Аннотация: В статье рассматривается историко-культурный потенциал Республики Алтая как основа для развития экологического и культурно-познавательного туризма, сформулированы основные проблемы по его укреплению.
Ключевые слова: экологический туризм, культурный туризм, Каракольская долина, Пазырыкская культура, природный парк «Белуха».
Issue of historical and cultural capacity and possibility of its exploitation for cultural tourism in Altai Republic
Takarakova E. O.
Abstract: Article considers the historical and cultural capacity of the Altai Republic as a basis for development of ecological and cultural tourism in the region. The main objects and the factors influencing its development are revealed.
Keywords: ecological tourism, cultural tourism, Karakol valley, Pazyryk culture, Belukha natural park.
Горный Алтай является местом величайших культурных и этнических контактов между Востоком и Западом. Алтай — это горная страна в Западной Сибири, в которой можно наблюдать взаимосвязь самобытной и современной культуры, а также имеется богатая история народа. Алтай разнообразен природными условиями, животным миром и историко-культурными ресурсами, что представляет огромный интерес для туристов как России, так и зарубежья.
В Республике Алтай в качестве туристических объектов выступают уникальные природные явления, необычные памятники культуры, в том числе особо охраняемые природные территории: природные и биосферные заповедники, парки, заказники, ботанические сады, а также священные места коренного населения — алтайцев. Благодаря всему этому регион имеет большие возможности для развития культурно-познавательного туризма. Число посетителей, гостей и туристов республики с каждым годом увеличивается.
Сегодня появился тип интеллектуальных туристов, которые с большим интересом относятся к различным культурным традициям, к истории народа и человечества, их привлекают вопросы сохранения культурного наследия. Тем самым можно говорить о культурном туризме. Культурный туризм (cultural tourism) понятийно и предметно объединяет все виды туризма, направленные на познавательные и ознакомительные цели, изучение культурного наследия человечества (Биржаков, Никифиров, 2003: 518).
Республика Алтай имеет все составляющие для того, чтобы здесь разворачивался культурный туризм. Всемирную славу региона составляют его уникальные археологические памятники Пазырыкской культуры, Государственный природный заповедник «Алтайский», Государственный природный биосферный заповедник «Катунский», гора Белуха, плато Укок и Телецкое озеро. Все эти объекты включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как один объект под названием «Алтай — золотые горы» и находятся под охраной «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия».
Республику Алтай посещают преимущественно летом. Основная цель поездки — увидеть уникальные природные ландшафты, а также историко-архитектурные памятники, музеи, рекреационные зоны. К сожалению, вопрос об инфраструктуре для развития туризма, а также регламентах остается довольно острым.
Рассмотрим Каракольскую долину, представляющую собой уникальное культурное наследие. Здесь сосредоточены знаменитые Башадарские, Туектинские, Шибинские, Талдинские курганы скифской эпохи, рунические письма, каменные изваяния и многие другие достопримечательные места. Каракольская долина объявлена особо охраняемой природной территорией, где создан Каракольский природный парк «Уч-Энмек».
Основной целью деятельностью природного парка «Уч-Энмек» является сохранение памятников историко-культурного наследия коренного населения Горного Алтая, охрана природных комплексов и биологического разнообразия данной территории, а также разработка и внедрение модели его использования в государственных и международных взаимоотношениях (Опарина, 2009: 93). В парке разработаны особые регламенты, принципы и правила посещения сакральных мест и объектов, но в силу они не вступили. Этому способствует человеческий фактор, а именно большое количество так называемых «диких» туристов, которые не соблюдают данные правила посещения охраняемых и священных мест на Алтае. Они останавливаются там, где им удобно, ставят палатки, отдыхают, занимаются тем, что им интересно. После отдыха зачастую забывают убрать за собой, за ними остаются гора мусора, которая не украшает землю Алтая. В этом случае, я считаю, нужно создать патрульные машины, которые будут смотреть за всем происходящим, выписывать штрафы, если туристы открыли лагерь не в положенном для отдыха месте, порекомендовать им ближайшие гостиницы.
Загрязнение территории Каракольской долины зависит не только от огромного количества посетителей, а также от местного населения, не соблюдающего правил сохранения природы. Можно предложить поставить каждые через несколько километров контейнеры для мусора в доступных местах, как для туристов, так и гостей, посетителей и местного населения. Ведь курганы и множество культурных памятников, священных мест, находящиеся на территории Каракольской долины легкодоступны и располагаются вдоль Чуйского тракта. Чуйский тракт — основная транспортная магистраль Горного Алтая и одна из самых древних дорог, соединяющих Западную Сибирь с Центральной Азией.
Неконтролируемое посещение туристами археологических памятников и других объектов культурного значения вызывает большую тревогу. Например, из-за повышенной экологической нагрузки и умышленной порчи разрушаются наскальные рисунки. Так, по этой причине в угрожающем положении оказались петроглифы грота Куйлу в Усть-Коксинском районе, святилищ Бичикту-Боом, Калбак-Таш Онгудайского района. В этом случае распространено хищение наскальных рисунков, что вызывает резко негативное отношение у коренного населения.
