный человек с черными усами крикнул им в ответ: «С давних пор я был сильнее тебя и теперь это так».
Разгневался младший брат и со всей силой ударил его о землю. Черный человек с черными усами испугавшись сильно, убежал в степь, оставив своего коня.
Этого богатыря, победившего врага, нарекли именем Бодун Модн (крепкое дерево). От его имени пошел этот род бодун модн (информант К. Т. Ковынкаев, запись Н. Б. Степанова, 1989 г.)
Предание с элементами мифа о происхождении рода мааткуд имеет свою структуру.
Обряд инициации юного богатыря — младшего брата в двенадцатилетнем возрасте представлен в виде в форме первой удачной охоты. Представлен мотив богатырского роста и мотив испытания богатырской силы в шестнадцатилетнем и семнадцатилетнем возрасте. Палка, которая лежит в степи, становится для братьев богатырским вооружением, с помощью которой они побеждают врага. Сюжет завершается наречением богатыря именем Бодун Модн, от которого пошел данный род.
История названия этого рода связана с культом дерева, который у калмыков получил разные формы (см.: Басангова, 2006). Общее название дерева у монгольских народов — модн. В героическом эпосе «Джангар» встречаются следующие породы деревьев: таволожник, ива, верба, сосна, сандаловое дерево. Характерной чертой является их раскидистая крона (куполообразная, развесистая). Деревья с раскидистой кроной, согласно фольклорным текстам, растут в безлюдной степи, на возвышенности. Одним из дерева, имеющего защитную функцию, является бахн (столб, опорная балка) в центре юрты, при переходе к оседлому образу жизни подпорка (опорная балка) не исчезла из жилища калмыков. На подпорке дома делали отметки роста детей в калмыцкой семье.
Подпорка юрты (бахн) присутствует в детской обрядности калмыков. Перед тем как надеть на ребенка новую рубашку, ею ударяли об эту подпорку и произносили: «Пусть у ребенка будет всегда двойная прибыль, вместо одной убыли». Считалось, что посредством заговора и удара одеждой о подпорку юрты устанавливается незримая связь между новорожденным и почитаемым деревом. Согласно обычаю, калмычки рожали, держась за подпорку юрты, что еще раз подтверждает ее защитную функцию.
Также имеется определенная взаимосвязь с жилищем (гер). Основное историческое жилище монгольских народов — войлочная юрта «ишк гер», которая у калмыков до их перевода на оседлость в начале двадцатого века оставалась основным жильем. Строение юрты — кочевого жилища было объектом исследования многих ученых (Бакаева, Сангаджиев, 2005).
Несколько слов о том, как появилось в «женском языке» невесток этого рода название рода мааткуд (Рамстедт, 1957: 221). При переходе калмыков на оседлость стали изготовлять из крепких пород дерева матицы дома. Русское слово матица — основная балка, поддерживающая потолочный настил, легло в основу названия этого рода. В связи с законами фонетики калмыцкого языка «матица » стало звучать как «маатк». Из всех названий рода сохранилось на данный момент название рода мааткуд.
Первоначальное название «бодун модн» сохранилось в этногенетических преданиях этого рода. Согласно нашим полевым исследованиям, представители данного рода считают должным при строительстве жилища возводить опорный столб как память о своем происхождении.
Таким образом, название арвана с течением времени у представителей этого рода претерпело ряд изменений — «бодун модн» — «крепкое дерево», «герин гол модн» — «главная опора дома» и «мааткуд» — «матица», в которых прослеживается культ дерева, легшего в основу сюжета о первопредке Бодун Модн.
Список литературы:
Басангова, Т. Г. (2006) Концепт «дерево» и его аналоги в обрядовой поэзии калмыков // Этнокультурная концептосфера: общее, специфичное, уникальное. Материалы Международной научной конференции. Элиста : Изд–во Калмыцкого госуниверситета, 2006. С. 37–38.
Бакаева, Э. П., Сангаджиев, Ю. И. (2005) Культура жилища: этнические традиции и современные приоритеты у калмыков. Элиста : Джангар.
Рамстедт, Г. И. (1957) Введение в алтайское языкознание. Морфология / пер. с нем. М. : Изд-во иностранной литературы.
Дата поступления: 26.07.2013 г.
Скачать файл статьи
Библиографическое описание статьи:
Басангова Т. Г. Предание об одном калмыцком роде [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. Электр. журнал. 2013, № 3. URL: https://www.new-tuva.info/journal/issue_19/6480-basangova.html (дата обращения: дд.мм.гг.).