На сегодня угроза разрушения памятника Калбак-Таш уменьшилась и связано это с тем, что на памятнике целенаправленную работу приводит природно-хозяйственный парк «Чуй-Оозы». Святилище Бичикту-Боома, которое находится на территории этнопарка «Уч-Энмек» в настоящее время тоже мало подвергается хищению наскальных рисунков. Здесь при осмотре наскальных изображений можно воспользоваться услугами экскурсоводов. Некоторые шаги к организованному осмотру памятников историко-культурного наследия Горного Алтая предпринимаются, но пока они единичны.
Огромным вниманием пользуются курганы Пазырыкской культуры в Улаганском районе. С 1998 г. в с. Усть-Улаган функционирует историко-этнографический музей «Пазырык». Целью данного музея является изучение, сбор, сохранение и популяризация археологических памятников различных исторических культур, предметов материального и духовного наследия теленгитов среди местного населения и туристов (Горбунова, 2010: 55). К сожалению, данный музей не имеет специалистов в области музейного дела, не имеет специального музейного оборудования, что приводит к утрате музейных предметов. В том числе отсутствует отдельное здание для хранения музейных предметов, из-за этого в настоящее время музей закрыт.
Особым интересом у туристов, приезжающих поодиночке или неорганизованными группами, уже не первый год пользуется природный парк «Зона покоя Укок». Его территория расположена на границе Монголии, Китая и Казахстана. «Дикий» туризм стал причиной сложной экологической обстановки в парке.
Среди объектов туризма есть Телецкое озеро — природный ландшафт, представляющий богатую научную, учебно-познавательную, лечебно-оздоровительную, экскурсионно-эстетическую ценность. Название «Телецкое» произошло от названия племени алтайцев — телесов, проживающих на его берегах. Одна из историй об озере гласит, что давным- давно на берегах горного озера, которое наполняют хрустально-чистой водой сотни рек и ручьев, сбегающих с ледниковых гор, поселились люди тюркского племени тёлёс. Озеро стали называть по имени поселенцев Тёлёс — Кёль — Озеро Тёлёсов. Летом в 1633 г. из Аба-туринского острога на берега озера прибыл отряд казаков под командованием боярского сына Петра Сабанского. Собрались к нему жители, впервые увидевшие русских. Спросил их Петр Сабанский, как называют озеро. Ответили ему, что озеро Тёлёс-Кёль называют. Записал в своих бумагах боярский сын «Телесское озеро». Со временем в русской речи превратилось это название в Телецкое озеро. Только сами алтайцы и соседние народы — хакасы, монголы, тувинцы и шорцы называют его Алтын-Кёль — «Золотое озеро» (Опарина, 2009: 67). Данный объект тоже пользуется большим спросом у современных «диких» туристов. Обеспечение надлежащей охраны и создание атмосферы культурных мифов побережья будут привлекать гостей и определенным образом регулировать их поведение. В том числе, необходимо развивать сотрудничество между администрацией данной территории с местным населением. Примерно такого же подхода охраны требует к себе природный парк «Белуха».
В природном парке «Белуха» есть многодневные паломнические туры: «В поисках Шамбалы» и «По следам Рериха». Гора Белуха у алтайского народа считается священным местом, поэтому здесь необходимо знать туристу особенности посещения таких мест. За тысячелетия жизни в горах местное население накопило важные знания о законах горной природы и о том, как обращаться с природными стихиями и энергиями мест, как выживать и правильно жить в горах. Сегодня эти знания принято называть традиционными знаниями или традиционными экологическими знаниями (Алмашев, 2008: 27). На Алтае культ гор имеет огромное значение, поэтому знать и уметь пользоваться знаниями о законах горной природы — первая необходимость для туриста. При решении проблемы незнания местных обычаев и традиций можно использовать интеллектуальные и материальные ресурсы как муниципальных так и республиканских научных организаций.
Таким образом, важность и актуальность проблемы развития туризма на Алтае обусловлены постоянным ростом интереса к региону со стороны иностранных туристов и российских. Туризм ускоряет развитие экономики самого региона, стимулирует развитие производства сувениров, ювелирной промышленности и не только. В связи с развитием туризма в Горном Алтае появляются национальные юрты, изделия народных промыслов, национальная одежда. Но при этом остро стоит вопрос сохранения историко-культурных ресурсов. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и вследствие этого угроза существования на Земле живых организмов, в том числе человека требуют решительных и практических мер по защите и охране природы, правого регулирования использования природных ресурсов.
Список литературы:
Алмашев, Ч. Д. (2008) Особо охраняемые места Алтая. Экскурсии и правила посещения, охраняемых и священных мест Республики Алтай. Горно-Алтайск : Фонд устойчивого развития Алтая.
Биржаков, М. Б., Никифоров, В. И. (2003) Большой Глоссарий терминов международного туризма : в 2 т. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. : Невский фонд. Т. 2.
Горбунова, Т. Г. (2010) Современные направления актуализации культурного наследия // Обсерватория культуры. №4. С. 54–58.
Опарина, Р. В. (2009) Мир заповедной природы Алтая : учеб. пособие. Горно-Алтайск – Барнаул : Фонд устойчивого развития.
Свириденко, Ю. П., Гойхман, О. Я. (2010) Сервис и туризм: словарь-справочник. М. : Альфа.
Скачать файл статьи